Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1025

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание процедуры
На высоте 1,5-1,7 метра от пола натягивается веревка, выполняющая роль растяжки.
Инструкция группе
«При выполнении спецоперации путь вашей группе на горной тропе преградила растяжка. Внешние условия таковы, что вы не можете ее обез- вредить, обойти или поднырнуть под ней. Группе необходимо перебраться через веревку-растяжку, не используя подручные средства, кроме одежды.
Также участникам нельзя поддерживать и подстраховывать друг друга под растяжкой. В случае ее задевания любым участником группа считается по- гибшей и возвращается в исходное положение.
Упражнение считается выполненным только после того, как все участ- ники переберутся через «растяжку».
Комментарии
Наибольшая сложность заключается в преодолении растяжки послед- ним участником, так как его некому подсадить. Группе приходиться при- думывать различные способы его вытягивания. При этом если он задевает веревку, то вся группа считается подорвавшейся и начинает выполнение уп- ражнения заново. Как правило, группа «погибает» на последнем этапе не- сколько раз, прежде чем ей удается придумать способ преодоления «растяж- ки» последним участником.
В случае стабильной неуспешности группы ведущему полезно расса- дить ее в круг и провести обсуждение причин неудачи. При этом следует об- ратить внимание на то, какие подавались идеи, чем они понравились или не понравились. А также попросить группу выработать дальнейшую стратегию действий. После этого можно продолжить выполнение упражнения.
Данное упражнение можно использовать и в диагностических целях.
Кроме развития способности к согласованным действиям данное упражнение проявляет стратегии действия участников в ситуациях эмоционального на- пряжения, что позволяет прогнозировать варианты развития событий в экс- тремальных условиях.
Опасность!
В ходе выполнения упражнения возможны случаи ушибов и растяже- ний. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о мерах безопасности, ор- ганизуя подстраховку участников. По возможности желательно под «растяж- кой» положить маты.
15.5. БЛИНДАЖ
Описание процедуры
На полу растеливается 4-5 газет такого размера, чтобы на них могла свободно уместиться вся группа. Группе объясняется, что расстеленные на полу газеты будут являться «блиндажами», в которых участникам необходи- мо «укрыться» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сигнала может быть использован свисток.) Участ- ники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрывают-
129

ся в блиндажах» — вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты. Участник, не уместившийся на газете, считается погибшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла товарища, и выполняет упражне- ние еще раз в том же варианте сложности. При успешном выполнении веду- щий уменьшает количество «блиндажей», убирая одну газету, и продолжает упражнение. На последнем этапе группе предстоит «уместиться в очень ма- леньком блиндаже», что невозможно без реальной физической поддержки участниками друг друга.
В процессе обсуждения полезно обратить внимание на вопросы: что мешало выполнению упражнения? Что помогало при выполнении уп- ражнения?
15.6. «МИНА»
Описание процедуры
По команде ведущего — «Мина!», группе необходимо за минимальное время (3—5 с) покинуть круг («блиндаж») через узкий проход (между двумя стульями), обозначенный ведущим. Команда подается ведущим без преду- преждения. Создается установка на вероятность гибели участников, вовремя не успевших покинуть «блиндаж», от прямого попадания в него мины. Уп- ражнение выполняется несколько раз с обсуждениями.
Комментарии
Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись именно ему. В процессе обсуждения полезно об- ратить внимание на то, кто обычно выскакивал первым, а кто последним и почему. Попросить их рассказать, какие мысли приходили им в голову в процессе выполнения
Ведущий может дать установку участникам на возможность выполне- ния данного упражнения в процессе других процедур и подавать команду без предупреждения. В данном виде упражнение позволяет развить способность быстрого реагирования и переключения на другой вид действий в экстре- мальной ситуации.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Глава 16
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Данная серия упражнений предназначена для развития комму- никативных качеств, хотя некоторые из описанных далее упражнений могут быть использованы и для раскрепощения участников.
16.1. «ГРУППОВОЙ РАССКАЗ»
69
Описание процедуры
Группа разбивается на две команды. (Лучше выполнять упражнение в круге, разделив участников на два полукруга.) Каждой команде необходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например авторучку или карандаш как «рабочий инструмент писателя ».
69
Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
130

Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, на- пример: «Была хорошая погода...», — и передает ручку следующему по кругу участнику из этой команды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, например: «Была хорошая погода, и у всех было хорошее настроение...», после чего передает «ав- торское перо» следующему, который также повторяет предыдущую фразу и дополняет ее своей. После некоторых продолжений (если участники поняли, что их дополнение должно согласовываться с предыдущим рассказом) веду- щий предлагает участникам больше не повторять уже «написанную» часть рассказа, а очередному «писателю» просто продолжать рассказ дальше. Ко- гда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова пере- дает «перо» первому участнику для продолжения рассказа.
Процедура заканчивается, если команда допустит длинную паузу или какой-нибудь участник продолжит рассказ фразой, содержательно не сты- кующейся с предыдущим рассказом. После этого свой рассказ сочиняет вто- рая команда.
По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа и обсуждаются затруднения.
16.2. «ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА»
Установка
Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или другими навязчивыми намерениями. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается.
Как быть? Иногда и умение просто выгнать бывает полезно, но сейчас наша цель научиться другому опыту действия.
А время идет... Конечно же, рекламный агент специально обучен и
действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Что делать?
Как поступить? Что говорить ?Но нужно как-то решить эту проблему.
Причем:
Не потерять время.
• Не выйти из себя.
• Не поддаться на уговоры.
Описание процедуры
Участникам предлагается объединиться в пары и проиграть вышеопи- санную ситуацию.
При этом задача агента, всеми способами пытаться «зацепить клиента».
«Утилизировать» аргументы клиента, не давая ему возможность повторять один и тот же отказ. Пытаться тем или иным способом переиграть его.
Задача клиента: не грубить, отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны...», «Вы так внимательны и добры...», и «нет» предложению: «Спасибо, но я в этом не заинтересован...»
При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждае- мых проблем, чтобы все-таки навязать свою игру, клиент применяет принцип
«заезженной пластинки». То есть, чтобы ни говорил агент, клиент его вы-
131

слушивает и с неизменной вежливостью повторяет одну и ту же фразу, на- пример: «Спасибо, но меня это не интересует».
В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возмож- ность высказаться и оценить успешность действий партнера.
16.3. «РАССМЕШИ ПАРТНЕРА»
70
Описание процедуры
Выбирается первая пара игроков. Задача одного участника — любыми средствами рассмешить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, корчить рожицы и т. д.
Задача другого участника — постараться сохранить самообладание и не улыбаться.
Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вы- звать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пы- тается рассмешить его.
Если никакими силами рассмешить не удается, то на его роль выбира- ется другой участник.
Во время обсуждения нужно дать возможность высказаться каждому участнику. Можно группе определить самого насмешливого и самого смеш- ливого участника.
16.4. «РАЗГОВОР»
Легенда
Неуверенным в себе людям часто бывает очень трудно первыми начать разговор с другим человеком. А если разговор и начался, то им бывает очень трудно его поддержать и еще труднее открыть свой внутренний мир для дру- гого человека.
Как ни печально, но это обостряется в ситуации встречи со значимым человеком, человеком, который им очень интересен. Как назло именно в этот момент «просыпаются» все комплексы и зажимы. Именно в этот момент ста- новится очень не все равно, «как все это будет выглядеть со стороны...».
В результате это никак не выглядит со стороны, потому что разговор так и не начинается... или быстро завершается. В результате человеку так и приходится жить одному в своем мире...
Если для вас важен разговор, то важно, как вы его начнете, как вы бу- дете его в дальнейшем поддерживать и как вы из него выйдете.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах. Можно заранее оговорить, где именно встретились участники, а можно выполнять по принципу «здесь и те- перь».
Первый участник обращается к своему коллеге, задавая какой-нибудь вопрос. При этом нужно задавать открытые вопросы, которые представляют
70
Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
132
максимум возможностей для ответа. Отвечая на этот вопрос, можно расска- зать целую историю.
Например: «Откуда ты приехал?» — открытый вопрос.
«Ты приехал из Красноярска?» — закрытый вопрос, предполагающий конкретный и короткий ответ.
Второй участник (отвечающий) стремится как можно полнее ответить на вопрос.
Хорошим развитием разговора считается вариант, в котором первому участнику в конечном итоге удается перевести разговор из режима «вопрос- ответ» к рассказу вторым участником какой-либо истории. При этом первый участник внимательно слушает и всячески поддерживает рассказчика. При необходимости он осторожно продлевает разговор, прося подробнее описать или пояснить что-нибудь из сказанного.
Как правило, при нормальном развитии упражнения (разговора) участ- ники сами меняются ролями.
По окончании процедуры — обсуждение.
16.5. ПРОСЬБА
Очень многое зависит от того, какими словами, с какой интонацией и в какой обстановке вы представите вашу просьбу. Именно от этого зависит ус- пешность действия.
Данное упражнение направлено на то, чтобы максимально повысить вероятность выполнения просьбы.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах. Задача одного участника — попро- сить другого выполнить какую-либо его просьбу. Для начала можно по- просить что-нибудь не очень значимое на время, например авторучку. Или попросить о каком-либо более существенном одолжении. Участнику необхо- димо проявить все свое мастерство, оригинальность и находчивость. При этом лучше попробовать использование различных приемов, например: на- чинать просьбу с комплимента, упомянуть некоторые заслуги того, к кому вы обращаетесь, его авторитет и значимость, попробовать высказывать сразу за просьбой косвенную признательность, благодарность за предстоящую услугу и т. п.
Задача второго участника — внимательно выслушать просьбу, оценить, насколько эффективно действовал партнер, и в конечном итоге согласиться или не согласиться выполнить просьбу.
Комментарии
Многое зависит от того, в какой именно форме излагается просьба и как при этом учитываются личностные особенности партнера. В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действий партнера. При этом можно выделить стратегии наиболее удачливых «просителей».
16.6. ИНТОНАЦИИ
133


