Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47 8) Культурно-символическая. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по возможности фильтровать и интерпретировать социально-значимую информацию. Люди, имеющие легитимную (имеющую законное право в глазах общества) возможность говорить от имени богов, от имени народа (партийные и государственные идеологи - в современных индустриальных и постиндустриальных обществах) занимают более высокое положение.
9) Культурно-нормативная. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по престижу определённых норм поведения и определённого образа жизни. Например, аскеты в Индии пользуются большим уважением.
В современной социологии при проведении исследований социальной стратификации общества используется интегральный социально- экономический статус, который состоит из экономического (основные критерии - богатство и доход), политического (основной критерий – обладание властью) и социально-профессионального (основные критерии – статус, определяемый родом занятий и квалификацией или образованием) измерений. Данные измерения в основном соответствуют критериям стратификации, выделенными М. Вебером и классовой, этакратической и социально-профессиональной системам стратификации, выделенным О.И.
Шкаратаном и В.В. Радаевым.
Общества делят на слои с помощью трёх основных методов – объективного, субъективного и репутационного.
1) Объективный метод. Людей относят к определённым слоям на основании соответствия их определённым численно измеряемым критериям или их комбинации. В качестве данных критериев чаще всего выступают доход, род занятий, образование. Информация о распределении данных критериев среди населения чаще всего содержится в данных государственной статистики. Исследователи, как правило, изучают корреляты слоя – среднюю продолжительность жизни, численность браков и разводов, преступность и т. п. Основное преимущество этого метода – относительная дешевизна.
2) Субъективный метод (или метод самооценки) заключается в том, что респонденты в ходе опроса общественного мнения сами относят себя к определённым слоям.
Результаты, полученные с помощью субъективного метода, часто не совпадают с результатами исследований, проведённых с помощью объективного метода. Причиной является то, что люди склонны идентифицировать себя с остальной частью общества и считают себя «как все», соответственно, при ответе на вопросы анкеты многие относят себя к среднему слою, хотя по объективным критериям попадают в нижний слой.
48 3) Репутационный метод. Суть метода заключается в опросе респондентов на предмет отнесения своих знакомых к определённым слоям.
Данный метод применим для небольших, чаще всего территориальных, сообществ, в которых люди знают друг друга. Впервые метод был использован американским исследователем Ллойдом Уорнером (1898-1970 гг.)
для изучения социальной структуры трёх небольших американских городов, где все знают друг друга.
Исследователи выделяют различные количества страт (классов). Чаще всего выделяют три слоя – высший, средний и низший. В них, в свою очередь, могут выделяться промежуточные слои. Данная классификация достаточно неточно отражает реальное неравенство людей. В соответствии с распределением людей по данным слоям выделяют три основных профиля стратификации:
1) невысокий треугольник с широким основанием – характерен для отсталых в плане социально-экономического развития стран Африки. Ведёт к стагнации и застою общества;
2) высокий треугольник с узким основанием – характерен для стран
Латинской Америки, а также России, где очень велик разрыв между богатыми и бедными. Это ведёт к социальным конфликтам;
3) ромб – имеет место в высокоразвитых обществах. Средний класс придаёт устойчивость обществу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. Социальная мобильность.
Системы социальной стратификации различаются по способности людей перемещаться из одной социальной позиции в другую.
Когда это происходит достаточно легко – говорят об открытой системе.
В ней позиция каждого индивида определяется его достигнутым статусом.
Между членами общества поощряется конкуренция для занятия высших статусов. Данная система стратификации существует в Соединённых Штатах
Америки.
Когда у людей нет возможности для изменения своей социальной позиции или она мала – говорят о закрытой системе. В данной системе положение человека в обществе определяется его предписанным статусом
(национальностью, религией, экономическим положением его семьи и т. п.), а не его личными достижениями. Наиболее характерный пример данной системы – кастовая система Индии.
Перемещение из одной социальной позиции в другую называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной:
49
- вертикальная – перемещение из одной страты в другую. Бывает восходящей и нисходящей. Например, рабочий становится директором завода и наоборот;
- горизонтальная – перемещение из одной социальной позиции в другую, которая находится в той же страте. Например, рабочий с одного завода пошёл работать на другой завод.
Различают также внутрипоколенную и межпоколенную мобильность.
