Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Многоголосый я^ык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать синтетическую природу фильма, знать многообразие выразительных средств, используемых в нём и существующих в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действия, музыки и слова;
иметь представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);
понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;
иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.
Личностные результаты:
формировать основы эстетического сознания через освоение наследия великих мастеров кино;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
уметь реализовывать себя в процессе коллективного творчества.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении заданий.
Перед учителем на первом уроке (да и вообще в четверти) стоит достаточно трудная профессиональная задача: обращаясь к кинозрительскому опыту учащихся с весьма устоявшимися стереотипами массовой культуры, привить им интерес к восприятию кинофильма как произведения искусства, требующего от зрителя работы души и мысли.
Центральное положение темы — рассмотрение кино как синтеза слова, звука, музыки, но прежде всего как движущегося экранного изображения. И суметь убедить в этом подростков —
сверхзадача педагога. Ему предстоит опровергнуть столь вошедшее в сознание юных зрителей понимание актёрской игры как сути кино и убедить учащихся, что само изображение реальной жизни может быть художественным. Поэтому на первый план выходит искусство документального фильма и Великого немого. На первом уроке, характеризуя движущееся экранное изображение как последовательную смену кадров, учитель говорит, что соединение этих кадров, т. е. их монтаж, и рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому. Монтаж является языком кино. Следует сконцентрировать внимание учащихся на том, что если рисунок запечатлевает событие одномоментно, статично, то фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам.
В процессе обзора становления кино раскрывается художественная условность пространства и времени в фильме. Рассматривается эволюция и жанровое многообразие кинозрелища — от Великого немого до прихода в кинематограф звука и цвета.
В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры и рассказывает о практике создания фильма вчера и сегодня. В продолжение этой работы учителем создаются творческие группы, моделирующие процесс создания фильма киногруппой.
Учебно-исследовательское задание
В исследовательской работе значительное внимание следует уделить визуально-композиционной природе фильма: киновремени и монтажному соединению в нём изображения и звука. Учащиеся выполняют аналитическую работу на тему, предложенную в учебнике: «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.). В ней ученики должны показать понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме. Учителю стоит задуматься над тем, как превратить любую исследовательскую работу этой четверти в интересное, захватывающее дело, каким и является сам предмет их исследования — кино.
Эта работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. Затем должны следовать презентация и коллективное обсуждение работ.
Следует обратить внимание не только на содержание реферата, но и на его видеоряд, наравне с текстом раскрывающий изучаемую тему. Именно благодаря этому необходимыми становятся размышления учеников о монтаже, синтетичности фильма и условности в нём времени. В этой работе очень важно проявление личностной позиции и отношения ученика к киноискусству и выявление его зрительского опыта и уровня понимания экранного произведения.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Практическая работа начинается, когда учитель предлагает выбрать из заранее подготовленных различных кинопланов три и осуществить их монтажное соединение в такой последовательности, при которой выстроенный видеоряд в результате обретал бы смысл. (Это упражнение может выполняться в различной визуально-экранной форме в зависимости от компьютерной оснащённости класса.)
Учащиеся продемонстрируют, как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости от того, сколько времени они длятся на экране. Особое внимание обращается на хронометраж планов, составляющих видеоряд. Это особенно важно, поскольку операторское киновидение мира через визир кинокамеры серьёзно отличается от непосредственного видения натуры художником. Рисуя картину, он не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами. Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности её показа.
Хронометраж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому художнику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важно развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.
Упражнения по созданию осмысленной монтажной последовательности кадров учащиеся могут продолжить и при самостоятельной работе во внеурочное время.
Из рекомендаций и опыта учителей
Кобозев А. А. (Москва). Содержание этого урока даёт обширнейший материал для учебно-исследовательской работы. Дидактический вектор раскрытия данной темы может задать направленность всей работы учителя в этой четверти. Я имею в виду воспитание прежде всего зрительской культуры учащихся. Изучение истории кино, анализ и обсуждение классических и современных фильмов, определение их достоинств и недостатков не менее важная задача, чем создание учениками собственных фильмов. Задавшись кинопросветительской целью, многие учителя приходят к осознанию необходимости расширения пространства урока и устраивают кинолектории и киноклубы в школе или, как минимум, собирают свою собственную кинотеку не только как обязательное методическое пособие для работы в этой и следующей четверти, но и просто как коллекцию. Подобное собрание кинофильмов часто увлекает ребят, и они сами формируют свои киноколлекции, благо Интернет и другие источники позволяют делать это достаточно легко.
Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Понимая, как мало ребята знают настоящее искусство кино, я предложила им составлять кинотеку в этой и следующей четвертях. Это привело к появлению киноклуба. И мы устраивали просмотры и премьеры отдельных фильмов, просмотры фильмов великих режиссёров, которые сопровождались комментариями наших киноведов. Так исследовательская и поисковая работа не ограничилась рамками программы, а получила дальнейший активный художественно-зрительский посыл.
Голицына В. Б. (Москва). Учителю важно самому обладать опытом и кинонасмотренностью, особенно следует знать текущий кинорепертуар, поскольку именно к нему обращаются школьники. Важно уметь перекидывать мостики и делать сравнения с классическими лентами, выявляя плюсы и минусы современного кино. Очень важно не только сосредотачиваться на драматургическом содержании фильма, но и научиться анализировать видеоряд, изобразительно-операторское построение фильма. Отделять свои впечатления о диалоге и игре актёров от эмоционального и смыслового содержания картинки вначале давалось мне с большим трудом. Я стала приучать себя смотреть фильмы без звука. Хотя вначале было сложно, зато потом
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать синтетическую природу фильма, знать многообразие выразительных средств, используемых в нём и существующих в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действия, музыки и слова;
иметь представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);
понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;
иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.
