Файл: Руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы Рекомендовано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.Е. Сагимбаева, М.А. Ермухамбетова, А.И. Гайненова

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ



МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО


для учителей 1 класса общеобразовательной школы

Рекомендовано

Министерством образования и науки Республики Казахстан

АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ

2021

Сагимбаева А.Е. и др.

Цифровая грамотность. Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы / А.Е. Сагимбаева, М.А. Ермухамбетова, А.И. Гайненова. – Алматы: АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ, 2021. – 65 с.

© Сагимбаева А.Е., Ермухамбетова М.А., Гайненова А.И., 2021 © ТОО «АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ», 2021

ВВЕДЕНИЕ


Данное методическое руководство поможет вам эффективно подготовиться к урокам.

Учебник создан согласно Типовой учебной программе, утвержденной приказом № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» МОН РК. В 3-х разделах учебника представлено 17 уроков и рассмотрено 12 целей.

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие»).

Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор».

Раздел3. Роботы в нашей жизни (сквозные темы: «Еда и напитки», «В здоровом теле – здоровый дух»).

Материалы, представленные в данных разделах, требуют от педагога специальной подготовки. Чтобы занятия проходили максимально эффективно и интересно, авторским коллективом учебника написано методическое руководство.

Предмет «Цифровая грамотность» является фундаментом прикладных наук. Именно поэтому очень важно правильно освоить знания, умения и навыки по этому предмету.

Текст в учебнике сопровождается иллюстрационным материалом: рисунками и схемами. Это поможет ученику легче понять текст. После каждой рассматриваемой темы есть задачи на закрепление. Практические и теоретические задачи чередуются согласно цели урока. Если в целях имеются слова «собирать модель», «сохранить проект», то и на закрепление дается практическое задание. Если же в целях предусмотрены слова «объяснить», «узнать», то, соответственно, задания будут предложены на проверку теоретических знаний. Кроме задач на закрепление, в учебник внесены
уровневые задания. Это обосновывается тем, что дети воспринимают информацию неодинаково. В каждом классе есть талантливые и одаренные дети, а также ученики, которые чуть медленнее воспринимают новую информацию. В таком случае учителя выручает дифференциация. Наши уровневые задачи направлены на решение данной проблемы в классе. Уровневые задания были составлены согласно таксономии Блума. Также нельзя забывать о критическом мышлении ученика. Для этого в учебнике предложены открытые вопросы, на которые учащиеся могут ответить поразному. Каждый ответ имеет право быть «правильным».

В учебнике хорошо раскрыты сквозные темы. Это в основном отображается в заданиях, иллюстрационных материалах, примерах, что помогает привить ученику моральные ценности человеческой жизни.

Из чего состоит урок?

Каждый урок рассчитан на 40 минут. Первые 5 минут предназначены для актуализации знаний: в это время дети могут вспомнить пройденный материал, определить новые цели урока, ознакомиться с темой. Эта часть урока плавно переходит в основную часть, где излагается новая тема, и закрепление материала. В конце урока предлагается рефлексия.

Данный этап может длиться 3–5 минут. Как правильно начать урок?

Каждый урок начинается с актуализации знаний. Очень важно связать прошлый урок с настоящим, чтобы дети могли, опираясь на свои знания и опыт, знать отправную точку. Урок можно начать не только с наводящих вопросов, но и с разных активити. В поурочных планах представлены всевозможные виды активити, игры и примеры наводящих вопросов. Атмосфера в классе, настрой на дружбу, открытость и готовность к новым знаниям также определяются в начале урока.

Основная деятельность


В учебнике вначале дается объяснение новой темы, затем идет закрепление. Текст новой темы сопровождается иллюстрационными материалами, рисунками, схемами и т.п. Для новых слов и терминов есть глоссарий. Желательно новые слова дать в начале урока, на отдельно распечатанной бумаге. Когда вы будете использовать в своей речи эти слова, детям будет легче понять вас.



Учителю нужно обратить внимание не только на содержание предмета, но и на языковую деятельность. Она также важна. Для этого предусмотрена работа в группе и паре (обсуждение, рассказ). Дети правильно и часто должны использовать новые термины в своей речи. Таким образом у учащихся сформируется академический язык.



Языковая поддержка

Предметная поддержка

Формат текста Содержание


Все главные слова, термины, Текст в учебнике сопровождается правила, определения в учебнике иллюстрациями, схемами, рисунками и т.п. выделены.

А также предусмотрен глоссарий.

Совместная работа Задействовать имеющиеся знания


Работа в паре или группе позволяет учащимся На каждый урок предусмотрены получать помощь от сверстников и наводящие вопросы.

решить проблему самостоятельно, не дожидаясь Ученики проводят обсуждение, выполняют

учителя. практические задания; сквозные темы

помогают легче понять предмет.

Ученикам 1 класса не рекомендуется задавать домашнее задание. Если вы все-таки решили это сделать, то убедитесь, что дома у ребенка есть все необходимые инструменты (компьютер, интернет, конструктор для робота т.п.). Тогда задание будет выполнено правильно.

Оценивание – неотъемлемая часть учебного процесса. Оно используется для выявления того, на каком этапе обучения находится ученик. Оценивать можно себя и учеников. Когда оцениваете учеников, важно дать качественный feedback. Это поможет в будущем дополнять пропущенные знания.

Формативное оценивание проводится в течение учебного процесса. Баллы и показатели уровней должны указываться как «информация» о знании учащегося. Формативное оценивание осуществляется через рекомендации учителя, самооценку и взаимооценку. Рекомендации учителя делаются для улучшения уровня знаний учащихся. Самооценка помогает самостоятельно понять допущенные пробелы или ошибки. Взаимооценка формирует у учащихся умение объективно выражать свое мнение, предлагать альтернативные варианты решения проблемы, вместе находить правильные ответы через рассуждение.


В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом – по двум критериям, а затем – по трем.



Примеры формативного оценивания


Ассоциация –измерение знаний линейками, смайликами и т.п. Например, «Волшебные линеечки».


В виде рефлексии «Закончи предложение»


  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • я понял, что…



Игра «Верно-неверно».




После каждого раздела в учебнике есть материал, чтобы дети могли проверить свои знания и умения. Примеры. Проверь себя









Обучение одаренных учеников


Ученик может быть одарен в конкретной области и не проявлять особых талантов в других областях. В учебнике даны три абсолютно не похожих друг на друга раздела. Ребенок может по-разному относиться к различным темам. Например, ему может понравиться раздел «Робототехника» или раздел «Программирование». На каждом уроке рекомендуется обращать внимание на эмоциональную активность ученика.

Инструментарий для дополнительной поддержки обучения


Для эффективности обучения можно использовать дополнительные инструменты. Дети 6–7 лет быстро отвлекаются на другие предметы. Возможно, им будет скучно весь урок работать только с учебником. Поэтому к учебнику предлагаются CD-диск и онлайн-платформа. В CD-диске предусмотрены видеоуроки и интерактивные задания, где ученик, играючи, может пройти на более сложный уровень. Данный инструмент можно использовать, если в кабинете нет доступа к интернету. Онлайн-платформа является электронной версией учебника. Сюда включены и текст, и видеоуроки, и задания на закрепление, и уровневые интерактивные задания.

Необходимое оборудование. В учебнике «Цифровая грамотность» согласно Типовой программе предусмотрены теоретические и практические занятия. Практические занятия рекомендуется проводить в компьютерных кабинетах.

В изучении программы курса первокласснику понадобятся учебники, тетради, компьютеры, роботы Lego WeDo 2.0 (ВиДу), программное обеспечение Scrath.