Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры, наглядно показывающие, как фотомонтаж меняет содержание фотоснимка. Переходя к художественно-творче­ским возможностям компьютера, учитель концентрирует вни­мание учеников на применении коллажа в графическом дизай­не, составляющем повседневную визуально-изобразительную сторону жизни современного человека (создание открыток, поздравлений, семейного фотоальбома в формате видеопре­зентации и др.).

В процессе этого учащиеся понимают смысл и ход пред­стоящей индивидуальной или коллективной учебно-исследо­вательской видеоработы.

Учебно-исследовательское задание

Собственно специального исследовательского задания для этого урока нет, поскольку и учебник, и программа предла­гают учителю провести итоговый просмотр сделанных за всю четверть наиболее интересных исследовательских работ с их коллективным обсуждением в той или иной форме (открытая трибуна, деловая дискуссия или защита авторского проекта). Однако это не исключает возможности проведения контрольной работы по тематике четверти. Темы такой контрольной, выпол­няемой в классе в виде сочинения, реферата или компьютерной презентации, могут быть различны

Ученики в обзорно-аналитической форме могут рассматри­вать положительные и отрицательные возможности компьюте­ра в культуре и СМИ. Приводя конкретные фотопримеры, они высказывают свои соображения о пределах этического и ре­дакторского вмешательства в информационное пространство фотосообщения. Для этого ученики на компьютере обрабаты­вают в той или иной редакторской программе снимок (см. при­меры, приведённые в учебнике), и определяют, когда правда факта благодаря компьютерной редактуре перестаёт быть тех­ническим улучшением снимка, а становится фальсификацией факта, изобразительно убедительным и правдоподобным об­маном.

Учитель может предложить и иную тематику, например «Искусство коллажа». В этой работе ученики подбирают при­меры коллажа в живописи и в современной полиграфии.

Как и ранее, работа выполняется в форме исследователь­ских рефератов или сообщений с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. В итоге следует коллективное обсуждение работы.


Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

Учитель при создании учащимися коллажной композиции из 5—7 изобразительных элементов (фотографий, рисунков и др.) помогает им выбрать тему коллажа (например, «Санкт- Петербург», «Великая Отечественная», «Спорт», «Эпоха Возрож­дения», «Мои друзья», «Интерьер моего дома» и др.). В работах, выполненных при помощи той или иной компьютерно-редак­торской программы, учитель должен выделить монтажные до­стоинства и приёмы создания композиции, её художественно­образные и информационно-смысловые достоинства. Это же относится и к оценке видеопрезентации по мотивам семейного фотоархива или иной темы (например, «Москва», «Моя родо­словная» и т. п.). Можно направить ребят и на создание поздра­вительных фотооткрыток с собственной фотографией в сочета­нии с другими изобразительными элементами. В этом задании проявляется не только композиционная и компьютерная грамо­та, но и практическая востребованность подобной работы.

Компьютерная форма может быть самой разнообразной: от коллажа до слайд-фильма (видеопрезентации), когда фото­просмотр имеет временную протяжённость, определённый хро­нометраж и является, таким образом, предвестником творче­ских заданий в следующих четвертях.

Из рекомендаций и опыта учителей

Корсун Г. Е. (Москва). При подготовке к работе в формате коллажа на уроке и в исследовательских обзорах я возвращаю учащихся к материалу, изученному в курсе дизайна в прошлом году. Фотоколлаж — частный случай инсталляции. Важно об­ратить внимание учеников на то, что коллаж — не фотоопись предметов одного ряда, а композиция разных по смысловой и изобразительной значимости элементов, при монтаже которых ассоциативно рождается образ.

Пшеничная О. Ю. (Москва). Исследовательские проекты мы решаем часто как историческое фотоэссе. Проект «Наш район — Таганка», созданный учениками как межпредметное исследова­ние, был опубликован и отмечен на многих конкурсах.

Бондарев В. В. (Москва). Для проведения компьютерных заданий по этой теме я также использую учебные часы пред­мета «Технология» и провожу их в компьютерном классе. Гра­фический дизайн, возможности редактирования изображения чрезвычайно увлекают ребят. Сейчас существует множество ком­



пьютерных программ для ретуши и различных форм редактор­ской и дизайнерской работы с фотоизображением (например, Adobe Photoshop и др.). С их помощью в сфотографированном изображении может быть изменена цветность, освещённость, возможно также увеличение резкости фотографий, может быть заменён фон, совмещено в одно изображённое на разных сним­ках и т. д. Поскольку от замены на портрете костюма и шляпы можно перейти и к замене одного человека другим, ученикам важно объяснить границы допустимых преобразований снимка. Их вмешательство не должно приводить к подмене реального события его двойником, которому трудно не поверить благо­даря внешней схожести с оригиналом. Информация не должна превращаться в дезинформацию.

