Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нередко сотрудники по незнанию всякое деформирование поведение в виде грубости, демонстративных возбуждений воспринимают как явление психической болезни, что вредит всему делу лечебно-педагогической работы.

Исправление лиц с психическими аномалиями – дело сложное, требующее от сотрудников не только психологических и педагогических знаний, но и умения ориентироваться в психиатрии. Необходимо быть компетентным в решении этих вопросов, не перекладывать все заботы на врачей. Без ежедневных наблюдений начальника отряда, воспитателей, учителей, врачу-психиатру приходится затрачивать значительное время для установления точного диагноза психической болезни, а также выявления случаев квалифицированной симуляции («косить под психа» – одно из любимых занятий лиц, находящихся в условиях социальной изоляции).

Воспитатель должен быть эмоционально заинтересован в судьбе осужденного с психическими отклонениями, проявлять сострадание и милосердие к ним, пытаться установить доверительные отношения. В то же время необходимо соблюдать строгую психологическую дистанцию в отношениях с ними, никакое попустительство и панибратство здесь недопустимы.

Необходимо своевременно выявлять данную категорию осужденных по ряду причин:

- в период обострения болезни они наиболее часто совершают правонарушения, нарушения режима (побеги, членовредительство);

- своим поведением провоцируют других на подобные действия;

- сами становятся жертвами преступных посягательств со стороны криминальных групп (нередко лидеры преступных группировок специально настраивают таких лиц против администрации для своих узкогрупповых целей).

Сочетание психологических и воспитательных мер предполагает:

­ своевременное выявление лиц, нуждающихся в поддерживающей терапии (еще в СИЗО) и постановку на диспансерный учет лиц, подлежащих лечению;

­ проведение предупредительно-профилактических мероприятий (разобщение групп алкоголизирующих осужденных, антиалкогольное воспитание, направленное на формирование здорового образа жизни, показ социального, экономического, нравственного вреда алкоголизма для личности и общества, его злокачественного характера и др.);

­ постоянный контроль за прохождением курса лечения, проведение рациональной индивидуальной и групповой психотерапии с осужденными на внушение уверенности в избавлении от болезни (алкоголизм, наркомания и др.),


­ выявление причин, мотивов и способов уклонения от лечения и принятия лекарств осужденными, применение к ним индивидуальных мер лечебно-воспитательного воздействия (разъяснение и убеждение – к одним, решительное пресечение попыток уклонения – к другим, применение суровых дисциплинарных мер воздействия – к третьим и т.п.);

­ исправление носит строго индивидуальный, а порой и конфиденциальный характер (некоторые воспитательные мероприятия выявляют психическую неполноценность осужденного и могут вызвать его нежелательную реакцию или использоваться против него другими.) Зачастую лучше снизить уровень требований к ним, либо изменить эти требования, похвалить за совсем незначительное достижение и даже поставить в пример;

важно соблюдение требований режима отбывания наказания (психопатические личности отвечают психопатической реакцией, интеллектуально-ограниченные могут не понимать некоторых режимных положений, алкоголики проявляют к нему пренебрежительное отношение). Применение мер взыскания за нарушения должны проходить при консультации врача;

­ создание благоприятной морально-психологической атмосферы, способствующей сочетанию медицинских мер с психологическими и педагогическими мерами. Недопустимы недоброжелательное отношение к психически больным, насмешки, издевательства. Необходимо обеспечить их психологическую совместимость с другими осужденными на работе и в быту, своевременно принимать меры к устранению конфликтов. Психически здоровое окружение в лице других осужденных оказывает благотворное влияние на тех, у кого имеются расстройства психической деятельности (правильно направляют поведение, способствуют сохранению связей с родственниками, вселяют уверенность в своих силах). Изоляция дает ощущение собственной неполноценности, ущербности, ведет к накоплению аффективных переживаний;

­ привлечение к исправительно-воспитательному процессу общественности, служителей православной церкви, различных антиалкагольных обществ и организаций;

­ трудотерапия с учетом особенностей их болезни. Наличие аномалий означает меньшее участие этих осужденных в трудовой деятельности до лишения свободы. Их трудовые показатели невысоки, они занимались неквалифицированным трудом, меньше зарабатывали и т.д. Данные осужденные должны привлекаться к труду в строгом соответствии со способностью выполнять ту или иную работу. Только тогда трудовая занятость будет способствовать коррекции поведения, сглаживать эмоционально-волевые нарушения, помогая тем самым их исправлению;



­ организация быта должна привить им навыки элементарной культуры, самообслуживания, умение организовать свой быт, уважение к правилам общежития: целенаправленные беседы, участие в конкурсах на лучшее общежитие, бытовые комнаты, демонстрация специальных кинофильмов и др.;

­ организация отдыха с учетом их интересов, разнообразие возможностей его проведения;

­ лица с психическими нарушениями наравне с другими привлекаются к общественной работе в коллективе отряда и первичном коллективе. Однако следует вносить существенные коррективы в профилактическую работу с ними. Прежде всего, нельзя допускать, чтобы врач-психиатр стал для них центром притяжения и чтобы они бравировали своей болезнью («Я психически больной и мне все дозволено»). Им должно быть разъяснено, что за свои действия они несут ответственность;

­ проводить мероприятия по подготовке к освобождению, которые включают решение ряда сложных жизненных задач. Ресоциализация данных осужденных осложнена трудностью адаптации их в малых группах, освоения новой социальной роли. Среди них много бродяг и многократно судимых рецидивистов, давно утративших связь с родными и близкими. Ресоциализация должна быть организованной и целенаправленно осуществляться совместными усилиями государственных и общественных организаций (установление административного надзора, оказание лечебной помощи, помещение в дом инвалидов и престарелых).

