Файл: Срм1 Отражение использования основных идей и целей Болонского процесса в развитии образования в рк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. с учителем (когда ученики отвечают на вопрос учителя);

2. с учащимися (при работе в парах)

3. малыми группами (3-4 ученика);

4. с большой группой учащихся (чаще всего дискуссия / дебаты в ходе обсуждения какого-либо вопроса);

5.Работа с видами техники (например, компьютером, интерактивной доской).

Методы интерактивного обучения отличаются от традиционных методов обучения тем, что в учебном процессе учащиеся могут прочнее запоминать, используя свой жизненный опыт, раскрывать личные и профессиональные способности посредством анализа и обобщения данных. Еще одна особенность интерактивного метода заключается в том, что активность учащихся совпадает с активностью учителя, а также в постоянном взаимодействии ученика и учителя. Обеспечение качественной подготовки учащихся к применению интерактивных методов напрямую зависит от результативности учебного процесса. Главное задание не в оценке знаний, данных учащимся, а в их деятельности по выполнению задания. К интерактивным методам относятся: методы проблемного произведения, презентации, дискуссии, работа с группой, метод «мозгового штурма», исследования, деловые игры, ролевые игры, метод «инсерта», постановка, метод пробного теста, дебаты и др. Интерактивный метод также включает использование различных вспомогательных средств, т. е. информационных ресурсов: интерактивной доски, видеоматериалов, слайдов, флипчартов, компьютерного просмотра и обсуждения видеофильмов и видеосюжетов или решений задач, презентации с использованием различных кампаний и акций. Преимущества интерактивных методов обучения:

* вызывает интерес у учащихся;

* расширяет активность участия каждого в учебном процессе;

* обращает внимание на чувства каждого ученика;

* адаптирует к эффективному усвоению учебных материалов;

* влияет на учащихся к многостороннему действию;

* осуществляет обратную связь (ответную реакцию аудитории);

* формирует мнения и отношения учащихся;

* формирует жизненные навыки;

* помогает при изменении поведения

СРМ-6

Особенности структуры интерактивных занятий
Интерактивным обучением называют специальную форму познавательной деятельности, способ познания, который осуществляется посредством совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, решение проблем происходит совместно, студенты оценивают действия своих одногруппников и свою деятельность. Происходит все это в условиях максимально приближенных к профессиональной сфере деятельности. Студенты оказываются в реальной деловой атмосфере по разрешению какого-либо вопроса.


Одной из главных задач выступает формирование особых условий обучения при которых студент сможет осознать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Построение учебного процесса в таких рамках позволяет сделать его продуктивным. Процесс обучения строится так чтобы все студенты оказались вовлеченными в этот процесс и принимают активное участие в познании. Особенностью 54 интерактивных методов является высокий уровень активности обучающихся, взаимодействующих между собой эмоциональное и духовное единение всех участников. Интерактивная деятельность на занятии сосредоточена на этих элементах:

- позитивной взаимозависимости;

- личной ответственности каждого из участников;

- содействующем взаимодействии;

- навыках совместной работы.

Рамки компетентностного подхода заставляют студентов применять свои знания на практике самостоятельно. Интерактивное обучение полностью отвечает этим требованиям. В отличие от традиционного обучения, с каждым годом теряющего свою актуальность, интерактивное меняет роль преподавателя. Активность педагога уступает активности обучающихся. И главной задачей преподавателя становится создание условий для проявления студенческой инициативы. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, которое заключает в себе активное взаимодействие.

В процессе диалогового обучения студенты развивают критическое мышление, решают проблемы, анализируя условия и информацию. При этом они должны взвешивать альтернативные мнения, принимать аргументированные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими людьми. Поэтому преподаватель может организовать на занятии парную или групповую работу, применить метод исследовательских проектов, ролевых игр, также организовать работу с документами и различными источниками информации.

Основной источник учебного познания – это опыт студента. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает каждого обучающегося к самостоятельному поиску необходимой информации и становится наставником и советчиком в работе.

Интерактивные формы занятий выполняют следующие функции:

- прививают интерес к обучению;

- поощряют участие каждого студента в процессе обучения;

- усвоение материала становится более эффективным;

- многопланово воздействуют на обучающихся;

- способствуют установлению обратной связи (ответной реакции аудитории);

- помогают формировать у обучающихся собственное аргументированное мнение;



- формируют навыки профессиональной работы;

- оказывают положительное влияние на формирование поведения. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе предполагает следующую логику: не от теории к практике, как подразумевалось в традиционном обучении, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

СРМ-7

Соотнесение этапов урока с проблемой
Проблемное обучение – «один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Оно относится к технологиям поискового и исследовательского обучения. Впервые было применено и описано как технология в 70-е годы в Канаде (Онтарио). В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. При этом урок строится по алгоритмам поискового обучения. Специальный алгоритм урока проблемного обучения будет приведен ниже. Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору).

