ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1026
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особен- ности руководства и правила реализации тренинга как метода.
С. И. Макшанов
28
разделяет принципы тренинга на несколько групп:
− организационные принципы;
− принципы создания среды тренинга;
− принципы поведения участников;
− этические принципы.
Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:
− Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие ха- рактеристики, как возраст, пол, профессиональную при- надлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
− Принцип физической закрытости — тренинговая группа ра- ботает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга.
После начала работы группы новые участники в нее не включа-
28
Макшанов С.И. Психология тренинга. С. 103-108 32
− Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право ска- зать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил вы- разить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.
− Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющих- ся проблем и затруднений.
− Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.
− Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинго- вой группе создается креативная среда, стимулирующая участни- ков к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследо- ванию особенностей и закономерностей межличностного взаи- модействия и познанию других участников.
− Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объек- тивации предполагает перевод поведения участников с неосоз- нанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участ- никами своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки являются необходимым ком- понентом личностного роста. Основным средством объективации поведения в тренинге является обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.
Этические принципы. К этическим принципам относятся:
− Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что инфор- мация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любо- го из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного прин- ципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей са- мораскрытию участников.
− Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или уча- стников тренинга. Ведущий отвечает за все происходящее в тре- нинге и в процессе ведения группы должен исходить в первую
34
Кратко особенности работы в этих направлениях можно представить следующим образом.
Работа с личностью. В целом работа с личностью направлена на более глубокое осознание каждым участником себя, своих особенностей, сильных и слабых сторон своей личности, осмысление собственных ограничений и расширение своих возможностей. Она включает в себя работу с Я- концепциями участников, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной компетентности и др. Также составной частью тренинга может быть выработка и закрепление более эффективного поведения в опре- деленных социальных ситуациях.
При работе с личностью могут затрагиваться и изменяться социальные установки и убеждения участников, их ценности, отношение к себе и другим людям. Данная работа включает в себя преодоление участниками внутренних зажимов и ограничений. Особое внимание при этом уделяется выработке бо- лее адекватных способов поведения и форм эмоционального реагирования, которые будут способствовать более эффективному функционированию как в группе, так и вне нее.
В конечном итоге работа с личностью направлена на помощь каждому участнику принять себя, адекватно воспринимать себя как личность, изме- ниться и стать более успешным в жизни. Но для того чтобы члены группы могли раскрыться и начать более глубоко анализировать себя, им необходи- мо доверять друг другу и быть уверенными в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Для этого ведущему тренинг необходимо на- правленно строить работу и по развитию группы. Только психологически развитая группа может оказать позитивное воздействие на личности участни- ков.
Работа с группой. Конструктивная работа участников может осу- ществляться в развитой в психологическом отношении группе. Жизнь в группе с момента ее образования не стоит на месте, а постоянно развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Можно рассматривать груп- пу как сложный, состоящий из системы взаимозависимых элементов единый организм с определенной внутренней структурой, целями, нормами, санк- циями, ролями и др. Изменение любого из элементов данной структуры ведет к перестройке всего организма. Роль ведущего в работе с группой (как струк- турой) на протяжении всего тренинга заключается в обеспечении процесса ее развития и сопровождении групповой динамики в целом. Ведущему следует контролировать процессы развития группы и уметь управлять ими.
Стиль ведения группы
Стиль работы ведущего может располагаться между свободным и ди- рективным (программным) ведением группы. Крайняя форма свободного ве- дения может проявляться как внешне пассивная до чрезвычайности. При этом ведущий не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения.
Внешняя «пассивность» тренера порой может быть настолько выражена, что даже вызывать раздражение участников. Ведущий вроде как бездействует,
«он только слушает». В группе могут возникать довольно продолжительные
37
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особен- ности руководства и правила реализации тренинга как метода.
С. И. Макшанов
28
разделяет принципы тренинга на несколько групп:
− организационные принципы;
− принципы создания среды тренинга;
− принципы поведения участников;
− этические принципы.
Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:
− Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие ха- рактеристики, как возраст, пол, профессиональную при- надлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
− Принцип физической закрытости — тренинговая группа ра- ботает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга.
После начала работы группы новые участники в нее не включа-
28
Макшанов С.И. Психология тренинга. С. 103-108 32
ются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальней- шую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
− Принцип пространственно-временной организации тренинга оп- ределяет временные и пространственные характеристики группы.
Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда в тре- нинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тре- нинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психоло- гическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого со- циального окружения и соответствовать по основным показателям особенно- стям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную дей- ствительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средст- вами и характером решаемых задач.
Принципы создания среды тренинга включают:
− Принцип системной детерминации — воплощение в среде тре- нинга основных факторов изменений психологических фе- номенов человека и группы.
− Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и про- фессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем бо- лее отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в зна- чимых переменных), тем меньше вероятность переноса получен- ных изменений в реальную жизнь.
− Принцип избыточности — создание возможностей выбора раз- личных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предос- тавление участникам информации, проведение тренинговых про- цедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержа- тельным продвижением.
Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соот- ветствии с определенными принципами, определяемыми моделью тренинга.
В СПТ выделяются следующие принципы поведения участников
29
:
− Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и по- зитивные формы поведения.
− Принцип активности предполагает включение в активную рабо- ту всех участников тренинга. Результативность тренинга для ка- ждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.
29
Данные принципы реализуются в нормах и правилах группы и описаны в разделе 1.4.
33
− Принцип пространственно-временной организации тренинга оп- ределяет временные и пространственные характеристики группы.
Принципы создания среды тренинга. Специфическая среда в тре- нинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тре- нинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психоло- гическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого со- циального окружения и соответствовать по основным показателям особенно- стям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную дей- ствительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми методическими средст- вами и характером решаемых задач.
Принципы создания среды тренинга включают:
− Принцип системной детерминации — воплощение в среде тре- нинга основных факторов изменений психологических фе- номенов человека и группы.
− Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и про- фессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем бо- лее отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в зна- чимых переменных), тем меньше вероятность переноса получен- ных изменений в реальную жизнь.
− Принцип избыточности — создание возможностей выбора раз- личных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предос- тавление участникам информации, проведение тренинговых про- цедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержа- тельным продвижением.
Принципы поведения участников. Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соот- ветствии с определенными принципами, определяемыми моделью тренинга.
В СПТ выделяются следующие принципы поведения участников
29
:
− Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и по- зитивные формы поведения.
− Принцип активности предполагает включение в активную рабо- ту всех участников тренинга. Результативность тренинга для ка- ждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.
29
Данные принципы реализуются в нормах и правилах группы и описаны в разделе 1.4.
33
− Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право ска- зать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил вы- разить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.
− Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющих- ся проблем и затруднений.
− Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.
− Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинго- вой группе создается креативная среда, стимулирующая участни- ков к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследо- ванию особенностей и закономерностей межличностного взаи- модействия и познанию других участников.
− Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объек- тивации предполагает перевод поведения участников с неосоз- нанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участ- никами своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки являются необходимым ком- понентом личностного роста. Основным средством объективации поведения в тренинге является обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.
Этические принципы. К этическим принципам относятся:
− Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что инфор- мация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любо- го из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного прин- ципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей са- мораскрытию участников.
− Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или уча- стников тренинга. Ведущий отвечает за все происходящее в тре- нинге и в процессе ведения группы должен исходить в первую
34
очередь из принципа «не навреди», что требует от него высокой межличностной чувствительности и профессионализма.
− Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содер-
жанию. Данный принцип подразумевает последовательность ве- дущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга. Ино- гда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательного плана тренин- га. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тренинга является защитной реак- цией участников. В случае необходимости дополнительной рабо- ты с отдельными участниками ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соот- ветственно ориентированного тренинга. Если необходимость из- менений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то ведущий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг может являться показателем недостаточной подготовленности к тренин- гу ведущего [38; 44; 66].
3.3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГ
Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокуп- ность всех психологических техник и приемов являются не более чем инст- рументом в руках мастера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь — от «качества» этих «инструментов». И не важно, парадиг- мы какого психологического направления или какой психологической школы он придерживается. Именно ведущий как профессионал и как личность опре- деляет успешность своей работы. Ему нужно точно представлять, что он де- лает, какой результат ожидает и что будет делать с этим результатом. Это особенно важно в группах с доминирующей ролью руководителя. При этом позиция ведущего, его стиль и методы работы в группе не обязательно долж- ны быть в течение всего тренинга однообразными. Они могут изменяться в зависимости от потребностей участников, групповой ситуации и уровня раз- вития группы.
