Файл: Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 990

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97 аскетов-ниламбаров, которые ходили парами, обнаженные и облаченные в черные покрывала.
В тантрическом мире обнаруживается множество случаев, где символизм или сексуальные изображения играют определенную роль. В ясно выраженной или неявной форме они представлены в культе женских божеств. По этому поводу можно заметить, что, поскольку в индуистском мире человек, совершающий ритуал, это всегда мужчина, позиция, которая находит выражение в этой сфере, это с неизбежностью позиция существа другого пола, чем почитаемая богиня, что не может быть несущественным.
Превознесение женщины в Индии всегда было делом мужчин, что не позволяет объяснить некоторые вещи
1
Касаемо этого восприятия секса можно уже напомнить, что кундалини, присутствующая в человеческом теле, это женская энергия, это шакти, которая поднимается по телу, чтобы воссоединиться с Шивой на макушке головы (и метафизически, на высшем уровне) и стать с ним единым целым: союз мужского и женского, который восстанавливает изначальный божественный андрогинат. Мы видели, что, согласно «Тантра-садбхаве», кундалини поднимается «из треугольной питхи», а стало быть, из символа женского лона, и она восходит, потому что ее трут или «пахтают»
(saṃghaṭṭād, термин с сексуальной коннотацией). Треугольник (trikoṇa), обращенный вниз, в Индии это привычный символ женского пола.
Используемый в тантрическом контексте термин «треугольник» напоминает о сексе. Автор комментария на «Тантралоку» (3.94) утверждает таким образом, по поводу фонемы Е, называемой трикона, «треугольник» (потому что здесь соединяются три энергии), что он является «источником рождения, устами йогини». Между тем, именно из уст йогини (yoginī-vaktra), гласят каулические тексты, проиходит наивысшее тайное учение, но эти уста –
«нижние», adhovaktra, женское лоно. Мы увидим далее, что именно посредством сексуального союза со своей женщиной-партнером, посредством «уст йогини», во время Великого жертвоприношения кулы, значительного сексуального обряда, йогин достигает слияния с абсолютом.
Важным изображением сексуального союза Шивы и Шакти в форме диаграммы, которое обнаруживается в особенности в традиции
Трипурасундари или Шривидьи, является камакала
2
. Это представлено в форме двух треугольников, обратно наложенных друг на друга фигура с шестью углами, где треугольник, обращенный вверх, это Шива, и другой, обращенный вниз, это Шакти, чье лоно это вершина треугольника. На двух
1
Согласно выражению Анн-Элен Тротье, которая говорила на основании опыта (см. ниже, глава 11, примеч. 24), женщина, участвующая в сексуальных практиках, это «богиня и рабыня одновременно». Можно напомнить здесь выше приведенную формулировку: мы сталкиваемся здесь с «male constructions of femaleness».
2
Артур Авалон представил и перевел одно из главных описаний, «Камакала-виласа».
Опубликованное в 1922 г. В серии «Tantric texts», это произведение, весьма заслуживающее чтения, часто переиздавалось. Его автором был Пуньянанда, живший, возможно, в XII в.


98 краях гипотенузы, как предполагается, находится грудь этой фигуры, которая, в итоге, представляет собой схематическое изображение Богини в сексуальном союзе с Шивой. В середине диаграммы, в центральной зоне двух треугольников, поднявшаяся кундалини изображается вертикально в форме буквы ī, напоминающей змею (или точнее биджа-мантры īṃ), идя от основания к вершине изображения, от муладхары внизу до брахма-рандхры вверху, при этом вершина треугольника вверху в некотором роде оказывается лицом Богини
1
. «Камакала-виласа» излагает теологические и метафизические представления, которые символизирует эта диаграмма, вместе с божествами и силами, как предполагается, там присутствующими.
Согласно мнению некоторых, эта диаграмма служила базовой структурой для скульптурных эротических изображений в индуистских храмах.
Часто встречающейся ритуальной практикой в сфере, о которой мы ведем речь, является культ женского лона, йони
2
: отправлять этот культ означает почитать источник жизни, начало мира, уста откровения, место экстаза и слияния с абсолютом. Сейчас мы рассмотрим несколько аспектов этого культа. Таким образом, мы обнаруживаем в небольшом тексте под названием Йони-тантра
3
краткое описание того, как совершать йони-пуджу, обряд почитания женского лона. Это должен быть орган женщины легкого поведения, в случае необходимости возлюбленной йогина. Текст не содержит подробного описания женщины, но уточняет только, что ее йони не должна быть лишена волос… Йогин украшает эту женщину, которая находится на мандале, затем он усаживает ее на свое левое бедро, умащает ее йони сандаловой пастой, дает выпить алкоголь, наносит на ее лоб красный полумесяц, рецитирует восемьсот раз мантру, обнимает и ласкает ее, а затем соединяется с ней. Секреции, которые таким образом производятся или эякулируются, образуют йони-таттву, тонкую сущность (uttama-tattva), которая должна использоваться в качестве подношения Богине, так как именно она почитается совершением этого обряда. Этот продукт также должен поглощаться адептом, который извлечет из него силу и совершенство.
Согласно тантре, посвященный адепт, садхака, который беспрерывно повторяет: «йони, йони», входит в йони благосклонной Богини и обретает сверхъестественные наслаждения, также, как и освобождение. Другие тексты представляют больше подробностей как в отношении ритуального аспекта йони-пуджи, так и относительно телесного аспекта этого культа (существует вагинальная «картография», имеющая ритуальную ценность), но структура и смысл обряда всегда одни и те же.
1
Читатель может, если желает, обратиться к примечанию на с. 202 моего перевода
Йогини-хридаи («Le cœur de la Yogini»), где он найдет несколько уточнений и текстовых ссылок.
2
Санскритский термин yoni (имеющий несколько родственных значений), как правило, мужского рода, но может быть и женского рода.
3
Эта тантра была издана с предисловием, но не переведена, Дж. Шотерманом (N.D.:
Manohar, 1980).


