Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1056

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с груп- повой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в группе; пози- тивные взаимоотношения и симпатии между участниками; ожидание ими не- сомненной пользы от участия в тренинге; престиж группы и ее ведущего; по- ложительная мотивированность участников и др.
Групповое напряжение возникает в случае несовпадения ожиданий участников с реальной групповой ситуацией, несовпадения актуальных лич- ных устремлений участников; появления неудовлетворенности характером и особенностями их межличностного взаимодействия в группе и др.
Хотя противоположным напряжению состоянием является расслабле- ние, в контексте групповой динамики в качестве противоположности напря- жению рассматривается именно групповая сплоченность. Напряжение дейст- вует как центробежная сила, возникающая в результате групповых конфлик- тов и столкновений между участниками и направленная на разъединение участников. В противоположность напряженности групповая сплоченность может рассматриваться как центростремительная сила, направленная на сближение участников и создающая прочность и устойчивость групповым отношениям. При этом не следует понимать групповую напряженность как нечто негативное и нежелательное в тренинговой группе. Напряженность яв- ляется ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворен- ности и стремлению участников к изменениям. В свою очередь групповая сплоченность является стабилизирующим фактором в группе, позволяющая сдерживать проявления напряженности и сохранять группу от распада. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопас- ность. Ведущему следует учитывать противоположные функции групповой сплоченности и напряженности, поддерживая динамическое равновесие ме- жду ними. (Г. Исурина, 1999 21
; А. Г. Лидере, 2001 22
).
2.3. ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ
С самого начала существования тренинговой группы в ней происходит активное распределение ролей между участниками. В большинстве тренин- говых групп в ходе их развития появляются один или более лидеров. В слу- чае возникновения в группе нескольких лидеров неизбежно их более интен- сивное взаимодействие, а возможно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, действительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с дру- гими участниками тренинга обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоз- зрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам и не подрывали единства группы.
21
Журнал практического психолога. — 1999. — № 3.
22
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. —
С. 244.
27


Руководство и лидерство — два основополагающих понятия, с кото- рыми связано управление группой. В отличие от руководства лидерство име- ет психологическую природу и занимает особое место в структуре нефор- мальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Следует развес- ти понятия лидерство и руководство.
Б. Карлоф и С. Седеберг
23
определяют руководство как формальную властную позицию, не имеющую отношения к личным качествам людей, а лидерство — как комплексное понятие, включающее в себя:
− ассоциацию с человеческими качествами;
− процесс ведения ведомых;
− результат деятельности человека.
Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б. Д. Парыгин
24 отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя.
1. Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществляет регу- ляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель на- значается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы.
2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней, в то время как руководство более стабильно.
3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений и взаимодействий.
4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает гораздо бо- лее определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.
5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за дея- тельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.
6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит.
В социальной психологии существуют различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них общий психоло- гический тип лидера складывается из следующих основных компонентов: эмоциональность, деловитость и информированность. Соответственно лиде- ры разделяются на три крайних типа:
эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «попла- каться в жилетку»;
деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, нала- дить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;
информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь най- ти нужную информацию.
23
Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. — М.: Дело. 1996.
24
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. — С. 310.
28


В рамках другого подхода выделяются десять типов лидерства, во мно- гом подходящих для описания групповых процессов тренин-говой группы
25
Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе стро- гого, но любимого отца. Способен подавлять отрицательные эмоции и вну- шить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.
Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соот- ветствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — но- ситель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.
Тиран — становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это домини- рующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.
Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.
Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Вы- ступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям дру- гих людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.
Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Часто выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет лю- дей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.
Дурной пример — выступает как источник заразительности для бескон- фликтной личности, заряжает других эмоционально.
Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положи- тельной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.
Изгой и козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции.
Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но в случае его исчез- новения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.
Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми по- требностями группы, на которые во многом влияет стиль руководства веду- щего. В тренинговой группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально степени ди-рективности управления группой ве- дущим. Если ведущий берет на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неизбежно и его более интенсивное взаимодействие с другими участниками, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах разви- тия группы возможно даже стремление лидеров группы вызвать ведущего на откровенное противостояние, чтобы отстоять свой лидерский статус.
Ведущему тренинг следует хорошо ориентироваться в групповых про- цессах и быть достаточно компетентным в вопросах лидерства. Он может
25
Аксененко Ю. И., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. и др. Социология и психология управления. — Ростов-на-
Дону: Феникс, 2001. — С. 404-405 29

опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую веде- нию группы.
Глава 3
СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Составляющими любого группового психологического тренинга, с точ- ки зрения структуры, являются:
− цели и задачи тренинга;
− принципы, на которых строится работа группы;
− роль и функции ведущего в тренинге;
− используемые методические средства и приемы.
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга мно- гими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Однако в настоящее время связать СПТ лишь с общением можно, но только если рас- ширить данное понятие. Человек формируется и развивается как личность — в обществе, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Ком- муникативные способности человека являются и условием для его развития, и результатом этого развития. Повышение компетентности в общении в ши- роком смысле невозможно без изменения комплекса личностных качеств че- ловека, его социальных установок, а также пересмотра его общего отноше- ния к социальному миру и к себе. Многие из раннее частных задач социаль- но-психологического тренинга в настоящее время выделились в самостоя- тельные направления.
В общем можно выделить следующие направления работы в СПТ и со- ответствующие задачи.
Развитие коммуникативной компетентности
Примером являются группы «Тренинга общения». Их основные задачи:
− развитие способности в установлении и поддержании пси- хологического контакта в общении;
− познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;
− осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
− развитие способности прогнозировать поведение другого челове- ка и т. п.
Развитие межличностной чувствительности
30

Примером могут быть группы «Тренинга сенситивности»
26
. Их основ- ные задачи:
− развитие способности к самоанализу и пониманию других;
− разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в вос- приятии другого человека;
− развитие способности к пониманию и прогнозированию отноше- ния, чувств и состояний человека в определенных ситуациях;
− развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других, и т. п.
Общее личностное развитие участников
Примером являются группы «Тренинга личностного роста». При этом в качестве задач могут определяться:
− формирование адекватного представления о себе;
− освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально- психологических ситуаций;
− коррекция неадаптивных личностных установок;
− снятие внутриличностных конфликтов и напряжений;
− формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологи- ческого анализа ситуаций и т. п.
Развитие самосознания
Работа в данном направлении может включать
27
:
− коррекцию и развитие самовосприятия;
− развитие способности к самоанализу и рефлексии;
− осознание и преодоление интерпретационных ограничений, на- кладываемых стереотипизированными фрагментами сознания, и т. п.
В качестве вспомогательных направлений СПТ можно выделить сле- дующие.
Развитие психических процессов:
− развитие мышления (творческого мышления, подвижности мыш- ления);
− развитие памяти (овладение мнемотехниками);
− развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов) и т. п.
Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психиче-
ского здоровья:
− развитие способностей эмоциональной и поведенческой са- морегуляции;
26
Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. — СПб.: Речь, Институт
Тренинга, 2001.
27
Бачков И. Основы группового тренинга. — М.: «Ось-89», 2000.
31


− овладение навыками релаксации и управление мышечным тону- сом;
− получение личного опыта переживания измененных состояний сознания и его использования в практических целях;
− работа с ресурсными состояниями и т. п.
Также СПТ можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп и т. п.) и людей в данных группах. Работа тренинговых групп в данных направлениях может быть направлена на:
− сплочение коллективов;
− разрешение внутригрупповых конфликтов;
− снятие психоэмоционального напряжения в группе;
− облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;
− освоение социальных и профессиональных ролей.
Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадап- тивных социальных и личностных установок), так и развивающую, направ- ленную на:
− развитие профессионально значимых качеств и психических про- цессов;
− развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;
− эмоциональной устойчивости;
− навыков саморегуляции.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15