Файл: Срм1 Отражение использования основных идей и целей Болонского процесса в развитии образования в рк.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СРМ-1
Отражение использования основных идей и целей Болонского процесса в развитии образования в РК.
В настоящее время Казахстан проводит целенаправленную, последовательную работу по сближению национальной системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.
После присоединения к Болонскому процессу в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения:
1. Произошло присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов, которую в настоящее время подписали более 650 университетов мира, что позволит приблизить отечественное образование к европейским стандартам. Великую хартию подписали более 60 казахстанских университетов.
2. Осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор PhD, основанную на принципах Болонской декларации.
По данным Национального доклада о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2014 г.) подготовка магистрантов ведется в 118 университетах страны, где обучается 32 527 человек, из них 16 220 учится за счет государственного заказа. Выпуск магистрантов с защитой составляет 92%.
В 16 вузах ведется подготовка докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами. Число докторантов в 2014 г. составляло 2063 человека.
3. В учебный процесс вузов внедрены прогрессивные технологии и системы обучения: во все вузы внедрена кредитная технология обучения, в 38 - реализуется двудипломное образование, в 42 - дистанционное обучение. Осуществляется разработка модульных образовательных программ, силлабусов в соответствии с Дублинскими дескрипторами; создана Национальная рамка квалификаций.
4. За основу перезачета зачетных единиц в ходе академической мобильности студентов принята ECTS (European Credit Transfer System), внедряется новое Руководство по ECTS (утвержденное на Ереванской конференции министров образования европейских стран 14-15 мая 2015 г.
5. МОН РК выделяет средства на академическую мобильность ППС и студентов, сами вузы закладывают средства на академическую мобильность.
Согласно официальным данным Центра Болонского процесса и академической мобильности в 2014 году 52 вузами были приглашены 1726 зарубежных ученых (2013 год – 1533 человек, 2012 год – 1 349 человек, 2011 год – 1717 человек, 2010 – 418 человек, 2009 – 389 человек).
Из стран Европы были приглашены – 785 ученых, Восточной Азии – 85 ученых, Юго-Восточной Азии – 32 ученых, США – 140 ученых, Российской Федерации – 498 ученых, Республики Беларусь – 28 ученых, других стран – 158 ученых. Приглашение зарубежных преподавателей и консультантов осуществляется в рамках государственного заказа и за счет внебюджетных средств вузов.
Всего за период с 2009 по 2014 годы было приглашено 6927 зарубежных ученых и консультантов.
В целях развития академической мобильности в 2014 году вузами были отправлены на обучение за рубеж на срок не менее 1 семестра 805 обучающихся, из них в страны Европы выехали 740 человек, в США – 52, в Восточную Азию – 12, в РФ – 1. За счет государственного бюджета в 2014 году обучение за рубежом прошли 616 бакалавров и 189 магистрантов.
Обучение за рубежом по различным специальностям в целом, за период реализации программы академической мобильности с 2011 года, прошли 1520 студентов бакалавриата и 1043 магистранта.
6. Для содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий МОН РК создан Национальный реестр аккредитационных агентств, в который вместе с Независимым агентством по обеспечению качества в образовании (IQAA) вошли еще одно национальное и 8 зарубежных агентств. В период времени с 2009 по 2015 гг. НАОКО провело институциональную аккредитацию 50 вузов и более 1100 программ, привлечено 153 зарубежных эксперта из 25 стран мира, около 1100 национальных экспертов, в том числе 190 студентов и более 200 работодателей. Агентством ведется работа по гармонизации стандартов аккредитации со стандартами и руководствами для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования.
В соответствии со стандартами институциональной и программной аккредитаций осуществляется внедрение внутри вузовских систем обеспечения качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, создается широкая база экспертов из числа работодателей и студентов.
Каждая страна-участница принимает на себя обязательства по исполнению обязательных, рекомендательных и факультативных параметров Болонского процесса, как на национальном, так и на институциональном уровне.
Параметры Болонского процесса:
Обязательные
-
Трехуровневая система высшего образования -
Академические кредиты ECTS -
Академическая мобильность студентов, ППС и административного персонала -
Европейское приложение к диплому -
Обеспечение качества высшего образования -
Создание единого европейского исследовательского пространства
Рекомендательные
-
Единые европейские оценки -
Активная вовлеченность студентов -
Социальная поддержка малообеспеченных студентов -
Образование в течение всей жизни
Факультативные
-
Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки -
Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору -
Модульная система -
Дистанционное обучение, электронные курсы -
Академические рейтинги студентов и преподавателей.
Таким образом, на сегодняшний день факт вхождения Казахстана в Болонский процесс не исключает наличия принципиальных расхождений как в системе послевузовского образования, так и в подготовке кадров высшей научной квалификации.
СРМ-2
Основные проблемы обучения/обучения.
В рамках модернизации образования в нашей стране, проблема изменения методик процесса обучения становится актуальной, потому что затрагиваются основные аспекты применения инноваций в методиках, способах преподавания на всех этапах получения образования.
