Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) возможностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сопоставления, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

  • дать возможность успешно функционировать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.


Проведя анализ литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что на данный момент не существует единой методики или пособия по методике обучения информатики с применением интерактивной доски. Чаще всего учителя используют собственный опыт применения других средств информационных технологий и опираются на соответствие нового материала содержанию урока, его типу и способу построения.

Для установления типа урока информатики применяются те же критерии, что и для классификации типов уроков по другим школьным предметам. Главный признак урока - его дидактическая цель, показывающая результат, к которому должен стремиться учитель. Исходя из этого признака, мы можем выделить следующие типы уроков информатики:

– урок-объяснение (сообщение новой информации) ;

– тренировочный урок (закрепление и развитие умений и способностей);

– урок проверки знаний, умений и способностей [13, 20].

Обычно, учитель ставит перед собой сразу несколько дидактических целей, в таком случае, структура урока усложняется, на таком уроке предусматривается смена различных видов деятельности, и он получает название комбинированного урока.

По применению средств информационных технологий можно выделить следующие типы уроков:

– урок-демонстрация;

– урок-практикум;

– урок-лабораторная работа.

Подробно ознакомимся с каждым из перечисленных видов.

Урок-демонстрация – характеризуется показом различных элементов учебного материала: новых объектов языка, фрагментов программ, блок-схем и т. д. Интерактивная доска на таком уроке может проявить всю свою многофункциональность, и является наиболее подходящим средством для реализации дидактической задачи данного типа урока.

Специфика работы с интерактивной доской позволяет рассматривать и сравнивать сразу несколько объектов, выделять главное и второстепенное, отдельные объекты или их части можно закрыть с помощью инструмента «Шторка», подсветить «Прожектором», для более наглядного и детального рассмотрения объекты можно наложить друг на друга. Сходства и различия, конкретные детали и свойства мы можем быть подписать или выделить цветом, классифицировать по различным категориям и внести в таблицы, схемы и диаграммы, выводы и отчеты можно сберечь в памяти устройства для дальнейшей работы с ними. Имеется возможность сетевого подключения сразу нескольких интерактивных досок, что
позволяет сопоставить результаты работы, проводимой в разных классах, выводить на экран разные решения задачи и переключаться между экранами, функционировать в режиме реального времени с различными объектами, создавать и показывать видеоролики, которые описывают те или иные объекты или их свойства.

Основной дидактической целью демонстрации является сообщение учащимся новых знаний, подобным способом, урок-демонстрацию можно отнести к типу «урок - сообщение новой информации».

Урок-практикум (или учебно-исследовательская практика) это такая форма организации занятий, при которой учащиеся получают индивидуальные задания для довольно длительной самостоятельной работы. Обычно такие задания нужны для закрепления и отработки знаний, умений и способностей по разделу или теме курса. В данном случае работа учащихся не регламентируется учителем. Учитель, в ходе работы, может оказывать помощь учащимся при возникновении сложных проблем, обсуждать какие-либо общие вопросы или разбирать характерные ошибки.

Урок - лабораторная работа (фронтальная) – этот вид предусматривает одновременную работу учащихся на персональном компьютере с программными средствами, показанными учителем, или выполнение задания на изучаемом языке программирования. Дидактическое назначение применяемых учителем программных средств может быть различным. Это может быть усвоение нового материала (с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (с помощью программы тренажера), проверка полученных знаний, умений и способностей (с помощью контролирующей программы), выполнение различных заданий на получение пользовательских способностей работы с различными прикладными программами (текстовыми редакторами, электронными таблицами и т. д.). Учитель во время такого урока наблюдает за работой учащихся и оказывает им оперативную помощь в сложных ситуациях.

При выполнении практикума и лабораторной работы интерактивная доска также предоставляет определенный ряд преимуществ: возможность отсканировать изображение, распознать его для дальнейшего измерения некоторых характеристик объектов с применением различных инструментов, например: измерение углов с помощью инструмента «Транспортир» и внесение полученного результата в таблицу или формулу, с помощью инструмента «Линейка», который вращается под любым углом, можно измерить отрезки, инструмент «Таймер» используется для замера времени, а некоторые инструменты, например, «Казино» позволяют в очень интересной и наглядной форме показать изучение теории вероятностей и произвести соответствующие измерения. Также имеется возможность прямого подключения многих измерительных приборов таких, как например, электронный микроскоп, для наблюдения и измерения.



