Файл: 1. 1 Общая характеристика делящихся и радиоактивных материалов.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российская Федерация, как правопреемница Советского Союза, взяла на себя все обязательства, связанные с этим договором, в соответствии с которыми:
– Каждое из государств-участников договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами [27].
– Каждое из государств-участников договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над этим оружием или 13 взрывными устройствами, не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств [27].
Действия ДНЯО тесно увязаны с системой гарантий Международного агентства по атомной энергии (далее – МАГАТЭ), в рамках которого реализуется «принцип эффективных гарантий» в отношении исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов, и других технических способов в определенных ключевых местах.
Реализация системы гарантий МАГАТЭ осуществляется путем подписания соглашений и дополнительных протоколов к ним между МАГАТЭ и государствомучастником ДНЯО.
Конференция участников ДНЯО 1995 года по рассмотрению и продлению срока действия договора своим решением от 11 мая 1995 года постановила, что «Договор остается в силе бессрочно».
2. Конвенция о физической защите ядерного материала. Основным международным договором, регламентирующим особенности физической защиты ядерных материалов при их хранении, экспорте и международной перевозке, является «Конвенция о физической защите ядерного материала», 1980 года, вступившая в силу в 1987 году, активным участником которой является Российская Федерация.
Для реализации подписанных международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие законодательные и другие правовые и нормативные акты.
Так, с учетом международных обязательств Российской Федерации, определяемых требованиями Конвенции о физической защите ядерного материала, в 1997 году были введены «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов», регламентирующих вопросы транспортировки и международной перевозки ядерных материалов [26].
2. Двусторонние договоры. Важную роль при реализации международных контрактов и осуществлении деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, играют двусторонние договоры. Примером такого договора является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия» от 18 февраля 1993 года.
Международное сотрудничество по контролю экспорта ядерных материалов, в котором активную роль играет Российская Федерация, осуществляется в рамках двух международных организаций – Комитета ядерных экспортеров («Комитета Цангера») и Группы ядерных поставщиков (далее – ГЯП).
Комитет ядерных экспортеров был создан в 1971 году в целях достижения общих договоренностей ядерных экспортеров – государств-участников ДНЯО. В августе 1974 года такие договоренности были сформулированы в двух документах: Меморандуме «А», дававшем определения исходного и специального расщепляющегося материала в соответствии с Уставом МАГАТЭ, и касающегося их экспорта, и Меморандуме «В», касающемся экспорта оборудования и используемых в атомной промышленности неядерных материалов.
В соответствии с Уставом МАГАТЭ под «исходным материалом» понимаются:
– уран с содержанием изотопов в том отношении, в котором они находятся в природном уране;
– уран, обедненный изотопом 235;
– торий;
– любое из вышеуказанных веществ в форме металла, химического соединения или концентрата;
– какой бы то ни было другой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ в такой концентрации, которая время от времени будет определяться Советом управляющих;
– другой такой материал, который время от времени будет определяться Советом управляющих. Под «специальным расщепляющимся материалом» понимаются:
– плутоний – 239;
– уран – 233;
– уран, обогащенный изотопами 235 или 233;
– любой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ;
– другой такой расщепляющийся материал, который время от времени будет определяться Советом управляющих [29].
Достигнутые договоренности были признаны путем обмена нот между государствами – участниками Комитета.
Ввиду того, что рекомендации Комитета ядерных экспортеров привязаны к ДНЯО, они не распространяются на государства, не подписавшие этот договор. Кроме того, гарантии не распространяются на экспорт товаров двойного назначения. Исходный список не включал установки по производству тяжелой воды, обогащению урана и переработке отработавшего ядерного топлива. Страны - поставщики ядерных технологий пришли к выводу о необходимости выработать новые международные нормы ядерного экспорта. Кроме того, нужен был институт, напрямую не привязанный к ДНЯО, что дало бы возможность странам, не присоединившимся к ДНЯО, участвовать в многостороннем режиме контроля над ядерным экспортом. Такой институт – ГЯП – был создан в 1974 году.
ГЯП, инициаторами создания которой стали СССР и США, поддержанные в дальнейшем Великобританией, Францией, Канадой и Японией, стала международным институтом, позволяющим странам, не присоединившимся к ДНЯО, участвовать в режиме контроля экспорта ядерных материалов, оборудования и технологий.
