Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.
Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание .2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».
Речевой и картинный материал:
а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;
б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.
Комплекс Д
Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.
Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.
Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.
Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.
Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».
Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Анализ результатов первой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;
- количество и характер искажений;
- состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений);
- темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);
- наличие/отсутствие определенного типа искажений;
- стратегия анализа структуры лексической единицы;
- контроль правильности при произнесении слова.
2.2. Обследование восприятия лексических единиц
Задачи второй серии заданий:
1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и искажений в лексической единице.
2. Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.
3. Выявление зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.
4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.
Данная серия заданий разработана авторами на основе:
- теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи;
- исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;
- психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зин-дер, И.А. Зимняя и др.).
Комплекс А
Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и количества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.
Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска — для длинного слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует
инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».
Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.
Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.
Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».
Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).
Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушивания и символы - изображение цветка с бабочкой для слоговой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначения символов следует инструкция: «Послушай песенку. Покажи (подними) нужный цветок».
Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).
Комплекс Б
Задания на определение наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.
Задание 1 Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;
б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»
Речевой материал:
а) квазислова — нОга, слОны;
б) квазислова - рУка, гОлова.
Задание 2.Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.
Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;
б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.
Речевой и картинный материал:
- нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;
- квазислова - представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).
Примечание. Дополнительно можно использовать
«Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.
Комплекс В
Задания на опознание слова.
Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих трансформации.
Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незаконченные слова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкция: «Закончи мое слово».
Речевой и картинный материал:
а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);
б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), газе...(та), мага.-.(зин).
Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором.
Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове».
Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.
Задание. 3.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).
Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.
Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».
Речевой и картинный материал:
слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;
слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;
слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха;
слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;
слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;
слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;
слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;
слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;
слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;
слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.
Анализ результатов второй серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
- количество и характер ошибок;
- соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;
- контроль правильности воспринимаемой структуры.