Интерактивная доска дает возможности одновременного внесения одного и того же объекта в различные условия для его всестороннего изучения, создания экспериментальных и контрольных групп объектов, ускорения действий тех или иных факторов на объект, измерения качественных и количественных изменений, их фиксации, создания и показа видеороликов и анимации, описывающих этапы эксперимента и его результаты.

Процесс компьютерного моделирования на интерактивной доске  возбуждает у учащихся живой интерес. Компьютерную модель мы будем рассматривать как аналог функционирующей экспериментальной установки, в которой можно вмешиваться в ход эксперимента, менять условия опыта. Динамическая ситуация, которая развивается  на экране, часто подсказывает учащимся новый вопрос, который им интересно решить самим.

В созданной интерактивной среде учащиеся моделируют  различные события, самостоятельно проводят исследования, выполняют практические задания. Кроме того,  применение интерактивных анимаций и наглядных моделей на уроке  помогает объяснять суть сложных физических явлений, демонстрировать «виртуальные» эксперименты и опыты.

Объединяя проекционные технологии с сенсорными устройствами, мы можем не просто отображать то, что происходит на компьютере, но и управлять всем процессом презентации, вносить коррективы и поправки, делать цветные пометки и комментарии, сохранять используемые материалы урока для дальнейшего исправления и использования.

К компьютеру и, следовательно, к интерактивной доске могут быть подключёны акт-камера, микроскоп, видеокамера, цифровой фотоаппарат.

При подготовке к уроку с помощью этого технического средства имеется возможность использовать неограниченный запас изобразительного и видео-материала, который можно найти в сети Интернет и на цифровых носителях.

Интерактивная доска позволяет перемещать по своей поверхности фотографии, рисунки, тексты, вращать их, копировать, изменять их форму и размер. С помощью маркера интерактивной доски мы можем не только рисовать на ее поверхности, но и управлять различными компьютерными программами, нажимая кнопки, выделяя и перетаскивая объекты. Т.е. маркер в данном случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность интерактивной доски позволяет использовать совместно с ней различные компьютерные программы, в том числе существующие мультимедийные компьютерные образовательные программы.


В соответствии с условиями Государственного образовательного стандарта учащиеся средней школы должны функционировать за ПК не более 20 минут за урок, поэтому целесообразно использовать средства ИТ только на определенных этапах урока.

В дипломной работе разработан комплекс упражнений, позволяющий учителю повысить результативность обучения информатике за счет применения средств ИТ на определенных этапах уроках.

Этап «Закрепление»


Задания с выбором ответа – интерактивная доска позволяет учащимся легко сохранять, анализировать и обрабатывать задания, в которых требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. В таких задания кроме текста еще могут содержать рисунки, фотографии, формулы, видео- и мультипликационные фрагменты.

Задания с необходимостью ввода словесного или числового ответа с клавиатуры – анализ слова (словосочетания) или числа, которое вводится в особое поле, в настоящее время также имеется в возможностях большинства обучающих программ, предлагаемых в комплекте с интерактивными устройствами.

Тематические подборки заданий – осуществляют техническую возможность сборки объекта по его характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, которые рассчитаны на достижение педагогических целей путем выполнения определенной последовательности действий, их привязки ко времени занятия, выбранному учебнику, данной программе.

Задания с применением видео, фото и анимации – такие задания перемещают фото-, видео- и мультипликационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. Интерактивную доску можно использовать для создания заданий, которые связаны с экспериментом, обработкой экспериментальных данных, сопоставлением информации, показанной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, которые включены в образовательный стандарт.

Задания с реакцией на ответ – появление на экране «реакции» на неправильный и правильный ответ, повышая тем самым обучающий эффект от выполнения задания за счет придания ему эмоциональной окраски.

Интерактивные задания – это задания (система заданий), в которых есть система подсказок для выбора следующего шага, система ветвления в зависимости от результата выполнения первого этапа.

Вспомогательный материал – обобщающие и справочные таблицы, используемые на этапе закрепления.

Этап «Контроль»


Задания с выбором ответа, с применением, фото, видео и анимации, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, интерактивные задания – все эти типы, использованные на этапе закрепления, могут быть также использованы и на этапе контроля.

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – такие задания снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивать выполнение будет учитель по рекомендациям автора.