Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главное назначение — обеспечить его воспитательный характер. Для этого необходимо:
— обеспечить общественно-полезный характер труда;
— использовать труд для удовлетворения потребностей индивида, как средство развития личных потребностей;
— способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;
— обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;
— способствовать состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата.
20. Охарактеризуйте получение общего образования и профессиональное обучение как средств исправления осужденных.
Уголовно-исполнительный кодекс в ст. 9 к числу основных средств исправления осужденных относит получение общего образования и профессиональную подготовку, которые направлены на повышение культуры, сознательности у осужденных, для получения ими рабочей специальности, приобщения осужденных к трудовой деятельности и т.д.
Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.
В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.
Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.
По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.
Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.
Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Не являются обязательными профессиональное образование также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.
В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:
1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;
2) обучение на производстве исправительных учреждений.
Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.
Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужден¬ных в период отбывания наказания. При этом установлена чет¬кая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие доста¬точно высокого уровня образования в большей мере обусловли¬вает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому полу¬чение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления.
21. Представьте педагогическую характеристику общественного воздействия как средства исправления осужденных.
Статья 9 УИК РФ к числу основных средств исправления осужденных относит общественное воздействие.
Задачи общественности, участвующей в исправлении осужденных к любому виду наказания, сводятся к следующему:
• содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в формировании уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества;
• стимулировать право-послушное поведение осужденных;
• оказывать администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, содействие в организации спонсорской помощи и налаживанию контактов с учреждениями культуры, спорта с целью их привлечения к исправлению осужденных. Участие общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы осуществляется посредством неправительственных, внутригосударственных и международных общественных организаций, партий и объединений, трудовых коллективов и отдельных авторитетных лиц - представителей науки, культуры, искусства.
Не относятся к общественности различные самодеятельные организации самих осужденных, могущие создаваться в установленном порядке в исправительных учреждениях.
В Российском государстве существовали давние традиции благотворительной деятельности по отношению к осуществленным в местах лишения свободы. Первый Устав попечительского (благотворительного) общества был утвержден Александром I в 1819 г.
В наше время попечительские общества были возрождены в начале 90х гг. В примерном Положении о попечительском (общественном) совете 1994 г. было установлено, что советы являются добровольными объединениями юридических и физических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы.
Действующее Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы предусматривает восемь наиболее значимых направлений оказания помощи администрации воспитательных колоний в организации учебного процесса и укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
Экономическую помощь в рамках благотворительной деятельности оказывают некоторые религиозные организации и конфессии - отечественные и зарубежные.
Шефство трудовых коллективов и общественных объединений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурно-просветительных и учебных заведений имеет целью, в частности, развитие материально-технической и учебно-производственной базы исправительных учреждений.
Контроль за деятельностью администрации уголовно-исполнительной системы осуществляется не только законодательной и исполнительно-распорядительной властью, но и со стороны общественности.
Так, в соответствии со ст. 19 УИК РФ контроль за расположенными на их территории учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы вправе осуществлять органы местного самоуправления.
Право депутатов и членов комиссий, осуществляющих контроль, на посещение при исполнении служебных обязанностей учреждений уголовно-исполнительной системы без специального разрешения в пределах соответствующих территорий регламентируется ст. 24 УИК РФ.
Общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.23 УИК РФ).
22. Представьте систему методов воспитания осужденных.
Методы воспитания осужденных — это совокупность однотипных, повторяющихся действий, исходящих от субъекта воспитания и направленных на формирование сознания, чувств, воли и эмоций, а также навыков и привычек поведения воспитуемых путем включения последних в определенные виды деятельности.
Систему методов воспитания в пенитенциарной педагогике при-нято делить на две основных группы.
Первая группа включает такие методы, как убеждение (в нем в основном проявляется деятельность воспитателей) и организация поведения (в нем достигается переход от деятельности воспитателя к деятельности осужденного). Указанные методы называются основными, поскольку с их помощью возможно достижение цели воспитания —формирование сознания и поведения личности. Однако ограничить систему методов только двумя указанными возможно только в идеальной воспитательной системе, где развитие личности идет без срывов и проблем. В воспитательном процессе исправительных учреждений необходимо применять методы, тормозящие развитие отрицательных качеств личности и стимулирующие развитие положительных, т.е. методы коррекции поведения — второй группы. Они названы вспомогательными, но в отдельных педагогических ситуациях они выступают ведущими, главными.
Каждому из названных методов присуща система приемов, при этом отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях приобретать самостоятельное значение. Так, взыскание относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте. В то же время в любом наказании при его правильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения. Такие приемы, как пример, доверие, поручение, внушение и др., часто выступают как самостоятельные методы воспитания. Редко на практике можно встретить ситуацию, для решения которой достаточно применения одного метода или приема воспитания. Как правило, применяется несколько и в различных сочетаниях. Готовых рецептов, где, когда и какие методы применять, нет и быть не может. Исключение составляют ситуации, когда осужденный нарушил требование режима, совершил проступок или уголовно наказуемое преступление. Здесь в силу вступают меры взыскания, предусмот¬ренные ст. 115, 116, 135, 136, 168, 169 УИК РФ. Однако в условиях исправительных учреждений каждая педагогическая ситуация непо¬вторима, и поэтому нет универсальных рецептов их разрешения. В каждой из них сотрудник должен действовать творчески, применяя всю палитру известных ему методов и приемов воспитания в соот-ветствии с логикой воспитательного процесса.
Каждый метод объединяет целую группу приемов:
• метод убеждения — объяснение, изложение, разъяснение, по-учение, наставление, иронию, шутку, внушение, пример;
• метод организации поведения — требование, показ, инструк¬таж, поручение, приучение, упражнение;
• метод стимулирования (поощрение) — одобрение, похвалу, дове-рие, благодарность (устная и письменная), организацию перспектив, отсрочку наказания, замену неотбытой части наказания более мягким, выход за пределы колонии на оплачиваемые работы без конвоя, ус¬ловное и условно-досрочное освобождение от наказания, помилование;
• метод торможения (наказание) — замечание, внушение, осуж-дение, порицание, предупреждение о возможности дисциплинарного взыскания, перевод в учреждение с более строгим режимом содержа¬ния, тюрьму, лишение свидания с родственниками, ограничение в получении посылок и передач, помещение в штрафной изолятор (до 15 суток), заключение в помещение камерного типа (до 6 месяцев).
Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых отражаются различные ме¬роприятия, направленные на реализацию про-цесса перевоспитания.