В процессе проблемного обучения формируются и развиваются знания, способности и умения учащихся:

  • Способности идентифицировать важные проблемы; более широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с различными областями знания.

  • Процесс аргументации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений.

  • Общеучебные умения необходимые для становления обучающегося как самостоятельного субъекта обучения; ответственность за процесс и результат работы.

  • Умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем.

  • Умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.

При организации урока проблемного обучения необходимо соблюдать следующую последовательность шагов:

  1. Постановка проблемы.

Учитель описывает проблемное поле, например, какое-то явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы (см. далее).


  1. Осознание, обсуждение проблемы.

Учащиеся обсуждают проблему в микрогруппах или парах. Учитель может помогать им в обсуждении, задавая наводящие вопросы или вопросы на уточнение. При этом учитель должен помнить, что данный этап – это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Учащиеся формулируют гипотезу по решению проблемы.

На этом и всех последующих этапах важно распределить роли в микрогруппах и фиксировать все результаты работы.

  1. Обсуждение того, что известно группе о проблеме.

  2. Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах).

  3. Выработка плана решения проблемы.

Проблема переформулируется в задачи и конкретные действия членов группы (найти информацию в определенных источниках, спросить, провести наблюдение или эксперимент и др.). Задания распределяются между участниками микрогруппы и определяются сроки их выполнения. Подчеркнем, что группа сама распределяет задания между собой, учитель может помогать советом, но вмешивается в самых крайних случаях (если задания распределены неравномерно, или один и тот же ученик всегда получает задания одного типа). Необходимо следить, чтобы происходило чередование заданий между учениками в микрогруппе.

  1. Работа по сбору материала.

В зависимости от целей изучения материала и времени, которым располагает учитель, работа может проводиться или непосредственно в классе, или вне его. Учащиеся работают самостоятельно, в основном индивидуально, в соответствии с распределенными заданиями.

  1. Обобщение собранного материала в микрогруппах.

Каждый член группы рассказывает о выполненной работе и собранной информации. Создается общая картина. Вырабатывается структура решения проблемы. Происходит защита выработанного решения перед экспертами (другими микрогруппами). Если проблема не решена, то группа снова возвращается к первому этапу, переформулировав проблему. В этом случает вся работа проводится во внеучебное время, при консультациях учителя.

  1. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

Характеристики хороших проблем.

  1. Эффективная проблема должна вызывать интерес у учеников, мотивировать их на более глубокое понимание понятий, которые были представлены. Она должна соотносить предмет с реальной жизнью, так чтобы ученики были заинтересованы в решении проблемы.

  2. Хорошая проблема требует от учеников принятия решений или суждений, основанных на фактах, информации, логике и/или взаимосвязи. От учеников необходимо потребовать обосновать все решения и привести все причины с точки зрения изучаемого ими материала или более широких знаний. Проблема должна стимулировать учеников на выявление необходимых обобщений, важной информации, шагов и процедур, необходимых для ее решения.

  3. Хорошая проблема – та, для решения которой обязательно сотрудничество всех членов группы. Ученики должны прийти к выводу, что стратегия «разделяй и властвуй» не является эффективной.

  4. Исходные вопросы в проблеме должны включать одну или более следующих характеристик:


  • Не ограничивающиеся одним правильным ответом,

  • Связанные с уже имеющимися знаниями.

  • Спорные вопросы, которые предполагают многообразные мнения.

Эта стратегия позволяет ученикам работать группой в целом, используя знания и идеи каждого, а не переходить к индивидуальной работе по выявлению проблемы.

  1. Проблема должна представлять имеющиеся у учащихся знания в новой теоретической или практической интерпретации и связывать новые знания с понятиями (концепциями) в других курсах и/или предметах.

  2. Оценка работы учащихся в проблемном обучении.

Оценка проводится так же, как и оценка работы в микрогруппах и может быть индивидуальной или группы в целом. Кроме отметки в баллах рекомендуется давать содержательную оценку, которая способствовала бы развитию общеучебных компетентностей детей и их умения работать в группе.


СРМ-8

Виды и особенности интерактивных занятий
Интерактивный («Inter»- это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

  • выход на уровень осознанной компетентности студента.