Личностные результаты:
формировать основы эстетического сознания через освоение наследия великих мастеров кино;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
уметь реализовывать себя в процессе коллективного творчества.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении заданий.
Перед учителем на первом уроке (да и вообще в четверти) стоит достаточно трудная профессиональная задача: обращаясь к кинозрительскому опыту учащихся с весьма устоявшимися стереотипами массовой культуры, привить им интерес к восприятию кинофильма как произведения искусства, требующего от зрителя работы души и мысли.
Центральное положение темы — рассмотрение кино как синтеза слова, звука, музыки, но прежде всего как движущегося экранного изображения. И суметь убедить в этом подростков —
сверхзадача педагога. Ему предстоит опровергнуть столь вошедшее в сознание юных зрителей понимание актёрской игры как сути кино и убедить учащихся, что само изображение реальной жизни может быть художественным. Поэтому на первый план выходит искусство документального фильма и Великого немого. На первом уроке, характеризуя движущееся экранное изображение как последовательную смену кадров, учитель говорит, что соединение этих кадров, т. е. их монтаж, и рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому. Монтаж является языком кино. Следует сконцентрировать внимание учащихся на том, что если рисунок запечатлевает событие одномоментно, статично, то фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам.
В процессе обзора становления кино раскрывается художественная условность пространства и времени в фильме. Рассматривается эволюция и жанровое многообразие кинозрелища — от Великого немого до прихода в кинематограф звука и цвета.
В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры и рассказывает о практике создания фильма вчера и сегодня. В продолжение этой работы учителем создаются творческие группы, моделирующие процесс создания фильма киногруппой.
Учебно-исследовательское задание
В исследовательской работе значительное внимание следует уделить визуально-композиционной природе фильма: киновремени и монтажному соединению в нём изображения и звука. Учащиеся выполняют аналитическую работу на тему, предложенную в учебнике: «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.). В ней ученики должны показать понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме. Учителю стоит задуматься над тем, как превратить любую исследовательскую работу этой четверти в интересное, захватывающее дело, каким и является сам предмет их исследования — кино.
Эта работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. Затем должны следовать презентация и коллективное обсуждение работ.
Следует обратить внимание не только на содержание реферата, но и на его видеоряд, наравне с текстом раскрывающий изучаемую тему. Именно благодаря этому необходимыми становятся размышления учеников о монтаже, синтетичности фильма и условности в нём времени. В этой работе очень важно проявление личностной позиции и отношения ученика к киноискусству и выявление его зрительского опыта и уровня понимания экранного произведения.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Практическая работа начинается, когда учитель предлагает выбрать из заранее подготовленных различных кинопланов три и осуществить их монтажное соединение в такой последовательности, при которой выстроенный видеоряд в результате обретал бы смысл. (Это упражнение может выполняться в различной визуально-экранной форме в зависимости от компьютерной оснащённости класса.)
Учащиеся продемонстрируют, как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости от того, сколько времени они длятся на экране. Особое внимание обращается на хронометраж планов, составляющих видеоряд. Это особенно важно, поскольку операторское киновидение мира через визир кинокамеры серьёзно отличается от непосредственного видения натуры художником. Рисуя картину, он не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами. Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности её показа.
Хронометраж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому художнику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важно развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.
Упражнения по созданию осмысленной монтажной последовательности кадров учащиеся могут продолжить и при самостоятельной работе во внеурочное время.
Из рекомендаций и опыта учителей
Кобозев А. А. (Москва). Содержание этого урока даёт обширнейший материал для учебно-исследовательской работы. Дидактический вектор раскрытия данной темы может задать направленность всей работы учителя в этой четверти. Я имею в виду воспитание прежде всего зрительской культуры учащихся. Изучение истории кино, анализ и обсуждение классических и современных фильмов, определение их достоинств и недостатков не менее важная задача, чем создание учениками собственных фильмов. Задавшись кинопросветительской целью, многие учителя приходят к осознанию необходимости расширения пространства урока и устраивают кинолектории и киноклубы в школе или, как минимум, собирают свою собственную кинотеку не только как обязательное методическое пособие для работы в этой и следующей четверти, но и просто как коллекцию. Подобное собрание кинофильмов часто увлекает ребят, и они сами формируют свои киноколлекции, благо Интернет и другие источники позволяют делать это достаточно легко.
Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Понимая, как мало ребята знают настоящее искусство кино, я предложила им составлять кинотеку в этой и следующей четвертях. Это привело к появлению киноклуба. И мы устраивали просмотры и премьеры отдельных фильмов, просмотры фильмов великих режиссёров, которые сопровождались комментариями наших киноведов. Так исследовательская и поисковая работа не ограничилась рамками программы, а получила дальнейший активный художественно-зрительский посыл.
Голицына В. Б. (Москва). Учителю важно самому обладать опытом и кинонасмотренностью, особенно следует знать текущий кинорепертуар, поскольку именно к нему обращаются школьники. Важно уметь перекидывать мостики и делать сравнения с классическими лентами, выявляя плюсы и минусы современного кино. Очень важно не только сосредотачиваться на драматургическом содержании фильма, но и научиться анализировать видеоряд, изобразительно-операторское построение фильма. Отделять свои впечатления о диалоге и игре актёров от эмоционального и смыслового содержания картинки вначале давалось мне с большим трудом. Я стала приучать себя смотреть фильмы без звука. Хотя вначале было сложно, зато потом