Функции ведущего тренинг
В процессе психологического тренинга ведущий выполняет несколько функций. Н. В. Клюева
30
выделяет следующие:
1. Руководящая функция. Тренинг является структурированной моде- лью работы. Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осу-
30
Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренингов.
35
− Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содер-
жанию. Данный принцип подразумевает последовательность ве- дущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга. Ино- гда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательного плана тренин- га. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тренинга является защитной реак- цией участников. В случае необходимости дополнительной рабо- ты с отдельными участниками ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соот- ветственно ориентированного тренинга. Если необходимость из- менений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то ведущий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг может являться показателем недостаточной подготовленности к тренин- гу ведущего [38; 44; 66].
3.3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГ
Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокуп- ность всех психологических техник и приемов являются не более чем инст- рументом в руках мастера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь — от «качества» этих «инструментов». И не важно, парадиг- мы какого психологического направления или какой психологической школы он придерживается. Именно ведущий как профессионал и как личность опре- деляет успешность своей работы. Ему нужно точно представлять, что он де- лает, какой результат ожидает и что будет делать с этим результатом. Это особенно важно в группах с доминирующей ролью руководителя. При этом позиция ведущего, его стиль и методы работы в группе не обязательно долж- ны быть в течение всего тренинга однообразными. Они могут изменяться в зависимости от потребностей участников, групповой ситуации и уровня раз- вития группы.
Функции ведущего тренинг
В процессе психологического тренинга ведущий выполняет несколько функций. Н. В. Клюева
30
выделяет следующие:
1. Руководящая функция. Тренинг является структурированной моде- лью работы. Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осу-
30
Клюева Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологических тренингов.
35
ществляет соответствующую программу действий, устанавливает (фиксиру- ет) нормы и правила в группе, обеспечивает методическое сопровождение занятий.
Степень выраженности руководящей позиции задается формой прове- дения тренинга и индивидуальным стилем руководителя, но она не должна вести к снижению активности участников и перекладыванию всей ответст- венности только на ведущего.
2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует происходящее в группе. При этом комментарии могут выска- зываться в виде: а) описания происходящего в группе на основе собственных наблюде- ний; б) перечисления и классификации происходящего в группе с использо- ванием соответствующего понятийного аппарата; в) высказывания гипотез дальнейшего содержательного продвижения группы или развития ситуации с объяснением причин.
3. Экспертная функция. Экспертиза осуществляется через предо- ставление актуальной информации по сложившейся ситуации или проблеме.
Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложившуюся ситуа- цию в группе. Помогает каждому участнику оценить свое поведение и по- нять, как оно повлияло на других.
4. Посредническая функция. Она заключается в организации групповых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые процессы в случаях, когда группа испытывает затруднения.
Предмет работы ведущего в группе
Работа ведущего тренинг должна быть осмысленной. В каждый момент времени он должен осознавать, что, как и зачем он делает. При этом можно выделить два основных направления деятельности ведущего в тренинговой группе (далее просто группе), которые постоянно пересекаются, — это рабо- та с личностью и работа с группой. То, какое из этих направлений является основным, определяется целями создания каждой группы. В одних случаях ведущий более ориентирован на работу с группой в целом. Например, если тренинг проводится с изначально заданным и так или иначе сформирован- ным коллективом (служебным, производственным, профессиональным и т. п.). В этом случае работа нацелена в первую очередь на обеспечение даль- нейшего эффективного функционирования коллектива и более направлена на сплочение коллектива, разрешение внутри-групповых конфликтов и т. п.
Ориентация работы в данной группе на личностный рост участников и реше- ние их личностных проблем происходит в первую очередь в контексте улуч- шения дальнейшего функционирования данной группы как коллектива.
В других фуппах деятельность ведущего изначально ориентирована на развитие личности участников, их совершенствование и работу с их пробле- мами. Но и в этом случае ведущий проводит работу, направленную на разви- тие группы, так как в тренинге именно группа является основным средством работы с личностью.
36
Степень выраженности руководящей позиции задается формой прове- дения тренинга и индивидуальным стилем руководителя, но она не должна вести к снижению активности участников и перекладыванию всей ответст- венности только на ведущего.