Алёшина Т. В. (Москва). Компьютер даёт ученикам воз­можность быть графиками-дизайнерами и создавать авторские фотопоздравления или оригинальные открытки к празднику, в которых используются фотографии, рисунки, надписи, специ­ально сочинённые тексты. Ребята делают их с большим удо­вольствием и к Новому году, и ко дням рождения. Шутливые и непафосные, они дают возможность не только анализировать работу ребёнка как фотодизайнера, но и вести разговор о не­обходимости присутствия в фотографии личного, своего про­странства, которое не терпит выражения текстами, использую­щимися в продающихся повсюду открытках.

Паршикова Е. К. (Москва). Чем интересен коллаж? Тем, что он соединяет в одном изобразительном пространстве рассказ о событиях, происходящих в разных местах и в разное время. Коллаж «Мой мир» был коллективной работой класса. В про­цессе его создания складываются творческие группы ребят с разными художественными интересами, что помогает в следу­ющей четверти сформировать из них киногруппы. В процессе работы у ребят воспитывались понимание и культура монтажа, умение организовывать разноплановый изобразительный рас­сказ-сюжет.

м четверть

Фильм — творец и зритель.


Что мы знаем об искусстве кино?

Темы уроков

ф
«Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
ильма и


монтаж. Пространство и время в кино».

«Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме».

«От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо дви­жения: увидеть и снять».

«Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере».

этой четверти учащиеся обобщают свои знания о кинемато- В графе, причём с точки зрения искусства. Основы экранной культуры раскрываются перед учащимися в ходе анализа про­изведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя) и в практических упражнениях и проекте «От большого кино к твоему видео» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Раскрывается синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра). Иссле­дуется условность изображения и времени в кино, а особенно роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, прихода в него звука и цвета.

Исследуется специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, внимание акцентируется на коллективности художественного творчества в кино. В отличие от образа в изо­бразительном искусстве визуальный образ в фильме рождает­ся не столько художником, сколько режиссёром и оператором. Более того, есть такие киножанры, например документальное кино, в которых художник вообще отсутствует. Но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально­образных задач в фильме. Так, маленький видеосюжет школьник может снимать самостоятельно, без киногруппы, но тогда он будет в одном лице и сценарист, и режиссёр, и оператор, и художник.

В связи с этим раскрывается необходимость овладения аза­ми сценарного, режиссёрского, операторского мастерства,


а в случае создания рисованного фильма — и художнической грамотой компьютерной анимации.

Теоретико-дидактическое содержание этой четверти даёт возможность учащимся овладеть основами кинограмоты не только как зрителям и ценителям боль­шого экрана, но и как создателям своего домашнего видео. Этому способствует выполнение заданий, предлагаемых в системе твор­ческих упражнений по созданию и прочтению кинослова и кино­фразы. Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Инновационность и актуальность содержания этой четверти требует от учителя дополнительных теоретических и практических знаний по элементарным основам режиссуры, операторского и сценарного мастерства. Эта художественно-экранная культура востребована сегодняшней практикой и учащимися, но, к сожале­нию, не нашла ещё места в программах педагогических институ­тов. Поэтому учителям следует осваивать азы кино и телевидения на курсах повышения квалификации или самостоятельно.

При выполнении учащимися учебно-исследовательских работ учитель может развивать их зрительскую культуру, базируясь на прочтении и анализе искусствоведческой литературы в области кино. Когда зритель смотрит на экран и видит движущееся изобра­жение, он воспринимает его просто как ожившую картинку. Но уче­ник выступает в роли творца — создателя своего видеофильма и сталкивается со специфическими изобразительными и композици­онными особенностями экрана. В процессе работы на уроках этой четверти учителю предстоит уделить особое внимание тому, что от­личает изображение статичное (на рисунке) от изображения дина­мического, движущегося на экране. Существование киноизображе­ния во времени, монтажном соединении с другими изображениями и со звуком определяет основную проблематику. Учащиеся должны освоить особенности времени, монтажа и звука в фильме.

Урок: