Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 638

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Содержательный раздел

Примерные программы учебных предметов

Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. о КубаниСобытия, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстиславаи Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции«Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика вавторских примечаниях к«Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева- Марлинского «Аммалатбек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклорав произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.Тема 12. Становление литературы КубаниК.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804г.Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай»,«Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побит на Кубани»).Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформРоссийская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 -1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIXв.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово- Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: ЕВ. Штейнгелъ, Мазаевы, братья Николенко и др.Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, А.М. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью: «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений.«Противочумные беспорядки».Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально- экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200- летия Кубанского казачьего войска (1896).Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.Тема 18. Развитие литературы Кубани«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды впрозе».Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик.Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий —рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа) Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Становление профессиональной культуры.Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-право-славное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Российский. Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества.Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (Я.Г. Кухаренко, П.П. Короленко, Е.Д. Фели-цын, Ф.А. Щербина и др.).Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль-Гирей Кешев и др.).Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д.Фелицын.Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Тема21.Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIXв.Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.Создание певческого (К.В. Российский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский.Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани.Национальные творческие коллективы.Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.Итоговое повторение и проектная деятельность (1час)Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.8 классТемы первого раздела включают в себя характеристику особенностей экономико-географического положения Краснодарского края, его административно-территориального устройства, а также анализ состава населения и природно-ресурсного потенциала региона. Во втором, третьем и четвёртом разделах в хронологической последовательности рассказывается о развитии Кубани в XX в., оценивается её культурный потенциал. Содержание пятого раздела даёт представление о современном статусе Краснодарского края как многонационального субъекта Российской Федерации.Введение (1 час)Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона (3 часа)Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)Положение края на юге Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники, агроклиматические, почвенные, водные, рекреационные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырьё для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природоохранные мероприятия и экологические программы.Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооружённые выступления на Кубани в годы революции 1905 - 1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властей нормализовать ситуацию.Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнахКазачьи формирования и горские добровольцы в составе вооружённых сил России в годы Русско- японской войны. Сбор средств на нужды армии. Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 -1917 гг.Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов. Развитие музейного дела в городах Кубани.Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения. СВ. Очаповскии. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский.Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска».Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др.Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов - Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Ливень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М. Шагинян. Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска - ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А. Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантовТеатры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Г. Аветисьян, Р. Колесников, Н. Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И. Посполитаки.Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы АЛ. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др.Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 г. (1911).Тема 6. События революции 1917 г. на КубаниМноговластие. Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выборных войсковых институтов казачества (рада, атаман, правительство). Гражданские комитеты, комиссары Временного правительства. Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж. Выбор «третьего пути». Кубанский областной Совет - высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С. Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П. Филимонов). Советы в Черноморской губернии.Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем: федералисты («черноморцы»); Кубань в составе единой и неделимой России («линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними. «Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае»: Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман, краевое правительство. Усиление революционно- демократических настроений. Большевизация Советов. Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.Тема 7. Гражданская война на КубаниПриоритеты казаков: от самостийных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооружённые выступления «за» (весна 1918 г.) и «против» советской власти (лето 1918 - осень 1919 г.) до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.). Просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.Провозглашение Кубанской области республикой. Вооружённое противостояние с большевиками. I съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе (март - август 1918 г.). Образование Кубано-Черноморской Советской республики. 1-й («Ледяной») и 2-й Кубанский походы Добровольческой армии. Противоречия между казаками и лидерами Белого движения. «Железный поток» Таманской армии. Белый и красный террор. Окончательное установление советской власти в регионе. Разгром десанта Врангеля на Кубани.Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции и Гражданской войны.Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсификации культурной жизни.Образование. Особенности функционирования образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г.) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины-академика П. С. Уваровой. Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань» -орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С.Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Литературно- художественные журналы и сборники. Литературная и политическая деятельность российских писателей (Е. Чириков, И. Иаживин). Выступления А. Аверченко, М. Волошина.Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.Выдающиеся деятели искусства на Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского Художественного театра (1919 -1920). Развитие изобразительного искусства. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И. Похитонова, Н. Харитонова, А. Юнгера и др.Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия Продразвёрстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полуян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920

Организационный раздел

Календарный учебный график

План внеурочной деятельности

Система условий реализации основной образовательной программы

Глеб Святославич; Ростислав Владимирович. Тмутараканский камень. Святославичи в борьбе за Тмутаракань: Роман Святославич; Олег Святославич (Гориславич).

Византийский контроль над Тмутараканью (Таматарха). Игорь Святославич в поисках «града Тмутороканя».