В работе с данной категорией осужденных необходимо широко использовать наглядную агитацию в виде стендов, сатирических листков, молний, радиогазеты. На заседания советов воспитателей и советов коллективов отрядов, где обсуждаются лица, игнорирующие требования медицинских работников, следует приглашать родственников, способных изменить отношение осужденных к проводимому курсу лечения, а также использовать встречи с освобожденными лицами, излечившимися от алкоголизма.

Таким образом, взаимное участие врачей, воспитателей в лечебно-педагогическом процессе существенно повышает эффективность деятельности ИУ в работе с осужденными, имеющими отклонения в психике.

37.Опишите организацию воспитательной работы с верующими осужденными.

В места лишения свободы приходит определенная часть людей ве­рующих. С другой стороны, некоторые отбывающие наказание под воздействием факторов окружающей среды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их раз­мещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение рели­гиозных служб.


В работе с данной категорией людей важно создать им условия для соблюдения религиозных обрядов. В этом проявляется индиви­дуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут спо­собствовать решению проблемы перевоспитания осужденных.

Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и получает возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных уч­реждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.

Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные пробле­мы работы в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо учи­тывать администрации и воспитателям.

38. Раскройте основные понятия из области оценки результатов исправления осужденных. Назовите критерии и показатели оценки эфф-сти воспит. работы с осужденными.

Воспитательная работа в ИУ является одним из основных средств исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ). Под её эффективностью следует понимать её действенность, результативность, способность обеспечить достижение главной цели уголовно-исполнительного законодательства – исправление осуждённых (ст. 1 УИК РФ).

Поскольку целью воспитательного процесса в местах лишения свободы является устранение, переориентация негативных качеств личности осуждённого и привитие ему положительных, необходимых для полезной трудовой деятельности на свободе, эту цель следует рассматривать как ожидаемый идеальный результат воспитательной работы с лицами, отбывающими срок наказания. Этот результат находит своё выражение в воспитанности осуждённых.

Воспитанность в педагогическом смысле – комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у неё общественно значимых качеств: патриотизма, интернационализма, коллективизма, целеустремлённости, дисциплинированности, честности, добросовестного отношения к труду, ответственности, принципиальности, активности, гуманности, стремления к физическому совершенству, уровня общей культуры.


Воспитанность осуждённого проявляется в его поведении, в поступках и делах, в высказываниях, в отношении к окружающей действительности. Это качество во многом представляет выражение результатов воспитательной работы, что и позволяет судить об её эффективности.

Критерий (от греч. «средство для суждений», «отличительный признак») – признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условная принятая мера, позволяющая произвести изменение предмета и на основании этого дать ему оценку. Критерий оценки выступает в роли нормы, служит как бы идеальным образцом, эталоном и выражает высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, устанавливается степень их соответствия, приближение к норме, к идеалу. Следовательно, чтобы судить об эффективности воспитательной работы в ИУ, необходимо определить основные критерии исправления осуждённых, которые должны отвечать таким требованиям, как непротиворечивость (согласованность), сравнимость, объективность, оперативность, комплексность, нормативное закрепление.

Критерий исправления – это мерило, при помощи которого решается вопрос о признании осуждённого полностью или частично исправленным. Система критериев исправления осуждённых включает в себя систему отношения осуждённых: к окружающей действительности; общественно полезному труду; коллективу осуждённых, персоналу; законам, требованиям режима отбывания наказания; совершённому преступлению и назначенной судом мере наказания; обучению; воспитательным мероприятиям; самому себе, своим личным качествам, своему настоящему и будущему.

Таким образом, критерии исправления представляют собой единство качественных и количественных показателей воспитательной работы в ИУ.

При оценке эффективности воспитательной работы с осуждёнными необходимо определение двух самостоятельных групп обобщающих показателей: одна должна отражать деятельность администрации, сотрудников ИУ, направленную на достижение намеченной цели; другая – характеризовать уровень и качество отношения осуждённых к определённому виду деятельности во время отбывания наказания.

Группа показателей, раскрывающих организационную работу администрации, сотрудников ИУ по воспитательной работе с осуждёнными, должна включать коэффициенты выполнения организационных мероприятий, связанных с правовым воспитанием, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работой, индивидуальной воспитательной работой, привлечением общественности к воспитательной работе в ИУ, закреплением результатов исправления осуждённых, подготовкой осуждённых к освобождению, их трудовым и бытовым устройством и др. Оценочные показатели этой группы должны объективно отражать количество (в сравнении с планом работы) и качество проводимых мероприятий в отряде и в масштабе учреждения.