Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Многоголосый я^ык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино»

Результаты освоения учащимися учебного материала


Предметные результаты:

понимать синтетическую природу фильма, знать многооб­разие выразительных средств, используемых в нём и су­ществующих в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действия, музыки и слова;

иметь представление о кино как о пространственно-времен­ном искусстве, в котором экранное время и всё изображае­мое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);

понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;

иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.

Личностные результаты:

формировать основы эстетического сознания через осво­ение наследия великих мастеров кино;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

уметь реализовывать себя в процессе коллективного творчества.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;

интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении заданий.

Перед учителем на первом уроке (да и вообще в четверти) стоит достаточно трудная профессиональная задача: обращаясь к кинозрительскому опыту учащихся с весьма устоявшимися сте­реотипами массовой культуры, привить им интерес к восприятию кинофильма как произведения искусства, требующего от зрите­ля работы души и мысли.



Центральное положение темы — рассмотрение кино как синтеза слова, звука, музыки, но прежде всего как движущегося экранного изображения. И суметь убедить в этом подростков —

сверхзадача педагога. Ему предстоит опровергнуть столь во­шедшее в сознание юных зрителей понимание актёрской игры как сути кино и убедить учащихся, что само изображение ре­альной жизни может быть художественным. Поэтому на первый план выходит искусство документального фильма и Великого немого. На первом уроке, характеризуя движущееся экранное изображение как последовательную смену кадров, учитель го­ворит, что соединение этих кадров, т. е. их монтаж, и рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому. Монтаж яв­ляется языком кино. Следует сконцентрировать внимание уча­щихся на том, что если рисунок запечатлевает событие одно­моментно, статично, то фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и пространстве. Поэтому кино отно­сится к пространственно-временным искусствам.

В процессе обзора становления кино раскрывается художе­ственная условность пространства и времени в фильме. Рассма­тривается эволюция и жанровое многообразие кинозрелища — от Великого немого до прихода в кинематограф звука и цвета.

В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры и рассказывает о практике создания фильма вчера и сегодня. В продолжение этой работы учителем соз­даются творческие группы, моделирующие процесс создания фильма киногруппой.

Учебно-исследовательское задание

В исследовательской работе значительное внимание сле­дует уделить визуально-композиционной природе фильма: киновремени и монтажному соединению в нём изображения и звука. Учащиеся выполняют аналитическую работу на тему, предложенную в учебнике: «Для чего и зачем нужно кино лю­дям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.). В ней ученики должны показать по­нимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме. Учителю стоит задуматься над тем, как превратить любую исследовательскую работу этой четверти в интересное, захватывающее дело, каким и является сам пред­мет их исследования — кино.


Эта работа, как и все последующие, выполняется (индиви­дуально или коллективно) в форме реферата или устного сооб­щения с привлечением специально подобранного иллюстратив­ного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. Затем должны следовать презентация и кол­лективное обсуждение работ.

Следует обратить внимание не только на содержание ре­ферата, но и на его видеоряд, наравне с текстом раскрываю­щий изучаемую тему. Именно благодаря этому необходимыми становятся размышления учеников о монтаже, синтетичности фильма и условности в нём времени. В этой работе очень важно проявление личностной позиции и отношения ученика к кино­искусству и выявление его зрительского опыта и уровня пони­мания экранного произведения.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

Практическая работа начинается, когда учитель предлага­ет выбрать из заранее подготовленных различных кинопланов три и осуществить их монтажное соединение в такой последо­вательности, при которой выстроенный видеоряд в результате обретал бы смысл. (Это упражнение может выполняться в раз­личной визуально-экранной форме в зависимости от компью­терной оснащённости класса.)

Учащиеся продемонстрируют, как может меняться вос­приятие одних и тех же кадров в зависимости от того, сколь­ко времени они длятся на экране. Особое внимание обраща­ется на хронометраж планов, составляющих видеоряд. Это особенно важно, поскольку операторское киновидение мира через визир кинокамеры серьёзно отличается от непосред­ственного видения натуры художником. Рисуя картину, он не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим сня­тый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами. Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжитель­ности её показа.

Хронометраж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, по­этому художнику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начина­ющему, важно развивать у себя ощущение того, сколь долго на­до держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.


Упражнения по созданию осмысленной монтажной после­довательности кадров учащиеся могут продолжить и при само­стоятельной работе во внеурочное время.

Из рекомендаций и опыта учителей

Кобозев А. А. (Москва). Содержание этого урока даёт об­ширнейший материал для учебно-исследовательской работы. Дидактический вектор раскрытия данной темы может задать направленность всей работы учителя в этой четверти. Я имею в виду воспитание прежде всего зрительской культуры учащихся. Изучение истории кино, анализ и обсуждение классических и современных фильмов, определение их достоинств и недостат­ков не менее важная задача, чем создание учениками собствен­ных фильмов. Задавшись кинопросветительской целью, мно­гие учителя приходят к осознанию необходимости расширения пространства урока и устраивают кинолектории и киноклубы в школе или, как минимум, собирают свою собственную кинотеку не только как обязательное методическое пособие для рабо­ты в этой и следующей четверти, но и просто как коллекцию. Подобное собрание кинофильмов часто увлекает ребят, и они сами формируют свои киноколлекции, благо Интернет и другие источники позволяют делать это достаточно легко.

Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Понимая, как мало ребя­та знают настоящее искусство кино, я предложила им состав­лять кинотеку в этой и следующей четвертях. Это привело к по­явлению киноклуба. И мы устраивали просмотры и премьеры отдельных фильмов, просмотры фильмов великих режиссёров, которые сопровождались комментариями наших киноведов. Так исследовательская и поисковая работа не ограничилась рамка­ми программы, а получила дальнейший активный художествен­но-зрительский посыл.

Голицына В. Б. (Москва). Учителю важно самому обладать опытом и кинонасмотренностью, особенно следует знать те­кущий кинорепертуар, поскольку именно к нему обращаются школьники. Важно уметь перекидывать мостики и делать срав­нения с классическими лентами, выявляя плюсы и минусы со­временного кино. Очень важно не только сосредотачиваться на драматургическом содержании фильма, но и научиться анали­зировать видеоряд, изобразительно-операторское построение фильма. Отделять свои впечатления о диалоге и игре актёров от эмоционального и смыслового содержания картинки вначале давалось мне с большим трудом. Я стала приучать себя смо­треть фильмы без звука. Хотя вначале было сложно, зато потом