Половцы (кыпчаки) на Кубани. «Каменные бабы». Аланы. Столкновения с адыгами.

Тема 7. Кубань в XIII – XV вв. : между ордынцами и генуэзцами.

Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Держава Чингисхана. Завоевания монголов. Поход Джебе и Субедея (Субеде) на Северный Кавказ и в Причерноморье. Битва на реке Калке. Народы Северного Кавказа в борьбе с захватчиками. Тимур (Тамерлан) на Кубани: столкновение с черкесами.

Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. Торговое соперничество Венеции и Генуи на берегах Черного и Азовского морей. Генуэзские колонии на восточном берегу Черного моря: Копа, Себастополис, Тана. Управление генуэзскими колониями. Кафа. Взаимоотношения итальянцев с черкесами. Торговые города Приазовья: Матрика (Матрега) – Таманский полуостров; Ло-Копа (Копарио, Ла-Копа) – Копыл, Славянск-на-Кубани. Торговля генуэзцев с русскими купцами (сурожанами) и черкесами. Работорговля. Продвижение генуэзцев к берегам Каспийского моря. Джорджио Интериано о черкесах (зихах). Итоги генуэзского владычества.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.

Племена адыгов после распада Золотой Орды. Расселение. Племенной состав (жанеевцы; шегаки; адамиевцы; хатукаевцы; темиргоевцы; бесленеевцы; натухайцы; шапсуги; абадзехи; абазины; хамышеевцы; абхазцы и убыхи). Армянские поселенцы (черкесо-гаи). Занятия населения. Земледелие. Системы возделывания земли: подсечная; переложная; поливное. Коневодство. Рыболовство. Бортничество. Овцеводство. Охота. Садоводство и виноградарство. Ремесло. Общественный строй.«Феодальная общественная лестница»: пши; тлекотлеши; уорки; тфокотли; рабы. Быт, обычаи. Наездничество. Жилища. Религия: язычество; христианство; ислам.

Ногайцы на Кубани. Происхождение ногайцев. Расселение, племенной состав. Связи ногайских орд с Московским государством. Занятия населения и быт. Общественная структура: беки; нураддин; мурзы; беи; уздени; свободные крестьяне-скотоводы; чагары; рабы. Наследственный характер власти. Съезды мурз. Религия: ислам.


Борьба горцев против турецких завоевателей. Наступление Османской империи и Крымского ханства на Северо-Западный Кавказ. Военные походы 1475, 1479, 1501, 1516 – 1519, 1539, 1551 гг.

Политика Московской Руси на Северном Кавказе. Расширение границ на востоке. Первое посольство с Северного Кавказа. Ответные русско-черкесские посольства 1550-х гг. Российское покровительство над Кабардой. Темрюк Идаров. Русско-адыгский союз в действии. Осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары. Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Кубань в политике древнерусских князей. Тмутараканское княжество. Вторжение монгольских завоевателей и его последствия. Итоги торговой и посреднической деятельности генуэзцев в регионе. Адыги и ногайцы в XV – XVI вв. Влияние природных условий местности на хозяйственную деятельность, образ жизни, быт и традиции народов. Связи горцев и Московской Руси.

Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века (8 часов).

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа.

Язычество славян. Культ природы. Погребальный культ. Культ семейно-родового предка-владыки.Пантеон славянских богов. Святилища (капища). Волхвы.

Языческие верования адыгов. Связь культов с природой и хозяйственной деятельностью. Пантеон божеств.

Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Апостол Андрей Первозванный. Таманский полуостров в составе Боспорской епархии. Распространение христианства в Приазовье и Прикубанье. Христианизация Хазарского каганата. Зихские епархии. Епископы Иоанн и Дамиан. Шора Ногмов о христианизации адыгов в период правления византийского императора Юстиниана.

Тмутаракань – очаг христианства на краю «русского мира». Опальный Никон (игумен Киево- Печерского монастыря) в Тмутаракани: основание монастыря, просветительская деятельность. Христианские памятники Закубанья: район г. Сочи; городище «Куньша» (Лабинский район); поселок«Победа» (Адыгея); район станиц Белореченской и Ханской. Рельефное изображение Святого Георгия Победоносца.



Христианизация Алании. Первые проповедники – апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Памятники христианской культуры VIII – IX вв.: Успенский, Новокубанский районы; поселок Утриш (г. Анапа); Кизиловая Балка, Горькая Балка. Аланская митрополия (Нижнее- Архызское городище): Урупская и Кубанская епископии. Северный Зеленчукский храм – пример строения классической крестовокупольной системы. Наскальный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» (гора Мыцешта). Шоанинский и Сентинский храмы (Кубанская епископия). Архитектурное своеобразие Сентинского храма. Ильичевское городище (район хутора Ильич, Отрадненский район) – центр Урупской епископии. Синтез византийской и грузинской архитектуры.

Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. Католические миссионеры Иоанн, Жан де Зикки (Зих). Епископство «Каспийских гор».

Утрата христианских позиций. Проникновение ислама на Северный Кавказ.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания.

Произведения древнерусской литературы в историческом контексте. Сюжеты о Тмутаракани в«Повести временных лет». Летописные статьи Никона, автора летописного свода 1073 г., жившего в Тмутаракани, как одна из форм народной памяти. Духовная позиция. Понятие подвига и святости. Духовное падение человеческого рода при нарушении библейских заветов. Мужество князя Мстислава (эпизод схватки с косожским князем Редедей в 1022 г.). События 1023 – 1026 гг. (борьба Мстислава с братом Ярославом): осуждение братоубийства. Библейские соответствия, параллели. Тяжкий грех – схватка двух библейских начал бога идьявола. «Тмутараканская тема» в «Слове о полку Игореве». Отличие летописи от повествования. Искусство поэтического слова неизвестного автора величайшего памятника литературы. Церковь как центр жизни в Древней Руси. Объяснение исторических событий сквозь призму библейского смысла. Образ благодатности и уникальности «далекой вотчины русских князей». Тмутараканские земли как «яблоко раздора» между «сродниками». Осуждение автором споров князей о земном владении. Тмутараканский идол.

Кубань в произведениях русской литературы XV – XVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов. Греческие переводы: «О земном устроении». Иосиф Волоцкий «Просветитель». Мацей Меховский «Трактат о двух Сарматиях». Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московитских делах». Никоновская летопись об истории адыгских посольств.


Героический эпос «Нарты». Фольклорные традиции, национальный колорит и самобытность адыгского устного народного творчества. Собрание в героическом эпосе народных сказок, легенд, преданий, старинных песен. Темы, образы, сюжетные линии, поэтические фигуры и средства художественной выразительности в первых литературных опытах адыгов.

Итоговое повторение и проектная деятельность

«Культура народов Прикубанья в Средние века» (1 часа).

Общее и особенное в языческих верованиях адыгов и восточных славян. Роль христианства в развитии культуры. Проникновение католичества на Северный Кавказ. Археологические памятники

Кубани эпохи Средневековья. Памятники материальной культуры. Произведения художественной культуры. Кубанские страницы древнерусской литературы. Традиции адыгов в нартском эпосе.

Ваш населенный пункт в эпоху Средневековья.

«Народы Кубани в Средневековье. Общность исторических судеб» (1 час)

Общность исторических судеб народов Кубани. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

7 класс

В начале учащимся предлагается расширить свои представления о природе Кубани, полученные в 6 классе в курсе «Кубановедения». Базой для знакомства с разнообразными природными комплексами родного края служит информация из соответствующих тем курсов «География» и «Биология» 6 класса. Особое внимание уделяется освоению человеком территории родного края. Второй и третий разделы на основе знания школьников по истории России XVII – XVIII вв. знакомят с особенностями исторического развития Кубани при переходе от Средневековья к Новому времени. Четвертый раздел синтезирует полученные к этому времени умения и навыки учащихся в предметных областях «Искусство», «Музыка», «Литература» с преломлением на краеведческий материал.

Введение (1 час)

Земля отцов - моя земля. Важнейшие процессы и явления, характеризующие развитие России в XVII - XVIII вв., и их отражение в истории Кубани. Полиэтнический состав населения, уровень его
социально- экономического и культурного развития. Геополитическое положение региона. Кубанский фактор во внешней политике России и Османской империи. Роль Крымского ханства в регионе.

Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона (6 часов)

Тема 1. Степи

Географическое положение. Формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, холмы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата. Неблагоприятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи.

Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Озеро Ханское: экологические проблемы. Происхождение географических названий. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны.

Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик степи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ископаемые равнинной части края.

Тема 2. Предгорья и горы

Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднегорье, высокогорная зона.

Климатические условия предгорий и гор. Высотная поясность в горах Кавказа.Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс. Озеро Кардывач. Происхождение географических названий. Живой мир предгорий и гор.

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. Добыча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор.

Тема 3. Азовское и Черноморское побережья

Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Климат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропики. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, сильные ветры (бора), резкие понижения температуры.Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский,