Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 645
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика»,«Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география»,«Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Правила безопасности на железнодорожных вокзалах и переездах, Железнодорожный переезд – зона повышенной опасности. Железная дорога – зона повышенной опасности. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
-
Кубановедение
Основное содержание курса 5 класс
Изучение древней Кубани предполагает знакомство учащихся с богатейшим археологическим материалом и источниками, характеризующими особенности исторического процесса, духовную и материальную культуру, обычаи и нравы народов, населявших территорию Северо-Западного Кавказа в далёком прошлом.
Введение (1 час).
Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народ. Особенности культуры и быта древних жителей края.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (7 часов).
Тема 1. Древние собиратели и охотники.
Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни (добывание огня). Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика.
«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.
Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы, Явора.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема 3. Земледельцы и скотоводы.
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство и ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (г. Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).
Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (поселок Каменномостский), Свободное, Большетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (гг. Сочи – Адлер); майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник»
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (6 часов).
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры.
Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (поселок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.
Тема 5. Дольменная культура.
Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены – погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (ст. Даховская, Новосвободная, Баговская; поселок Каменномостский; Большая Воронцовсая пещера (г. Сочи); окрестности г. Геленджика). Классификация дольменов (плиточные, составные, крытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.
Расселение северокавказских племен по территории Кубани. Памятники северокавказских племен: район аулов Уляп, Хатажукай; станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовской район); городов Армавир и Курганинск. Хозяйственные занятия. Общественный строй.
Катакомбная культура (Прикубанье и Восточное Закубанье). Особенности погребальной культуры. Срубная культура Прикубанья и Восточного Закубанья. Особенности погребального ритуала.
Памятники срубной культуры: район станиц Приазовской, Брюховецкой. Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хуторов Анапский и Белевцы; г. Краснодара).
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Повторительно-обобщающий урок
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (9 часов).
Тема 7 – 8. Кочевники кубанских степей.
Основные изменения орудий труда, хозяйственной деятельности и образа жизни людей в железном веке. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.
Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий.
Киммерийцы. Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Общественный строй. Вооружение. Скифская военная история. Обычаи. Погребальный ритуал: курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы. Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: