Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1023

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ющийся в течение жизни автопортрет по отдельным обрывкам. Каждый ус- пешен в этом по-разному. Складывающееся в течение жизни представление человека о себе нередко не совпадает с совокупностью его реальных качеств и представлением о нем окружающих. Можно выделить несколько проекций- представлений относительно любого человека, назовем его «Ч»:
«Ч» — реальный;
«Ч1» — представление данного человека о себе.
«Ч2» — представление данного человека о том, как его воспринимают окружающие.
«Ч3» — представление о данном человеке окружающих. Одной из за- дач социально-психологического тренинга является сближение всего ком- плекса представлений («Ч» = «41» = «42») в сознании каждого участника и развитие умения формировать соответствующее представление о нем у дру- гих участников взаимодействия («43»). Только при действительном совпаде- нии этих проекций-представлений человек может быть конгруэнтным и ус- пешным.
Формирование и коррекция представления человека о себе в тре- нинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходят более ин- тенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В тренинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны.
При этом другие участники группы выступают в роли особых «зеркал», от- ражающих и показывающих то, что сам участник не может «увидеть» само- стоятельно.
Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм
17
, создали широко описан- ную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллю- стрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе.
Я
Другие
Знаю о себе
Не знаю о себе
Знают обо мне
1
Открытая область
2
Слепая область
Не знают обо мне
3
Скрытая область
4
Неизвестная область
Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а дру- гие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведе- ния, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведе- ния).
17
См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. С. 74.
22

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни).
Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.
Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1 -и облас- ти за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом уменьшение 2-й области данной схемы происходит замечет получения обратной связи от группы. Са- мораскрытие участников позволяет им снять «маски» и приводит к уменьше- нию 3-й области. Совместно с ведущим группа исследует и 4 область, полу- чает новые знания и понимание.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утон- ченный процесс, требующий от ведущего особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и вос- принимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее отно- шение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает слож- ные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к са- мопознанию и самосовершенствованию, что при соответствующем сопрово- ждении может способствовать более эффективной перестройке всего «зда- ния» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психи- ческих процессов, различных навыков и т. п., является скорее строительст- вом пристроек к имеющемуся зданию.
Работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психо- логическое приобретение человека меняет его представление о себе. И на- оборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вы- нес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Следует также особо подчеркнуть важность направленного вы- страивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и разви- тии у них их способности к самораскрытию. Готовность человека к раскры- тию своего «Я» другому человеку является символом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскрытию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности»
18
. Кро- ме того, процесс самораскрытия каждого участника группе является не толь- ко средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов.
Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной сторо- ны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представ-
18
Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренингов / НПЦ «Психодиагности- ка». — Я.: 1992. — С. 5.
23

лений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе»
19
1.5. ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗ-
МЕНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ
Тренинговая группа является и средством и средой для предна- меренных изменений участников тренинга. Различными авторами выделяют- ся следующие факторы, обеспечивающие изменения участников в группе
[22; 42; 59].
1. Членство в группе. Само членство в группе может эффективно воз- действовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе по- зволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.
2. Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддержка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпо- сылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на само- оценку, повышает степень самоуважения, способствует позитивной пере- оценке отношения к себе.
3. Помощь другим участникам группы. Помощь остальным учас- тникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной необ- ходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезненную фик- сацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.
4. Возможность эмоционального реагирования. Возможность сво- бодного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональное на- пряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способству- ет раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствую- щими переживаниями и последующей их переработке.
5. Обратная связь. Одним из важнейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, получаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невербальной, общей или специфической, оценочной или просто описывающей, эмоционально ок- рашенной или нейтральной, но именно она является для участника «его ви- дением себя со стороны». Человек и в обыденной жизни так или иначе полу- чает обратную связь. Но в ситуации, сформированной в психологическом плане группы, он более подготовлен к конструктивному восприятию обрат- ной связи от других участников, которая в свою очередь может быть более объективной, откровенной, а главное, не отсроченной.
6. Наблюдение и осмысление. Даже пассивное наблюдение, а тем бо- лее активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмыс- ление собственного опыта и поведения в группе, мотивов, лежащих в реали-
19
Андреева Г. И. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 120.
24

зации данного поведения, собственных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях, своей роли в происхождении конфликтных ситуаций, и др.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Глава 2
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ
Тренинговая группа является обществом в миниатюре. Соответственно в ней разворачиваются групповые процессы, присущие всем социальным группам.
Совокупность всех внутригрупповых социально-психологических про- цессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы, в со- циальной психологии объединяется под термином «групповая динамика»
20
К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития
(движения) группы во времени, обусловленные взаимодействием и взаимо- отношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динами- ки в тренинговых группах выделяются:
− фазы развития группы;
− групповые роли и феномен лидерства;
− групповая сплоченность и напряженность;
− групповое давление и конформность;
− процессы нормообразования;
− процессы принятия групповых решений и др.
2.1. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Конструктивная работа может проводиться только в психологически развитой, подготовленной группе. Группа должна соответственно развиться для того, чтобы приобрести терапевтическую и коррекционно-развивающую способность. Существуют различные подходы в описании процесса станов- ления и развития группы, да и сам сценарий развития группы во многом за- висит как от типа ее организации, так и от роли и позиции ведущего, его ин- дивидуального стиля ведения. Но большинство авторов выделяют, по край- ней мере, четыре основные фазы, которые проходит группа в процессе разви- тия [2; 22].
1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в си- туации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большинства участ- ников проявляется заинтересованность. В качестве защиты возможно прояв- ление скептического отношения к происходящему. В этот период группа бо- лее ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. От ведущего ждут управления и инструкций. Он является единственным организатором и свя- зующим звеном между участниками. В процессе работы ведущий также при- сматривается к группе, анализирует интересы и стремления ее членов. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участ-
20
Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. — М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 289.

25
ников и стиля ведения ведущего. Результат прохождения группой данной фа- зы развития так или иначе проявляется на степени выраженности следующей фазы.
2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стремление к со- перничеству. Происходит активное распределение ролей. Повышается агрес- сивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфронтация с ведущим. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преоб- ладают лишь оценки и советы. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходимо направлять внимание группы на рефлексию происхо- дящего. Чем сильнее конфронтация в этот период в сочетании с конструк- тивным выходом из ситуации, тем больше ресурса для более глубокой и со- держательной работы в дальнейшем.
3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Раз- витие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Теперь участ- ники могут открыто рассказывать о своих проблемах. Именно на данном эта- пе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспе- чить развитие личности.
4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, инте- ресующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того чтобы после окончания тренинга у участников не оста- валось тягостного чувства, ведущему следует направленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть эмоционально подготовлены жить вне группы. Нередко начинающий свою самостоятельную практику ве- дущий игнорирует эту часть работы, «оставляя группу на подъеме», что в ко- нечном итоге отражается на результативности тренинга в целом. Брошенные, не подготовленные к столкновению с прежней реальностью участники могут разочароваться, растерять накопленный опыт или отказаться от всех приоб- ретений, полученных в тренинге.
2.2. СПЛОЧЕННОСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ В ТРЕНИНГОВОЙ
ГРУППЕ
Групповая сплоченность является необходимым условием дей- ственности и эффективности групповой работы. Только сплоченная группа способствует самораскрытию участников и допускает открытую конфронта- цию мнений, что в сочетании с конструктивным отношением к критике явля- ется одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и пози- циях участников. Групповой сплоченности содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в на- правлении принятых целей и решении личностно значимых для участников
26