В 1977 году были приняты Руководящие принципы ГЯП. ГЯП интегрировала исходный список Комитета ядерных экспортеров, включив в него ряд серьезных дополнений. В соответствии с Руководящими принципами гарантии МАГАТЭ должны применяться не только при экспорте ядерных материалов и оборудования, но и при вывозе ядерных технологий [29].
В 1992 году ГЯП были приняты три основных документа, касающиеся товаров и технологий двойного использования, применяемых в ядерной области:
– перечень указанных товаров и технологий;
– руководящие принципы;
– меморандум взаимопонимания по процедурным вопросам.
Руководящие принципы для ядерного экспорта ГЯП, наряду с другими вопросами, регламентируют экспорт ядерных материалов, ядерных реакторов и оборудования для них, неядерных материалов для переработки, обогащения и конверсии ядерных материалов, а также изготовления топлива и производства тяжелой воды и соответствующие технологии. Одним из важнейших принципов, регламентирующих ядерный экспорт, является обеспечение физической защиты всех ядерных материалов и установок, указанных в Исходном списке.
Ключевую роль в регулировании вопросов безопасности обращения с ядерными и другими радиоактивными материалами играет МАГАТЭ.
Регламентируемые МАГАТЭ международные правила и рекомендации используются при разработке национальных нормативных документов по безопасности перевозки ДРМ, их выявлению при незаконном перемещении через границу и реагированию при их обнаружении.
В качестве примера таких документов, разработанных с участием Всемирной таможенной организации и Интерпола, можно привести три технических документа:
– по предотвращению незаконного оборота радиоактивных материалов (TECDOC – 1311);
– по обнаружению радиоактивных материалов на границах (TECDOC – 1312);
– по ответным мерам в случае незаконного оборота радиоактивных материалов (TECDOC – 1313).
При осуществлении своей деятельности должностным лицам таможенных органов следует руководствоваться тем, что, хотя правила и рекомендации МАГАТЭ не являются документами прямого действия и носят рекомендательный характер, они разработаны в виде обязательных для выполнения положений.
1.3 Основные положения, регламентирующие перемещение делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации внешнеэкономические отношения и таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находятся ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы. В исполнение статьи 76 Конституции по указанным предметам ведения принимаются федеральные законы, действующие на всей территории Российской Федерации [1].
К основным федеральным законам Российской Федерации, регулирующим вопросы перемещения ДРМ через таможенную границу Союза, относятся:
– Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
– Федеральный закон Российской Федерации 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон Российской Федерации 1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
– Федеральный закон Российской Федерации 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
– Федеральный закон Российской Федерации 1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
– Федеральный закон Российской Федерации 1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
– Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 № 63-ФЗ; 18 – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 № 195-ФЗ.
Подробно рассмотрим – Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», так как именно указанные законы являются основой нормативноправовой базы по вопросам перемещения ДРМ через таможенную границу Союза.
Таможенный кодекс является основным документом, регулирующим отношения в области таможенного дела, в том числе возникающие при перемещении ДРМ через таможенную границу и при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля ДРМ [2].
С точки зрения таможенного дела, ДРМ являются товарами, и процесс перемещения их через таможенную границу и помещения под определенную таможенную процедуру регулируется едиными правилами и требованиями.
В то же время определенная специфика, присущая данной категории товаров, должна учитываться и учитывается разработанной в рамках Таможенного кодекса технологией таможенного контроля ДРМ.
Основополагающей для организации таможенного контроля ДРМ является статья 351 ТК ЕАЭС, согласно которой в перечень основных функций таможенных органов входит осуществление радиационного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов, и статьи 12 Федерального закона РФ № 311-ФЗ, согласно которой таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту радиоактивных веществ через таможенную границу Союза [2, 5].
Кроме того, можно отметить ряд статей кодекса, требования которых нашли отражение при формировании технологии таможенного контроля ДРМ. Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ № 311-ФЗ, устанавливается компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении определенных видов товаров. В целях реализации статей 80, 108 и 337 ТК ЕАЭС утвержден Перечень документов и сведений, необходимых для 19 декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ. Статья 342 ТК ЕАЭС создает законодательную основу для использования таможенными органами технических средств при проведении таможенного контроля ДРМ [2].
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» определяет основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе при осуществлении экспорта и импорта ядерных материалов, и радиоактивных веществ. При этом устанавливается, что указанные принципы и условия должны осуществляться в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ДНЯО и других международных соглашений и договоренностей, участником которых является Российская Федерация [6].