Внутрипоколенная мобильность – изменение социального положения индивида за время его жизни. Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по отношению к их родителям.
Выделяют также структурную мобильность – перемещение в вертикальном направлении профессиональной или иной группы. Например, нисходящая мобильность дворянства и духовенства в России после
Октябрьского переворота 1917 года.
Факторами социальной мобильности являются: а) на микроуровне - непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, б) на макроуровне - изменение системы разделения труда и рынка труда, состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий, равное распределение талантов и способностей детей элиты и простых людей и т.д.
Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.
П.Сорокин в исторической перспективе рассматривал в качестве каналов мобильности социальные институты: церковь, армию, школу, семью и собственность.
Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности в большей степени в военное время, когда крупные потери (в том числе и среди командного состава) приводят к заполнению освободившихся вакансий людьми более низких чинов. В настоящее время не только армия, но и
50 силовые структуры в целом выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества.
Церковь является каналом как восходящей мобильности благодаря институту целибата (безбрачия), который обязывал католическое духовенство не иметь детей, в результате чего после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, так и нисходящей, когда в средние века тысячи язычников, еретиков (среди которых было немало представителей высших слоев) были отданы под суд, разорены и уничтожены.
Школа и в целом институты воспитания и образования в разные века служили мощным каналом социальной циркуляции. Например, в эпоху
Конфуция в Древнем Китае школы были открыты для представителей всех классов общества. Лучшие из студентов, независимо от их социального происхождения, отбирались и переводились в высшие школы, затем в университеты, откуда они попадали на высокие государственные посты.
Система образования и сегодня сохраняет функцию селективного инструмента, при помощи которого отбирают и контролируют вхождение в высокопрестижные группы. Диплом об образовании сегодня не менее эффективен, чем прежде расовая или религиозная принадлежность. Именно тем, что образование является одним из самых быстрых и доступных каналов вертикальной мобильности, объясняются большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах.
Семья и брак являются каналами социальной мобильности, когда в союз вступают представители различных социальных страт. В европейском и в российском обществе весьма распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице.
В традиционных обществах основательно заботились о стабильности семьи, поскольку она была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки и производственным объединением, и как следствие, одним из институтов распределения членов общества по стратам.
В ходе развития обществ многие функции семьи стали выполнять специализированные социальные институты (воспитание, образование и др.).
Собственность (богатство, деньги) – один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения. Уже в XV-XVIII веках в европейском обществе высокого положения быстрее достигали те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.
В настоящее время роль церкви и семьи как каналов социальной мобильности снижается.
51
Социологи отмечают такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть тем выше в обществе уровень социальной мобильности.
Поскольку обладатели высоких статусов, то есть представители престижных слоев стремятся сохранить свои позиции общественной иерархии, то разными способами ими возводятся препятствия (так называемые «социальные барьеры») для проникновения выходцев из более низких слоев в высшие страты. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Именно высший слой принимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим слоям.
Итальянский учёный Гаэтано Моска (1858 – 1941 гг.) считал, что возможны три варианта социальной мобильности, имея ввиду обновление политической элиты:
1) «увековечивание» без обновления;
2) «увековечивание» с обновлением;
3) «чистое» обновление.
Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, то есть, систематическое обновление элиты в определенных рамках.
Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.
52
Лекция 6. Социальные институты и социальные организации.
План лекции
1. Понятие социального института и процесса институционализации.
2. Природа социальной организации, ее структура и функции.
3. Типологическая характеристика социальных организаций.
1.
Понятие
социального
института
и
процесса
институционализации
Существование общества предполагает упорядочение, регламентацию и формализацию основных социальных действий, связей и отношений.
Инструментом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Социальные институты (от лат. – устройство, установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.
Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности называется
институционализацией
(возникновением нового социального института).
Предпосылкой появления социального института является формирование определенных общественных потребностей. На ранних этапах развития общества институционализация носит стихийный характер.
Постепенно социальные институты через религию, мораль, право и государство приобретают характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики сохраняются наиболее оптимальные социальные институты. Институты, которые перестают решать значимые социальные потребности, исчезают (например, институт дворянских дуэлей).
Основные типы социальных институтов:
1. экономические (вся система производства, распределения, торговля и финансы, объекты инфраструктуры);
2. политические (вся система государственных и политических органов и организаций);
3. культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);
4. семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);
5. здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);