2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует происходящее в группе. При этом комментарии могут выска- зываться в виде: а) описания происходящего в группе на основе собственных наблюде- ний; б) перечисления и классификации происходящего в группе с использо- ванием соответствующего понятийного аппарата; в) высказывания гипотез дальнейшего содержательного продвижения группы или развития ситуации с объяснением причин.
3. Экспертная функция. Экспертиза осуществляется через предо- ставление актуальной информации по сложившейся ситуации или проблеме.
Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложившуюся ситуа- цию в группе. Помогает каждому участнику оценить свое поведение и по- нять, как оно повлияло на других.
4. Посредническая функция. Она заключается в организации групповых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые процессы в случаях, когда группа испытывает затруднения.
Предмет работы ведущего в группе
Работа ведущего тренинг должна быть осмысленной. В каждый момент времени он должен осознавать, что, как и зачем он делает. При этом можно выделить два основных направления деятельности ведущего в тренинговой группе (далее просто группе), которые постоянно пересекаются, — это рабо- та с личностью и работа с группой. То, какое из этих направлений является основным, определяется целями создания каждой группы. В одних случаях ведущий более ориентирован на работу с группой в целом. Например, если тренинг проводится с изначально заданным и так или иначе сформирован- ным коллективом (служебным, производственным, профессиональным и т. п.). В этом случае работа нацелена в первую очередь на обеспечение даль- нейшего эффективного функционирования коллектива и более направлена на сплочение коллектива, разрешение внутри-групповых конфликтов и т. п.
Ориентация работы в данной группе на личностный рост участников и реше- ние их личностных проблем происходит в первую очередь в контексте улуч- шения дальнейшего функционирования данной группы как коллектива.
В других фуппах деятельность ведущего изначально ориентирована на развитие личности участников, их совершенствование и работу с их пробле- мами. Но и в этом случае ведущий проводит работу, направленную на разви- тие группы, так как в тренинге именно группа является основным средством работы с личностью.
36
Кратко особенности работы в этих направлениях можно представить следующим образом.
Работа с личностью. В целом работа с личностью направлена на более глубокое осознание каждым участником себя, своих особенностей, сильных и слабых сторон своей личности, осмысление собственных ограничений и расширение своих возможностей. Она включает в себя работу с Я- концепциями участников, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной компетентности и др. Также составной частью тренинга может быть выработка и закрепление более эффективного поведения в опре- деленных социальных ситуациях.
При работе с личностью могут затрагиваться и изменяться социальные установки и убеждения участников, их ценности, отношение к себе и другим людям. Данная работа включает в себя преодоление участниками внутренних зажимов и ограничений. Особое внимание при этом уделяется выработке бо- лее адекватных способов поведения и форм эмоционального реагирования, которые будут способствовать более эффективному функционированию как в группе, так и вне нее.
В конечном итоге работа с личностью направлена на помощь каждому участнику принять себя, адекватно воспринимать себя как личность, изме- ниться и стать более успешным в жизни. Но для того чтобы члены группы могли раскрыться и начать более глубоко анализировать себя, им необходи- мо доверять друг другу и быть уверенными в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Для этого ведущему тренинг необходимо на- правленно строить работу и по развитию группы. Только психологически развитая группа может оказать позитивное воздействие на личности участни- ков.
Работа с группой. Конструктивная работа участников может осу- ществляться в развитой в психологическом отношении группе. Жизнь в группе с момента ее образования не стоит на месте, а постоянно развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Можно рассматривать груп- пу как сложный, состоящий из системы взаимозависимых элементов единый организм с определенной внутренней структурой, целями, нормами, санк- циями, ролями и др. Изменение любого из элементов данной структуры ведет к перестройке всего организма. Роль ведущего в работе с группой (как струк- турой) на протяжении всего тренинга заключается в обеспечении процесса ее развития и сопровождении групповой динамики в целом. Ведущему следует контролировать процессы развития группы и уметь управлять ими.
Стиль ведения группы
Стиль работы ведущего может располагаться между свободным и ди- рективным (программным) ведением группы. Крайняя форма свободного ве- дения может проявляться как внешне пассивная до чрезвычайности. При этом ведущий не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения.
Внешняя «пассивность» тренера порой может быть настолько выражена, что даже вызывать раздражение участников. Ведущий вроде как бездействует,
«он только слушает». В группе могут возникать довольно продолжительные
37