В процессе инноваций процесса обучения возникают следующие проблемы: распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений педагогов-новаторов.
На сегодняшний день существует большое количество методик, программ и способов, которые позволяют работать с учениками всех возрастов, используя новейшие разработки в области технологий, неординарные и творческие упражнения, интересные аудио и видео материалы, а также интерактивные средства обучения. Но проблема с внедрением осталась до сих пор, так как в основном молодые преподаватели сталкиваются с нежеланием вышестоящего руководства использовать современные наработки.
Выделяются следующие несколько противоречия, которые замедляют прогресс существующей системы образования:
1) На протяжении многих лет в систему образования не привносится ничего нового. Меняются общие методики, подходы к обучению детей, а также способы восприятия информации. Но при этом не меняются способы реализации данных методик.
2) Существующий порядок процесса обучения не справляется с увеличивающимся количеством информации. Информация меняется с каждым днем, и не все учебники, по которым обучают детей, отвечают корректностью информации, заложенных в них.
3) Учебным процессом до сих пор управляют педагоги старой закалки, полагающиеся на свой полученный опыт. Учителя, преподаватели и профессора, обучающие в школах и университетах на протяжении многих десятков лет, опираются на те знания, которые сами получили в прошлом.
4) Методика построения урока становится неэффективна из-за незаинтересованности детей в получении и усвоении знаний традиционным путем. Дети не понимают, как и зачем им в жизни пригодятся полученные знания.
Описав основные противоречия, возникающие в процессе модернизации процесса обучения, выявим следующие проблемы:
1) Проблема стагнации системы образования.
2) Проблема обновления знаний.
3) Проблема нехватки учителей с новыми идеями.
4) Проблема незаинтересованности учащихся.
Опишем каждую проблему поподробнее:
Процесс массового обучения мало менялся за последние годы. Ученики сидят за партами на протяжении сорока минут, слушают учителя, который чаще всего рассказывает материал скучным и монотонным голосом, получают домашнее задание, иногда проводятся контрольные работы. И так в течение всего процесса обучения в школе и в университете. Конечно, существуют небольшие разнообразия учебного процесса, однако они не находят отклика в душах завучей, директоров и рубятся на корню.
В большинстве школ до сих пор обучение проходит по старым учебникам 90-ых, а иногда и советских годов, которые уже морально устарели. Происходит это по причине «старого» коллектива учителей, опирающихся на них в процессе обучения.
Ознакомившись с процессом обучения поближе, можно узнать, что если ты являешься простым учителем или преподавателем, то тебе очень сложно отойти от программы в своей деятельности. Так же существует еще один фактор, отвечающий за количество молодых учителей и преподавателей: заработная плата. Не секрет, что учителя и преподаватели получают очень маленькую заработную плату, а объем работы, выполняемый им, очень большой и зачастую пугает неподготовленных специалистов.
Основная проблема мотивации учеников состоит в том, что обучаемые не видят реальной пользы от получения ими знаний. Учителю не удается дать понять ученикам, зачем им это надо знать, и интерес обучающегося оказывается потерян. Простое заучивание знаний на протяжении около десяти лет обучения в школе и университете без возможности практического применения заставляют недоумевать учеников о необходимости обучения в дальнейшем.
Проиллюстрировав выше основные проблемы в инновациях современного образования, можно попытаться описать решение данных проблем.
Для решения первой проблемы нужно избавиться от монотонности в чтениях уроков или лекций. Чтение по книжкам, по слайдам презентации скучным голосом без экспромта, приведения интересных примеров из личного опыта приводит к нежеланию учеников усваивать материал. Необходимо разбавить уроки. Для этого отлично подходят, ролевые игры, творческие задания, эксперименты, перестановки в кабинете, которые позволяют разнообразить скучную школьную жизнь.
Проблему нехватки молодых специалистов должно решать государство. Необходимо повышение заработной платы, достаточное обеспечение школ и университетов необходимыми макетами, информационными данными, технологическими устройствами для реализации идей молодого поколения учителей. Пока государство не займется данной проблемой всерьез, не будет выделять из общего бюджета больше денег на исправление данной проблемы, то ситуация в целом никак не изменится.
Таким образом также решается проблема мотивации учеников для изучения предметов. При наличии необходимых инструментов усвоения материала предмета и достаточного творческого подхода преподавателя, ученики заинтересуются в обучении
Обозначив основные проблемы современной системы образования, мы продемонстрировали, что при должном внимании со стороны государства в виде денежной поддержки, и со стороны педагогов, которые готовы к переменам в процессе обучения, можно надеяться на улучшение качества знаний, которые получают дети, а также повышения уровня заинтересованности учащихся.
СРМ-3
Изменение роли учителя в современных образовательных процессах.
Потенциал развития общества во многом определяется соответствием системы образования потребностям и нуждам этого развития. При необходимости ускоренного развития общества всегда возникает потребность в инновациях в системе образования. Система образования должна меняться комплексно, и важное место в этом процессе занимает школьное образование.