Файл: 1. 1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание.
Введение...............................................................................................................
Глава 1 Теоретические аспекты перемещения делящихся и радиоактивных материалов в условиях Евразийского Экономического Союза......................
1.1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов...........
1.2 Международные договоры, регулирующие условия и порядок перемещения делящихся и радиоактивных материалов.................................
1.3 Основные положения, регламентирующие перемещение делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу................................
1.4 Применение запретов и ограничений при перемещении делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу................................
Глава 2 Особенности таможенного декларирования делящихся и радиоактивных материалов...............................................................................
2.1 Применение системы управления рисками при декларировании делящихся и радиоактивных материалов........................................................
2.2 Применение технических средств таможенного контроля в отношении делящихся и радиоактивных материалов........................................................
Глава 3 Порядок действий должностных лиц таможенных органов и анализ возможных нарушений при перемещении радиоактивных материалов через таможенную границу..........................................................................................
3.1 Порядок действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенные операции при электронном декларировании делящихся и радиоактивных материалов.........................................................
3.2 Анализ возможных нарушений и существующих проблем таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, пути их решения........
Заключение.........................................................................................................
Список использованной литературы...............................................................
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач, стоящей перед таможенными органами, является обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Союз), жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. Обстановка в современном мире диктует необходимость создания системы противодействия одной из самых актуальных мировых проблем – ядерному и радиологическому терроризму, при этом таможенный контроль является эффективным инструментом борьбы с незаконным перемещением через таможенную границу ДРМ.
Одним из основных направлений контроля, которое осуществляют таможенные органы Российской Федерации, является контроль ДРМ, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в ДТ сведений фактическому содержимому предъявленного радиационного груза.
В связи с появлением на рынке большого количества негосударственных структур, активно работающих в области перемещения ДРМ, создались объективные предпосылки для развития незаконного оборота ДРМ, их хищения, занижения объемов перевозок, искажения качественных и стоимостных показателей за счет недостоверного декларирования. Все это определяет актуальность темы, связанной с декларированием ДРМ и их выпуском, перемещаемых через таможенную границу Союза.
Актуальность темы. Развитие таможенных органов нацелено на эффективный таможенный контроль и содействие международной торговле. Достижению данной цели способствует внедрение электронного декларирования. Переход к электронной форме декларирования существенно облегчает взаимодействие участников внешнеэкономических отношений с таможенными органами, а использование средств телекоммуникаций сокращает необходимость личного контакта с таможенным инспектором, что исключает субъективный момент. В данной работе рассматривается наиболее актуальное и перспективное направление в таможенном декларировании − электронное декларирование.
Цель работы является выявление преимуществ современных процедур декларирования путем анализа применения декларирования в отношении товаров номенклатуры ДРМ.
Объектом выступают отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, возникающие в процессе осуществления таможенного декларирования товаров и, в частности, при использовании электронного декларирования.
Предмет работы − порядок перемещения товаров номенклатуры ДРМ и сущность электронного декларирования.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность таможенного декларирования товаров.
2. Рассмотреть нормативные документы, регламентирующие экспортноимпортные операции с ДРМ и порядок их декларирования.
глава 1 Теоретические аспекты перемещения делящихся и радиоактивных материалов в условиях Евразийского Экономического Союза
1.1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов В результате развития ядерной энергетики и различных технологий на основе ядерной энергии, ДРМ стали являться одним из важнейших объектов международной торговли.
В результате развития ядерной энергетики и различных технологий на основе ядерной энергии, ДРМ стали являться одним из важнейших объектов международной торговли.
ДРМ и товары с повышенным уровнем ионизирующего излучения являются объектами повышенного риска. Федеральная таможенная служба проводит непосредственный контроль за их перемещением через таможенную границу Союза.
ДРМ – делящиеся и радиоактивные материалы – вещества, которые при радиоактивном распаде испускают ионизирующее излучение. ДРМ включают в себя ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.
Ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества [30].
Радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам испускающие ионизирующее излучение вещества, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности [30].
Ионизирующее излучение – излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращения торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
Основные виды излучения: альфа-, бета-, гамма-, нейтронное излучения.
Фиксируя инструментально указанные виды излучения, можно определять наличие ДРМ в различных объектах.
Бета-излучение полностью поглощается любым металлом толщиной 2-3 мм, а альфа-излучение – даже слоем обычной бумаги, поэтому они практически не могут быть индикатором обнаружения ДРМ. В то же время радионуклиды с альфа- и бетаизлучением представляют значительную радиационную опасность при попадании внутрь организма человека.