Интонации — наиболее важный элемент речи. Они создают общий ме- лодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит. Одну и ту же фра- зу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интонаций в речи является полезным навыком эффективного коммуникатора.
Данное упражнение направлено на развитие навыков управления инто- нацией.
Описание процедуры
Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Какая хорошая сегодня погода». По очереди (по кругу) каждому участнику необходимо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произ- нести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безраз- личной, с удивлением или др.). Повторять интонации нельзя. Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход).
В процессе произношения ведущий определяет, с какой именно инто- нацией была произнесена фраза (например — вопросительная). Если интона- ция трудно определима, тогда группа совместно находит ей название или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть про- изнесена данная фраза.
Глава 17
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
В данную главу включены упражнения на развитие мышления, внима- ния, памяти и наблюдательности. Подобные упражнения чаще используются в специально ориентированных тренингах, но их можно использовать и как вспомогательные средства в СПТ.
А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности
17.1. «СЛОВЕСНЫЙ КОМ»
71
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее слово, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыду- щие два слова и добавляет одно свое. Далее каждому последующему участ- нику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их по- явления, и добавить к ним свое. Таким образом, количество слов увеличива- ется с каждым участником, разрастаясь как «снежный ком». Если участник ошибся, то группа помогает ему, напоминая пропущенное слово или пере- ставляя перепутанные слова. Процедура заканчивается, когда три участника
71
Идея предложена Г. H.Марасановым [33].
134
подряд не смогли воспроизвести слова без помощи группы. После этого под- считывается, из скольких слов удалось «скатать» ком группе.
Комментарии
Во время обсуждения участники описывают свои способы запоминания последовательности слов. Кто-то пытается зазубрить слова механически.
Кто-то связывает слова с их авторами или «развешивает» их по комнате.
Часть участников пытается связать их логикой или объединить в рассказ.
Обсуждение направлено на «вскрытие» имеющихся способов запоми- нания у различных людей, и каждый участник мысленно так или иначе
«примеряет» иные способы. Поэтому ведущему следует останавливать лю- бые попытки оценивать их эффективность. Каждый сможет это сделать са- мостоятельно.
После обсуждения упражнение полезно сделать еще раз, предложив участникам попробовать иные способы запоминания. По окончании снова подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать ком» группе, и проводит- ся обсуждение.
Внимание!
В процессе выполнения упражнения очень важно создать в группе ат- мосферу, исключающую конкуренцию и критические замечания в отноше- нии других участников и их способов запоминания Участникам необходимо объяснить, что нет правильных или неправильных способов, важно то, на- сколько тот или иной способ эффективно работает у конкретного человека.
Только в случае, когда участники тренинга работают на поддержку друг дру- га, начинают творчески пробовать иные способы и проверять их эффектив- ность.
17.2. «СКУЛЬПТОР»
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который выходит за дверь. Определяются же- лающие побыть немного в роли «материала» для работы скульптора. (Для первого раза достаточно 3—4 человек.)
Остальные участники — скульпторы. Их задача: быстро «слепить» скульптурную композицию из участников, исполняющих роль материала.
Скульпторы сообща расставляют и придают определенные позы участникам
— материалу, которые должны сохранять эти позы.
Когда композиция готова, ведущий приглашает участника, ожидающе- го за дверью. Ему предлагается внимательно посмотреть на композицию
(примерно 5-10 секунд) и еще раз выйти за дверь. После этого скульптурная композиция разрушается, ведущий «перемешивает» всех участников.
Задача участника после приглашения — восстановить по памяти всю композицию как можно точнее, выбрав тех же участников и восстановив все детали, в том числе одежды (расстегнутые — застегнутые пуговицы и т. п.).
Вся группа при этом выполняет роль материала. После того как он закончил, группа оценивает точность копии и находит отличия. Как правило, участники очень хорошо запоминают первоначальные позы и их можно попросить
135