99
Следует отметить, что Йони-тантра, по-видимому, является скорее вишнуитским, нежели шиваитским текстом. Этот текст происходит из
Бенгалии, области, где тантрический культ Богини оставался весьма распространен. Недалеко отсюда находится Ассам (Камарупа, на санскрите – kāma это эрос); возле Гаухати в Камакхье воздвигнут храм на месте, где, согласно преданию, упала йони богини Парвати
1
, супруги Шивы, которая
«кровоточит» каждый месяц.
Форма сексуального союза, особенно трансгрессивная по своим элементам и антуражу, предписываемая в некоторых текстах, должна совершаться ночью на месте кремации, при этом партнеры восседают на трупе
2
Производство и ритуальное использование для подношения божеству и затем вкушение половых секреций описывается в целом ряде шиваитских текстов. Это практики, предназначенные для посвященных, йогинов или сиддхов, но важные своим символическим значением, так как речь здесь всегда идет о том, чтобы быть причастным силе, чьим физическим источником является женщина, но чье влияние особенно велико, потому что к женской йони-таттве примешивается сперма и, стало быть, здесь обнаруживается творящая сила сексуального соединения: жизненная энергия и одновременно преодоление границ. Такие ритуальные подношения предписаны в культе женских божеств, великих богинь или йогини, как и в культе различных форм Шивы и при некоторых инициациях.
Эти два сексуальных продукта следует, кроме того, как правило, примешивать к другим субстанциям, а именно к алкоголю или мясу. Они служат в качестве субстанции, но особенно делают акцент на аспекте телесного участия, природе действия, тесно связанного с жизненной энергией и одновременно его трансгрессивном характере. Подношение должно совершаться в чаше (для каулов лучше всего подходит тура (tūra), человеческий череп, украшенный надрезами). Оно также может иметь форму шарика, включающего все эти элементы, и именуемого кундагола или кундаголака – то есть шарика (gola), происходящего из жертвенной ямы
(kuṇḍa), то есть йони.
Ритуальные сексуальные союзы могут также иметь коллективный характер. Именно этому, впрочем, особенно в современную эпоху, тантрические обряды обязаны репутацией оргий. Эти тайные собрания отличались разнообразием и происходили по различным случаям.
Именуемые мелапа, мелака или йогини-мелапа, или еще чакрапуджа, они объединяли посвященных адептов, йогинов, каждого из которых сопровождала женщина-партнер: йогини, отождествляемая с одной из форм
1
Об этом мифе см. 10-ю главу.
2
Если верить Видье Дехедже (Yogini. Cult and Practices. P. 223), этот обряд практикуется еще и сегодня.


100
Богини (это могла быть его супруга, другая женщина или проститутка
1
).
Такие обряды совершались по особым датам ритуального календаря, а именно (как и во всем индуистском мире) во время определенных моментов лунного или солнечного цикла, именуемого парван. Согласно описанию, которое дает Абхинавагупта в 28-й главе «Тантралоки», адепты должны были собираться, разбившись на пары, ночью в концентрические круги вокруг гуру, который, окруженный своей семьей, руководил церемонией.
Участники (наполненные «колесами энергии», т.е. божественными силами) украшали друг друга цветами и драгоценностями, умащали благовониями, и тогда пары могли совершить соитие. Цель заключалась в том, чтобы вызвать через взаимодействие пыла, охватившего всех участников – как через игру отражений в зеркалах, пишет Абхинавагупта (отметим яркость образа) – явное и бурлящее присутствие божественной силы, ощущаемое всеми.
Чакра-пуджа, возможно, также совершалась в круглых храмах йогини.
Именно в
«Тантралоке» содержится наиболее полное и основывающееся на древних тантрах описание сексуального обряда, именуемого Великим жертвоприношением кулы, тайного обряда,
«предназначенного для наставников и учеников, достигших вершины», а значит, для совсем небольшого числа посвященных. Описание занимает около двухсот из трехсот стихов 29-й главы этого трактата
2
. Данная практика всецело захватывает мышление, речь и тело того, кто совершает обряд, и кто должен быть совершенным существом (siddha), героем (vīra) и хозяином своей кундалини и своих чувств, умеющим управлять своей мужественностью, которая должна быть могучей, но использоваться только для трансцендентальных целей
3
. Женщина-партнер на обряде, дути (dūtī,
«посланница»), должна обладать духовными качествами такого же уровня, что и йогин, чтобы их союз достиг своей цели, заключающейся во владении божественными энергиями, одушевляющими тело и дух, для обретения в конце опыта абсолюта. «Для этого жертвоприношения, – утверждает комментарий на «Тантралоку», следует избирать посланницу, не позволяя сексуальному желанию сбить себя с толку»: именно к освобождению, а не удовольствию стремятся те, кто совершает обряд. Два партнера должны вначале взаимно почитать друг друга, пробуждать их «колеса энергии», то
1
В текстах иногда содержатся указания, что эти женщины должны принадлежать к нечистым кастам или заниматься проституцией: нечистота повышает уровень трансгрессии. В традиционном индуистском обществе проститутка, «вечно незамужняя», это женщина вне нормы (см., например, роман Ананты Мурти «Самскара», вышедший во французском переводе (Paris: L’Harmattan, 1985)).
2
Эта глава, текст и комментарий была издана с предисловием и переводом на английский
Джоном Дупьюшем (см. Abhinavagupta. The Kula ritual. Dehli: Motilal Banarsidass, 2003).
Также она содержится (с. 549–580) в итальянском переводе «Тантралоки».
3
Йогин все же может использовать это, чтобы произвести на свет, вместе с женщиной, достигшей такого же духовного совершенства, что и он, исключительного ребенка, который будет yoginī-bhū, рожденным от йогини. Кашмирская легенда гласит, что
Абхинавагупта был именно таким ребенком.


101 есть чакры, центры всего того, что есть в них вибрирующего и воспринимаемого чувствами, чтобы создать целиком захватывающее их состояние одновременно сенсорного и духовного возбуждения, при этом тело и дух неразделимы, дух, сознание проживаемы только с телом и через тело. К поцелуям, ласкам, предварительным прикосновениям должны добавляться, чтобы усилить эмоциональный накал, красота цветов, привлекательность духов, благовоний, яств: эстетическая сторона тантрических обрядов важна, при этом переживаемый опыт красоты оказывается вратами в иной мир
1
. Как предполагается, йогин и его партнерша обретают таким образом яркое осознание собственной сущности,
«которая раскрывается благодаря разнообразию наслаждений», так как пара достигает состояния вибрирующего блаженства (spanda), где ощущение их тождественности с телом теряется, уступая место «восторженному открытию себя»: это «великое блаженство» союза, которое одновременно представляет собой яркость чувственного восприятия и преодоление любых ощущений.
Йогин должен в таком случае почитать «главное колесо» своей партнерши: «уста Йогини» – ее лоно, откуда происходит «истечение», которое является высшим сознанием и которое «должно проходить взаимно из уст в уста»: комментарий уточняет по этому поводу, что после того как он
«возбудил» свою партнершу, йогин должен предложить божествам и вкусить вместе с ней выделившиеся секреции, а затем отправлять культ различных божеств перед «устами Йогини», а после на собственном теле. В таком случае он достигает состояния погруженности в умиротворенное блаженство, ведущее тем не менее к божественному союзу; затем переходит после джапы, совершая другой обряд, к «устам Йогини», третьему союзу, где оба партнера побуждают к взаимному проникновению все их энергии. Этот союз заканчивается слиянием сознания йогина с абсолютом.
Мы не могли изложить здесь никаких представлений ни об излишних деталях совершаемых ритуальных действий, ни об рецитируемых мантрах, ни о мысленных репрезентациях, которые сопровождают действия и которые, однако, существенно важны для совершения обряда, потому что обряд может отправляться только в присутствии божеств, а их йогин должен представлять себе, чтобы почитать их и завоевывать их благосклонность, все это создает напряженную обстановку, где соединяются и взаимно усиливаются сексуальное возбуждение и порыв к абсолюту. Этот обряд, разумеется, описывается с точки зрения его участника-мужчины. Его дути, даже если именно из ее «уст» исходит высшее знание, остается тем не менее средством, инструментом. Можно превозносить женщину, не будучи приверженцем феминизма.
Возможно, женщина-партнер на обряде в несколько меньшей степени подвержена инструментализации в случае другой тантрической традиции, а именно вишнуитской традиции эротического почитания Радхи и Кришны в
1
Известно, что в Индии эстетическое наслаждение сопровождает мистический опыт: речь идет о том же самом восторженном удивлении (camatkāra на санскрите).