Файл: 1. 1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом, Федеральный закон «Об использовании ядерной энергии» является нормативной основой для разработки целого ряда подзаконных актов, регулирующих вопросы перемещения ДРМ через таможенную границу, в том числе:

– обеспечение безопасности транспортировки и радиационной безопасности, включая разработку и введение в действие соответствующих федеральных норм и правил;

– обеспечение физической защиты ДРМ, перемещаемых через таможенную границу Союза;

– государственный учет и контроль ДРМ, перемещаемых через таможенную границу Союза;

– пресечение незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Союза;

– обеспечение разрешительного порядка экспорта и импорта ДРМ [6].

Перечень основных нормативных правовых актов, изданных в целях реализации Федерального закона «Об использовании атомной энергии», применительно к вопросам перемещения ДРМ, указан в таблице 1.

Таблица 1 – Статьи ФЗ «Об использовании атомной энергии», регулирующие вопросы перемещения ДРМ через таможенную границу Союза



Ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Основные ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок перемещения ДРМ через таможенную границу Союза и изданные во исполнение ТК ЕАЭС и законодательства об использовании атомной энергии:

1) Приказы ФТС России (ГТК России), определяющие технологию таможенного оформления и таможенного контроля ДРМ:

– Приказ ГТК Российской Федерации от 04.02.2004 № 154 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ»;

– Приказ ФТС России от 17.07.2014 № 1362 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении ДРМ»;

– Приказ ГТК Российской Федерации от 11.12.2003 № 1444 «О Перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ»;

–Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации».


– Постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 № 75 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров».

2) Указ Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий».

1.4 Применение запретов и ограничений при перемещении ДРМ через таможенную границу

Российская Федерация исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности государства, предотвращения распространения оружия массового уничтожения и экономической целесообразности, путем установления запретов и ограничений осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В первую очередь это относится к таким специфическим товарам, как ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия на их основе, а также радиоактивные отходы и облученные топливные элементы ядерных реакторов. Необходимость установления запретов и ограничений в отношении определено следующим:

– ДРМ могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

– ДРМ имеют значительную ценность, и их незаконное перемещение через таможенную границу Союза может нанести экономический ущерб государству;

– эти материалы относятся к категории опасных грузов, которые в случае нарушения требования безопасности при обращении с ДРМ могут нанести вред здоровью людей и вызвать радиационное загрязнение транспортных средств, территорий, помещений и окружающей среды.

ДРМ являются предметом ведения Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности и в отношении этих материалов в Российской Федерации применяются запреты и ограничения, установленные российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.



Реализация запретов и ограничений в отношении ДРМ в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», осуществляется путем «определения порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, опасных отходов, а также иных товаров, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье граждан, жизнь и здоровье животных и растений, окружающую среду» [7].


Глава 2 Особенности таможенного декларирования делящихся и радиоактивных материалов

2.3 Применение системы управления рисками при декларировании делящихся и радиоактивных материалов

Цель системы управления рисками (далее – СУР) – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства ЕАЭС. Одним из таких наиболее важных направлений служит таможенный контроль ДРМ, перемещаемых через таможенную границу Союза.

СУР, разработанная в отношении товаров номенклатуры ДРМ направлена на то, чтобы не допустить:

– их использования при создании оружия массового поражения; – нанесения экономического ущерба государству, так как ДРМ являются достаточно дорогостоящим товаром;

– нанесения вреда здоровью людей;

– радиационного загрязнения транспортных средств, территорий, помещений и окружающей среды.

Риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков (далее – ПР), выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств. Риски, содержащиеся в автоматизированных ПР, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств с учетом результатов самостоятельной проверки уполномоченным должностным лицом таможенного поста неформализованных индикаторов риска.

Риски, содержащиеся в неформализованных ПР, выявляют должностные лица таможенного поста самостоятельно, исходя из области риска. Риски, содержащиеся в ПР, выявляют уполномоченные должностные лица таможенного поста и осуществляют следующие действия:

1) проводят проверку ДТ и иных документов, представленных для совершения таможенных операций, на предмет выявления рисков, содержащихся в ПР;

2) применяют меры по минимизации рисков в случае выявления рисков, содержащихся в ПР;

3) заполняют электронный отчет о результатах применения мер по минимизации рисков (далее – Отчет) в случае выявления рисков, содержащихся в ПР.

Риски, содержащиеся в автоматических или в автоматизированных ПР, применяемые при таможенном декларировании товаров с использованием ДТ, выявляются:


– в момент принятия ДТ (после присвоения регистрационного номера ДТ);

– в момент активации должностным лицом таможенного поста функции выпуска электронной копии ДТ после завершения заполнения отчета (если отчет заполнялся).

СУР по направлению номенклатуры ДРМ разработана таким образом, что при декларировании радиоизотопной продукции ПР выявляется непосредственно по коду ТН ВЭД ЕАЭС данного товара.

При приеме ДТ в режиме экспорта на этапе форматно-логического контроля программным средством выявляются два автоматизированных ПР, действующие в отношении товаров, имеющих позицию согласно ТН ВЭД ЕАЭС 2844 – элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся или воспроизводящиеся химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты. При выявлении рисков, содержащихся в автоматизированных ПР, специальное программное средство сообщает должностному лицу таможенного поста о необходимости проведения проверки неформализованных индикаторов риска и действиях, которые указанное должностное лицо должно совершить. При положительном результате указанной проверки должностное лицо таможенного поста выявляет риск, содержащийся в ПР, путем выбора в специальном программном средстве категории «ПР применяется» – ПР считается выявленным. При отрицательном результате проверки указанное должностное лицо выбирает в программном средстве категорию «ПР не применяется», указывает свою фамилию и инициалы. Все изменения, вносимые в ДТ, заверяются в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). ПР считается не выявленным.

При проведении проверки неформализованных индикаторов рисков, выявленных при регистрации ДТ, например, на ИИИ с радионуклидом «америций241» должностное лицо по одному ПР «ПР применяется в отношении радионуклидов молибден-99» получит отрицательный результат (т.к. ПР действует только в отношении радионуклида «молибден-99»), а по-другому ПР «ПР на любые другие изотопы, кроме молибдена-99» – положительный результат. Так как по одному из выявленных ПР будет выбрана категория «ПР не применяется» в отношении товаров, декларируемых таможенному органу в электронной форме, следовательно, уполномоченное должностное лицо таможенного органа с использованием программного средства в соответствующем электронном поле проставляет отметку «ПР № ___ не применяется к товару № ___» либо «ПР 55 № ___ не применяется ко всем товарам». Указанная отметка уполномоченного должностного лица таможенного органа заверяется в электронном виде с использованием ЭЦП.