Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Минойская цивилизация на Крите была разрушена наводнением и никогда позднее уже не восстановилась – оставшиеся в живых стали жить племенами в небольших населённых пунктах.
2) Изменения в количестве, составе и плотности населения.
Увеличение количества населения ведёт к усложнению социальной структуры. Например, вначале древнерусские князья сами ездили собирать дань, затем появились специальные службы для сбора дани.
Старение населения ведёт к сокращению числа детских садов и школ.
Увеличение плотности населения ведёт к появлению новых социальных институтов. Например, института «гражданского невнимания» - проходящие мимо люди обмениваются взглядами, затем отводят взгляд в сторону – это называется
«гражданским невниманием».
Люди демонстрируют друг другу таким образом, что у них нет причины быть враждебными и избегать друг друга. «Гражданское невнимание» является одним из социальных институтов, благодаря которым существует городская территориальная общность (люди могут жить в городах).
3) Инновации (открытия и изобретения).
Открытие – приумножение знания путём открытия нового принципа.
Изобретение – новая комбинация уже известных элементов.
Теория относительности Альберта Энштейна – это открытие, создание автомобиля – изобретение. Инновации меняют технологию, соответственно меняется социальная структура.
4) Диффузия – проникновение элементов одной культуры в другую культуру. Например, распространение технологии производства пороха, привело к изменению технологии ведения войн и охоты, что изменило социальную структуру стран.
5) Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Например, конфликт из-за нефтяных ресурсов и ценностей демократии привёл к изменению социальной структуры Ирака.
6) Ценности и нормы общества – способствуют поддержанию одних инноваций и подавлению других. С готовностью поддерживаются инновации в технологии, но не поддерживаются изменения в духовной сфере.
Изобретатель новой политической идеи – радикал.
В рамках философии истории и социальной философии были разработаны следующие модели социальных изменений.
1) Теория эволюционного развития - делится на теорию однолинейного развития и теорию многолинейного развития.
Согласно теории однолинейного развития общества проходят в своём развитии одни и те же стадии в определённой последовательности – от примитивных к цивилизованным, от простых к сложным, от общества


27 охотников и собирателей к постиндустриальным. Данная теория сходна с теорией Дарвина об эволюционном развитии биологических видов в сторону их усложнения и приспособления к среде обитания в ходе борьбы за существование.
Критики данного подхода указывают на тот факт, что в реальности не все общества в своём развитии проходят одни и те же стадии.
Сторонники теории многолинейного развития утверждают, что общества могут развиваться различными путями и проходить в своём развитии различные стадии. В развитых обществах медицина развивалась постепенно и это позволило им приспособиться к снижающейся смертности и росту населения. В развивающихся обществах медицинские технологии были введены намного быстрее. Это привело к резкому росту населения и большому давлению на социальные службы и природные ресурсы (включая производство пищи).
2) Циклическая теория. Сторонники циклической теории утверждают, что все общества имеют свой жизненный цикл – рождение, юность, зрелость, старость.
Первая мировая война заставила учёных усомниться в эволюционном характере развития обществ. Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) в своей книге
«Закат Европы» утверждал, в юности общество (в оригинале он использовал понятия культуры и цивилизации) более идеалистическое, затем оно становится материалистическим, растёт социальная дезинтеграция
(проявляется в росте уровня преступности и других форм отклоняющегося поведения), что является признаком надвигающегося упадка. О. Шпенглер утверждал, что общества живут 1000 лет и Западное общество, родившись около 900 г. нашей эры, должно умереть в XX веке.
Арнольд Тойнби (1889 — 1975 гг.) не устанавливал временных рамок существования цивилизации. Он утверждал, что цивилизации возникают и развиваются в ответ на вызовы, которые могут быть как природные
(например, суровый климат), так и социальные (например, воинственные соседи). Если творческое меньшинство (интеллектуальная элита) не может найти ответ на вызов или вызов слишком сильный, то цивилизация распадается.
3) Теория функционализма. Толкотт Парсонс утверждал, что общество является системой, стремящейся к равновесию. Изменения одних элементов системы уравновешивается изменением других элементов системы.
Например, усиление милицией борьбы с мелкими кражами ведёт к переполнению тюрем, перегрузке государственных обвинителей и судов.
Создавшееся напряжение в социальной системе можно снять несколькими способами:


