Файл: Срм1 Отражение использования основных идей и целей Болонского процесса в развитии образования в рк.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящий момент продолжается процесс реформирования школы, который заключается в радикальных изменениях, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и в будущей профессии. Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.
В школе должны быть созданы условия для получения высокого качества знаний в комфортных, удобных для ученика условиях. В образовании должен быть заложен принцип его эффективного использования в будущей деятельности. То есть важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент - развитие личностных способностей и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.
Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.
В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.
Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Учитель-модератор. Модерирование –деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.
Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии. 2 Основные отличия нового подхода состоят в отношении к ученику как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.
Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности.
- Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии. Однако мы можем использовать только отдельные приемы, инструменты, части урока. Они хорошо сочетаются со всеми технологиями, используемыми учителями (заметим, что с технологиями развивающего обучения интеграция идет гораздо эффективнее).
- Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах. Быстрее осваивают их учителя литературы, истории, иностранного языка.
- Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.
При традиционном уроке роли учителя и ученика закреплены и известны заранее. Поэтому еще до начала урока можно написать, какие знания дает учитель, какие упражнения выполняет ученик, как учитель корректирует это выполнение, какие формы контроля используются и какие будут результаты.
На уроках открытых образовательных технологий отсутствует структура урока в классическом понимании. Уроки по открытым образовательным технологиям нельзя расписать так точно (их еще называют занятиями с не прописанными сценариями), так как одним из основных моментов их построения является обратная связь от учеников, в зависимости от которой строится дальнейшая часть урока. На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал, и только после этого принял.
Использование даже отдельных элементов открытых образовательных технологий в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли учителя.
Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся.
Многие уроки по этим технологиям являются только первым шагом к осознанию проблемы, не делают выводов, не ставят точки над «I», а являются толчком к дальнейшему, самостоятельному обдумыванию данной темы.
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, в основном, в силу исторически сложившейся роли учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. Для решения этой задачи учитель использует рассказ (объяснение), дает ученикам упражнения, самостоятельные работы, вопросы, а также проводит совместную беседу. Причем всю ответственность за получаемый результат учитель берет на себя.
СРМ-4
Самые эффективные способы обучения. Критическое мышление и его реализация.
Одной из целей современного образования выступает удовлетворение актуальных потребностей личности, общества и государства, которые выражаются в необходимости воспитания разносторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. Значимость данной работы состоит в определении необходимости развития критического мышления у обучающихся как будущих специалистов и педагогов как воспитателей востребованных личностей и обоснование данной необходимости. Нами были даны опровержения устоявшимся в сфере образования стереотипам и перечислены те качества, которыми должны овладеть студенты для того, чтобы развить способность к критическому мышлению.
В условиях быстро изменяющегося мира государство и общество прививает нам идею непрерывного образования. Такая идея должна переориентировать каждого человека на то, что образование не должно прекращаться с получением диплома; самообучение и самовоспитание необходимо продолжать в течении всей жизни. Поэтому, современное образование нуждается в таких формах обучения, которые позволили бы человеку мыслить более продуктивно, самостоятельно удовлетворять свою потребность в новых знаниях. Именно критически развитое мышление человека помогает выявлять пробелы в знаниях или необходимость в обновлении устаревшей информации. Современному человеку необходимо обладать десятью базовыми навыками:
1. Способность к отбору информации;
2. Способность мыслить нестандартно и гибко;
3. Способность понимать смысл (т.е. умение читать между строк и видеть скрытый смысл);
4. Социальный интеллект (т.е. воздействие на других людей посредством коммуникационных приемов);
5. Способность работать с современными СМИ;
6. Универсальность навыков и мышления (т.е. всесторонняя развитость и умение подходить к решению проблемы с разных сторон);
7. Способность мыслить проективно (т.е. способность ставить цели и планировать результат их достижения);
8. Способность вычислять (т.е. обработка большого количества информации и определение ее достоверности);
9. Сотрудничество в виртуальном пространстве; 10. Межкультурная компетентность (т.е. владение иностранными языками).
Большинство из этих способностей, например, под номерами 1, 2, 3, 6, 7, 8, развиваются одновременно с развитием критического мышления. Таким образом, для того, чтобы человек развил в себе те навыки, наличие которых делает его современным, ему необходимо, в первую очередь, развивать навыки критического мышления.
Особое внимание в современном процессе обучения обращается на развитие способности обучающихся мыслить продуктивно, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы происходило не просто усвоение обучающимися изложенной информации и механическое запоминание учебного материала, а именно развитие мышления студентов, способности аналитически рассматривать изучаемую сферу. Основой развития критического мышления являются имеющиеся знания и анализируемая информация, однако, простое заучивание материала наизусть менее эффективно, чем работа с источником информации – установление взаимосвязей, обобщение информации, проверка их достоверности, привязка каких-либо общих фактов к конкретным примерам. Такая осмысленная работа с информацией, предполагающая критический анализ, помогает подготовить обучающегося к дальнейшей практической деятельности.
