Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я сверяла впечатление от увиденного, и было интересно, насколько оно совпадает с впечатлением от восприятия звучащего фильма. Становилось ясно: видеоряд выполнял свою особую и самостоятельную роль в фильме или был лишь видеоиллюстрацией актёрской игры и диалога.
Упражнение «Смотрим фильм без звука» оказалось чрезвычайно полезным и интересным и для ребят. Кроме того, что это была своеобразная «угадай-ка содержания» фильма, это было методически важным средством сосредоточения ребят на анализе роли и значения видеоряда в фильме.
Пшеничная О. Ю. (Москва). Много времени на этом занятии у меня занимает показ ребятам, как меняется смысл кинофразы, состоящей из одних и тех же планов в зависимости от их монтажной последовательности. В итоге получаются визуально и по смыслу разные кинофразы. Вначале, для экономии времени, я демонстрирую классу на экране разные варианты монтажа одних и тех же планов, сделанные заранее мной. Далее ребята скачивают 7—10 разнородных планов на свои компьютеры, оснащённые видеомонтажными программами Pinnacle Studio или Windows Movie, и при моей помощи (или пользуясь навыками, заранее приобретёнными на уроках информатики) сами монтируют видеофразу из трёх планов. В продолжение этого монтажного упражнения им предлагается сделать три варианта этой же кинофразы, но с различной длиной (хронометражем) и убедиться, как меняется их эмоциональное восприятие.
Кроль Ю. М. (Москва). Хотелось бы обратить особое внимание на инновационные потенции программы и учебника, которые дают нам возможность в рамках городской инновационной площадки осваивать материал этого курса в разных возрастных группах. Задания учебника адаптируются нами как для V класса, так и для VII класса. Результаты получаются очень интересные! Оказывается, что в той или иной форме и фотография, и видео могут использоваться на уроках изобразительного искусства, помогая освоению материала, излагаемого во всех учебниках «Школы Неменского».
Урок: «Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
иметь представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий;
понимать, что современное кино является мощнейшей индустрией;
знать, что решение изобразительного строя фильма — результат совместного творчества режиссёра, оператора и художника;
иметь представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.
Личностные результаты:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о кино и анимации;
воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
применять полученные знания и умения на практике.
Метапредметные результаты:
учиться анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций;
уметь итегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в процессе выполнения задания.
На этом уроке раскрывается коллективность художественного творчества в кино, знакомая учащимся по игровым фильмам.
Рассказ об игровом фильме и роли художника в кино является здесь главным, тем более что в дальнейшем внимание будет концентрировано на анимационном и документальном кино.
На занятии раскрывается роль режиссёра и оператора в создании визуального образа фильма, а также рассказывается о специфике творчества художника-постановщика в игровом фильме. Учитель должен раскрыть всё многообразие возможностей творческого выражения в кино.
Учебно-исследовательское задание
Учителю следует иметь в виду, что школьники понимают под кинофильмом исключительно игровой фильм и следят только за равитием сюжета, полностью идентифицируя происходящее на экране с происходящим в действительности. Жизнь героев на экране для ребят — это даже не игра актёров, а приключение реальных людей, в которых они персонифицируют себя. И уж тем более фильм для них не искусство режиссёра, оператора и художника, имена которых в титрах они даже не читают. Главная задача учителя — начать разрушать эти психологические стереотипы восприятия фильма. В связи с этим учащимся предлагается аналитическая работа на тему «Создатели игрового фильма» или «Профессия: художник кино», в которой следует раскрыть понимание коллективности художественного творчества в кино, а также (на примере выбранного фильма) рассмотреть вклад ху- дожника-постановщика в создание фильма.
При анализе сделанных работ ещё раз акцентируется внимание на том, что, даже если в фильме формально нет должности художника (как в любительском кино), необходимость выполнения художнических задач не отменяется, а их просто выполняют другие создатели фильма (например, режиссёр или оператор).
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Задания, предлагаемые в учебнике, могут выполняться как отдельными творческими группами, так и всем классом, поскольку направлены на повышение зрительской культуры и творческого мышления учащихся. Так, учитель может предложить ученикам создать видеоряд в следующих упражнениях:
выбор натуры для съёмки эпизода фильма (например, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др.);
упражнение на определение изобразительно-творческих задач («где», «откуда» и «как» снимается выбранный эпизод);
упражнение на создание среды эпизода (где, в каком месте, на фоне каких вещей и интерьера могут действовать эти герои, например д’Артаньян, Шерлок Холмс, Евгений Онегин и др.);
выбор того, что должно быть на экране, когда произносится эта фраза или текст («Мне холодно», «Почему вы опаздываете, я устала ждать» и т. п.), — лица, вещи, пейзаж;
выбор вещей, которые должны окружать героев или быть у них в руках, чтобы сделать их диалог на экране более впечатляющим (придумайте для этого упражнения 2—3 фразы на тему ссоры, размолвки, встречи, радости и т. п.).
Естественно, учитель и учащиеся могут расширить тематику подобных упражнений.
Эти упражнения важны потому, что выражение авторской киномысли, её образность зависит от точности и выразительности киноязыка, на котором излагается экранное действие, от того, как изображение сочетается со звуком и словом. Например, нам надо снять диалог. Что должно быть при этом в кадре: лицо говорящего, слушающий его собеседник, они оба или то, на что смотрит во время разговора герой (деревья за окном, кипящий чайник, ласкающийся у ноги котёнок)?
В этих упражнениях формируется умение осмысленно и выразительно выстраивать видеоряд в сочетании с текстом, музыкой и таким образом развивается культура киномышления.
Из рекомендаций и опыта учителей
Санина Н. Б. (Москва). На этом уроке достаточно много материала для аналитического обзора, тем более что кино для ребят — прежде всего игровое кино, художественный фильм.
Предваряя выполнение учениками исследовательских заданий, во-первых, я говорю о задачах и формах работы художника в игровом фильме, сравнивая их с работой художника-сцено- графа и художника-станковиста. Это помогает лучше понять специфику художнических задач в кино.
Во-вторых, поскольку в своей съёмочной практике ребята имеют дело с видеодокументалистикой, объясняю, что необходимость решения композиционно-изобразительных задач в их фильме из- за отсутствия в нём художника-постановщика никуда не девается, а просто переносится на плечи автора-оператора. Часто у ребят уже есть снятые видеосюжеты, поэтому задания, приведённые в учебнике, я провожу на их на домашнем материале.
Кобозев А. А. (Москва). В качестве члена жюри многочисленных фестивалей и конкурсов я просмотрел множество
сделанных школьниками игровых фильмов (назвать их художественными язык не поворачивается). И это не случайно. Создание художественного игрового фильма настолько профессионально сложное дело, требующее высокой режиссёрской, актёрской и операторской, не говоря уже о сценарной, школы и мастерства (плюс уровня технологии), которые абсолютно недоступны школьникам. Создание шутливых видеосюжетов типа КВНовских и годится для школьных КВНов, капустников, юбилеев и прочих милых внутришкольных и семейных событий. Так что, уважаемые учителя, пошутить, попробовать, поэкспериментировать — да, а всерьёз настраивать учеников на создание серьёзного фильма — категорически нет! Ничего, кроме дилетантской подделки, вызывающей неловкость за фальшивую игру актёров, неловкую режиссуру и примитивную съёмку, этот конфуз не обещает. Школа не Голливуд, и ребята не Тарковские и не Николь Кидман. А вот добиться искреннего и честного рассказа о себе, друзьях и близких в видеодокументальном сюжете вы и ваши воспитанники смогут. За остроту и непосредственность видения авторам простится всё техническое несовершенство в начале их творческого пути.
Алёшина Т. В. (Москва). Успех занятий по этой теме во многом зависит от предварительной подготовки учителя к уроку. Я выбираю знакомые ребятам литературно-сценарные текстовые фрагменты, преимущественно с яркой эмоциональной окраской (ссоры, размолвки, встречи, радости и т. п.), чтобы ребята, основываясь на диалоге героев, наиболее выразительно решили их на экране. Здесь важно показать ученикам, что вовсе не обязательно лица говорящих героев должны быть на экране, более впечатляющими и выразительными могут быть вещи в руках героев, пейзаж или интерьер, на который они смотрят, а голоса при этом звучат за кадром. На основе упражнений, представленных в учебнике, ученики предлагают свои темы, и мы сочиняем, что должно быть на экране: лица, вещи, пейзаж, — когда произносится та или иная фраза. Заранее подготавливаю видеотаблицы (на электронных носителях) для выполнения этих упражнений.