Нейтронное и гамма-излучение относятся к так называемым проникающим излучениям, так как они достаточно легко проходят через различные материалы. В связи с этим для радиационных грузов, испускающих эти виды излучений, требуется специальная конструктивная защита, которая позволит обеспечить радиационную безопасность при их транспортировке. Вследствие высокой проникающей способности именно эти два вида излучений являются индикатором наличия ДРМ в перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах [31].
Источниками ионизирующего излучения (альфа-, бета-, гамма-, нейтронное) могут быть:
1) ядерные материалы, ядерные установки, тепловыделяющие элементы;
2) радиоактивные вещества, радиационные источники;
3) радиоактивные отходы;
4) физические лица, прошедшие лечение радиофармпрепаратами;
5) товары с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
К радиоактивным веществам относят товарные позиции 2612, 2805, 2844, 2845 и позицию с кодом 8401 30 000 0.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) для ядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и контейнеров для перевозки ДРМ:
10 2805 – металлы щелочные или щелочноземельные; металлы редкоземельные, скандий и иттрий в чистом виде, в смесях или сплавах; ртуть;
2612 – руды и концентраты урановые или ториевые;
2844 – элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся или воспроизводящиеся химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты;
2845 – изотопы, кроме изотопов товарной позиции
2844 – соединения неорганические или органические этих изотопов, определенного или неопределенного химического состава;
8401 – реакторы ядерные; тепловыделяющие элементы (твэлы), необлученные, для ядерных реакторов; оборудование и устройства для разделения изотопов;
8401300000 – тепловыделяющие элементы (твэлы), необлученные; 8609001000 – контейнеры с противорадиационным свинцовым покрытием для транспортировки радиоактивных веществ;
8609009009 – прочие контейнеры.
Таможенный контроль ДРМ (далее – ТКДРМ), осуществляемый таможенными органами, имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности в нашей стране, а также для выполнения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия. Он является важным элементом международной системы противодействия ядерному и радиологическому терроризму.
ДРМ представляют потенциальную опасность для общества. Под опасностью для общества можно понимать причинение вреда здоровью населения, угрозы жизни общества, разработку смертельно – опасного оружия, уничтожение населения и прочее. Данные устрашающие последствия могут возникнуть ввиду использования объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения не в мирных целях.
Для перемещения ДРМ через таможенную границу Союза требуется оформление разрешительных документов, поэтому никто не исключает 11 вероятность хищения этих товаров и осуществлении перевозки контрабандным путем (сокрытием от таможенного контроля, недекларированием или недостоверным декларированием, или вообще помимо таможенного контроля).
Оценивая последствия, которые могут возникнуть при бесконтрольном перемещении ДРМ через таможенную границу Союза, данную категорию товаров отнесли к товарам, в отношении которых существуют потенциальные риски. В соответствии с таможенным законодательством разрешение на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза дают таможенные органы. Основным направлением деятельности ОТК ДРМ Озерского таможенного поста является контроль ДРМ, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в ДТ сведений фактическому содержимому предъявленного радиационного груза.
Перечень химических элементов, изотопы которых в форме сплавов, соединений и смесей в составе продуктов и устройств разрешено поставлять. К ним относятся: иридий – 192, кобальт – 60, цезий – 137, стронций – 90, криптон – 85, америций – 241, гелий – 3.
1.2 Международные договоры, регулирующие условия и порядок перемещения делящихся и радиоактивных материалов
Деятельность таможенных органов Российской Федерации, как и других государственных и негосударственных структур, при осуществлении внешнеэкономической деятельности базируется на федеральном законодательстве и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», а также с условиями и принципами Устава Организации Объединенных Наций эти договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества.
Международные договоры бывают:
– межгосударственные;
– межправительственные;
– межведомственные.
Международные договоры могут различаться по виду и наименованию (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования).
Международный договор Российской Федерации может заключаться с иностранным государством (или группой государств) либо с международной организацией.
К важнейшим международным договорам, регулирующим порядок перемещения ДРМ через таможенную границу Союза, относятся:
1. Договор о нераспространении ядерного оружия (далее – ДНЯО). Главными инициаторами подготовки договора были СССР и США. Договор был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в июне 1968 года и вступил в силу с 5 марта 1970 года.