28
- построить больше тюрем;
- снизить количество арестованных и (или) обвинительных заключений;
- ускорить судебные процессы, отменив некоторые из прав заключённых (на);
- переквалифицировать подобные преступления в административные.
По мере развития общества происходит 3 вида социальных изменений: а) Дифференциация и специализация – усложнение социальной организации и разделение функций между элементами. Например, вместо лекаря появились – терапевт, фармацевт, стоматолог и т. п. б) Вовлечение в жизнь общества общностей, которые были исключены по признаку пола, национальной принадлежности, экономического положения и т. п. Напр. возможность для женщин избирать и быть избранными или становиться врачами. в) Возникновение ценностей, легитимирующих более широкий круг деятельности для отдельных общностей. Например, лояльное отношение в обществе к женщинам, делающим карьеру.
Социолог Уильям Огборн (1886 — 1959 гг.) выдвинул концепцию
«культурного лага», согласно которой вначале происходят изменения в материальной культуре и лишь через некоторое время происходит изменение нематериальной культуры – возникают социальные институты, которые регулируют использование новых технологий и изменения в социальной системе, вызванные внедрением новой технологии.
4) Теория конфликта.
Сторонники данной теории утверждают, что причиной социальных изменений являются противоречия интересов различных социальных общностей. Развитие происходит через разрешение существующих противоречий и возникновение новых.
Ральф Дарендорф утверждал:
- социальные изменения повсеместны;
- социальный конфликт вездесущ;
- каждый элемент общества вносит вклад в его изменение;
- каждое общество основано на принуждении одних членов другими.
В социологии существует множество типологий обществ. Типология представляет собой выделение идеальных типов как совокупности характерных идеализированных признаков.
Социология возникла как попытка осмыслить новое состояние общества в противоположность отживающему старому обществу. Огюст
Конт выделял теологическую, метафизическую и позитивную стадии развития духа, с которыми связаны соответствующие типы обществ. Герберт

29
Спенсер выделял военный и индустриальный типы обществ. Карл Маркс называл выделяемые типы обществ социально-экономическими формациями и выделял – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации, говорил о приходе коммунистической и упоминал азиатскую. Эмиль Дюркгейм говорил об архаическом и современном типах обществ.
Наиболее удачной является типология, в основе которой лежит способ добычи средств к существованию. От того, как люди решают данную проблему, зависят многие аспекты их жизни, включая социальную структуру. В разработку данной типологии большой вклад внесли социальные антропологи. Выделяют следующие типы обществ:
1) Общество охотников и собирателей представляет собой исторически первую форму организации жизни людей. Размеры данных обществ составляют, как правило, до 50 человек. Данные общества постоянно находятся в движении, так как постепенно съедают все растения и истребляют животных в округе и вынуждены двигаться дальше в поисках пропитания. Основу социальной организации составляют родственные и брачные связи.
2) Огороднические общества появились около 10 тысяч лет назад. С помощью подсечно-огневой технологии люди расчищали участки, с помощью палки-копалки или мотыги обрабатывали их. Через 2-3 года участок истощался и сообщество перемещалось на другое место.
Относительная эффективность производства позволила появиться излишку продукции, который становится основой для:
- социальной стратификации на основе накопленного богатства;
- специализации экономических, политических и религиозных ролей, так как появилась возможность кормить членов общества, не занятых непосредственно добыванием пропитания;
- роста значения войны, так как можно было экспроприировать накопленный излишек продукции и взять пленных в рабство, заставив их производить данный излишек;
Всё это в совокупности с ростом населения, вызвало усложнение социальной структуры и культуры данных обществ. Данные общества включали до 3000 человек.
3) Аграрные общества возникли около 5-6 тысяч лет назад в долинах рек Ближнего Востока. Их возникновение связано с изобретением плуга, использованием тягловой силы животных и использованием металлов.
Благодаря совершенствованию техники и технологии возрос излишек продукции, что привело к усложнению социальной и политической организации, появлению крупных городов, возникновению государств.


30 4) Индустриальные общества возникли во второй половине XVIII века в ходе индустриальной революции. Их возникновение связано с появлением машинного производства, с заменой энергии тягловых животных на энергию пара, сжигания нефти, угля и позже электричества.
5) В 80-е годы XX века многие социологи заявили о вхождении наиболее развитых стран Западной Европы, США и Тихоокеанского региона в эпоху постиндустриального общества. Синонимами являются – общество постмодерна, технотронное общество, информационное общество. Его возникновение связано доминированием производства услуг над производством товаров, развитием и появлением новых технологий коммуникации, изменением норм культуры.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

3.
Социологический анализ культуры
Слово «культура»происходит от латинского слова cultura,что означает культивировать, или возделывать, почву. В настоящее время в гуманитарных дисциплинах существует более 600 определений культуры, которые можно сгруппировать в рамках шести подходов:
1. Аксиологический подход - культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Системно-деятельностная концепция - культура определяется как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
3. Структурно-семиотический подход - культура определяется как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества.
4. Психоаналитическая концепция - культура определяется подавление биологического начала в человеке.
5. Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры – культура как уникальный способ человеческого существования.
6. Игровая концепция культуры – культура как направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов.
В социологии культура рассматривается как совокупность ценностей, норм, символов, которые обусловливают социальные структуры и социальное поведение.
Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может

31 строить свои действия. Наличие у множества индивидов сходных однопорядковых представлений и делает возможным общество как единое целое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» – запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.
Нормы — стандарты (правила), регулирующие поведение и взаимодействие людей в обществе
Они предписывают нам, что мы
«должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать.
Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые «обычаями», рассматриваются как менее значимые и соблюдают их не столь ревностно. Обычаи и представления относятся к привычным и обыденным условностями, которых мы придерживаемся в своей повседневной деятельности.
Нравы общества являются важным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.
Ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет.
Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого.
Самые важные символы содержатся в языке – социально структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) имеющих определённое значение. Язык – это краеугольный камень любой культуры.
Выделяют различные формы культуры: элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Элитарная культура – это форма культуры, которая формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик, различного рода церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми становится основанием социальной стратификации и культурной