В целом среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:
-
Лекция -
Семинар -
Тренинг -
Модульное обучение -
Кейс-стади -
Ролевые игры -
Метод рефлексии -
Обмен опытом -
Мозговой штурм -
Тематические обсуждения
Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Данный момент, необходимость формирования критического мышления у студентов обусловлена следующими причинами:
1. В условиях неограниченного доступа к информации важно уметь ориентироваться в ее потоках, анализировать, различать главное и второстепенное, критически осмысливать информацию и т.д.
2. В связи с уменьшением в учебном процессе количества контактных часов преподавателя и студента по учебному плану при неизменном объеме учебного материала необходимо развивать познавательную самостоятельность, самообразовательную деятельность, учить студентов критически мыслить.
Причем в процессе формирования критического мышления обучающихся математические дисциплины являются наиболее эффективными. Математика как никакой другой предмет позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя в том числе такие методы работы с информацией, как поиск, анализ, синтез, переработка и представление, учит аргументированности, доказательности и обоснованности рассуждений и т.д.
Под критическим мышлением мы понимаем процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов [2]. Критическое мышление называют логическим или аналитическим мышлением. Кроме того, это мышление рефлексивное, оценочное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой [1]. Оно основано на убедительной аргументации, что подразумевает владение обучающегося коммуникативными умениями.
Таким образом, развитие критического мышления студента способствует:
– развитию информационной культуры обучающегося, т.е. развитию умений грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении в том числе и новые информационные технологии, современные технические средства и методы;
– развитию познавательной мотивации, т.е. повышению интереса к предмету, к процессу обучения, активному усвоению учебного материала, развитию способности поднимать и формулировать важные проблемы и вопросы;
– формированию социальной компетентности, т.е. формированию коммуникативных навыков и ответственности за свои знания, способности эффективно общаться с собеседником, решая сложные проблемы и убедительно аргументируя свою точку зрения, уважать чужое мнение.
СРМ-5
Обзор литературы по технологии критического мышления занимает место положительной психологической среды в применении методики интерактивного обучения.
В эпоху мировой конкуренции остро встает на повестку дня вопрос развития человеческих ресурсов, определяющий качество образования, уровень способностей, деловые возможности каждого человека, Образование и квалификация человека на современном этапе становятся важнейшим показателем конкурентоспособности государств. Без конкурентоспособных, интеллектуально сильных специалистов, не будет развиваться экономика, способная противостоять мировой конкуренции. В любое время подъем цивилизации будет осуществляться на основе интеллектуальных творческих способностей. На сегодняшний день определена необходимость управления не личностью, а тенденциями ее развития. Обучающемуся трудно ориентироваться в непрерывном потоке различной информации, для чего у него должны быть развиты навыки анализа, структурирования, систематизации, решения проблем. А это означает отказ от прямых методов в работе педагога, от излишнего дидактизма, от поучительного влечения; развитие диалогических методов общения на первом месте, совместного поиска истины, создания условий, способствующих разнообразной творческой деятельности. Одним из основных инновационных методов является«метод интерактивного обучения». Основным принципом этого метода является формирование и развитие личности посредством педагогического общения и общения. В интерактивных методах основное внимание уделяется” процессу“, то есть самому процессу обучения,” как “и” через какие методы и приемы обучаются " обучающиеся. То есть слово "интерактивный" означает склонность к взаимодействию или разговору, или с кем (человеком), или с чем (например, компьютером) происходит в режиме разговора. Здесь важно, чтобы обучающиеся старались найти решение проблемы, а не ответы. Ведь главная цель интерактивного обучения-научить обучающихся самостоятельно мыслить и находить ответы. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы практически все учащиеся были вовлечены в процесс познания, у них должна быть возможность понять и рефлексировать, что они знают, что думают в этом отношении. В процессе познания происходит совместная деятельность обучающихся, каждый вносит свой личный вклад в освоение учебных материалов, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. И это происходит в рамках доброты и взаимной поддержки друг друга, которая не только позволяет получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. Предметная специфика, характеристика интерактивных методов-это высокая однонаправленная активность взаимодействия субъектов, взаимодействие участников, эмоциональная, духовная сплоченность. Одна китайская пословица гласит:" Скажи мне – я забуду; покажи мне – я запомню; Сделай Сам – я понимаю". В этих словах находит свое отражение сущность интерактивного обучения. При использовании интерактивных методов учащиеся становятся полноправными участниками процесса понимания, опыт которого служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний,но обучает обучающихся самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами образования в интерактивном обучении чередуется взаимодействие преподавателя и обучающихся: активность педагога дает место активности обучающихся, а задания педагога создают условия для их инициативы. При использовании интерактивного метода необходимо учитывать:- соблюдение свободы и прав личности;- создание условий для самовыражения личности; - оказание педагогической поддержки. В результате применения интерактивных методов в процессе учебного процесса учащиеся вступают в отношения с: