Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование

УУД

Этапы

работы

Содержание

Съёмка портрета друга

Действия

учителя

Действия

учеников



Подго­товка про­екта

Прак­тическая работа

модели на не­стандартный

Учитель помо­гает выбрать ракурс и осве­щение. Важна правильная композиция: важно выбрать направление взгляда моде­ли — не в камеру, а на что-то за спи­ной фотографа. Правильная композиция — это не всегда расположение человека в центре, можно расположить человека в углу кадра

Практическую работу учитель организует на одном из уро­ков, в группе продлённого дня или само­стоятельно дома

Ученики рас­пределяют роли и задания

Ученики до­говариваются в паре о ходе работы, о по­следовательно- сти действий

учителем опре­делять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

Работать по предложенному плану, использо­вать учебник.

Учиться оцени­вать успешность выполнения сво­его задания, при­знавать ошибки Коммуникатив­ные действия

Высказывать свои мысли, всту­пать в беседу

Личностные

результаты

Оценивать однозначно по­ступки как плохие или хо­рошие с позиции нравственных ценностей.

Объяснять оценки одно­значно оценива­емых поступков (хорошо/ плохо) с позиции нравственных ценностей.

В предложен­ных ситуациях де­лать моральный выбор поступка.


Этапы

работы

Содержание

Формирование

УУД

Съёмка портрета друга

Действия

учителя

Действия

учеников

IV. Пред­ставление проекта

Учитель орга­низует на уроке представление фотографий каждой пары. Выслушива­ет мнение о результатах, вы­бирает лучшую фотографию

Учащиеся пред­ставляют свои фотографии

Развитие само­стоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Воспитание уважительного отношения к творчеству — как своему, так и других людей.

Развитие чувства прекрас­ного и эстетиче­ские чувства на основе знаком­ства с мировой

и отечественной художественной культурой

V. Итог

работы.

Рефлексия

Учитель пред­лагает про­вести анализ и ответить на вопросы:

Как надо рас­положить чело­века к источни­ку света?

Как выбрать фон?

Что главное в портрете?

Как правильно выбрать точку съёмки?

Учащиеся анализируют фотоработы и отвечают на во­просы учителя



Урок: «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа»

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать значение информационно-эстетической и исто­рико-документальной ценности фотографии;

осваивать навыки оперативной репортажной съёмки со­бытия и овладевать основами операторской грамоты, не­обходимой в жизненной практике;

анализировать работы мастеров отечественной и миро­вой фотографии, осваивая школу операторского мастер-

ства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству;

понимать, что делает репортажный снимок незаменимым источником информации и насколько эта информация может считаться объективной;

знать, в чём состоит специфика репортажной съёмки;

понимать, почему важна семейная фотохроника и сохра­нение старых снимков.

Личностные результаты:

формировать гражданско-патриотические чувства любви и уважения к Отечеству, прошлому и настоящему много­национального народа России, одновременно — осозна­ние своей принадлежности к определённому этносу;

формировать осознанное, уважительное отношение к дру­гому человеку, его мировоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;

формировать основы морального сознания в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

развивать эстетическое сознание через освоение насле­дия великих мастеров художественной фотографии;

воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;

учиться дискутировать, аргументировать своё мнение, ве­сти диалог.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

уметь выделять из темы урока известные знания и уме­ния;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осо­знанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;

формировать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделять отличительные признаки;

устанавливать причинно-следственные связи, распола­гать рассматриваемые объекты согласно временной шка­ле (раньше-позже);

понимать и принимать задачу групповой работы, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя пре­восходство над другими, и вежливо общаться.

Органичным продолжением темы предыдущего урока, посвящённого исключительным возможностям фотографии в запечатлении подлинности облика человека, является тема этого урока — запечатление подлинности его бытия. На заня­тии раскрывается значение фотоизображения как документа времени, летописи запечатлённых мгновений истории обще­ства и жизни человека. Рассматривается визуальная инфор­мативность фоторепортажа (сама по себе и в сравнении с живописью), а в связи с этим — методы работы над событий­ным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др.

В практико-аналитической части урока учитель приводит при­меры работ мастеров фоторепортажа, также предлагает проанали­зировать семейную фотохронику (будь то альбом или электронная презентация) как зримую историю в родных лицах, запечатлевшую навсегда память о прошедшем времени и близких.

В продолжение этой работы учитель предлагает обратить внимание на особенности операторской грамоты при съёмке фоторепортажа: оперативность съёмки, нацеленность и кон­центрация внимания на событии и др.

Учебно-исследовательское задание

В этой работе учитель настраивает учеников на анализ отра­жения текущих событий в фотографии, на рассмотрение инфор­мационной специфики репортажной фотографии в форме анали­за значения общественной и частной фотохроники (из семейного архива). Здесь уместно акцентировать внимание учащихся на ро­ли фотографии в частной жизни человека, на выделении ею ли­рических и иных достоинств как свидетельства судьбы человека и жизни нашей страны.

Работа выполняется в форме исследовательских рефератов или сообщений с привлечением специально подобранного иллю­стративного материала (из журналов или Интернета), раскрываю­щего понимание темы. В итоге — коллективное обсуждение.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

При съёмке фоторепортажа всегда настраивайте учащихся на создание серии из 3—5 снимков (как в приводимой в учебнике серии классика фотографии Брассаи «Сон», см. с. 95). Серия, посвящённая одному событию или теме (учителю следует по­мочь учащимся в выборе этой темы), даёт более объективную трактовку события, чем одиночная фотография.

Нужно оценить применение учащимися знания оператор­ской и композиционной грамоты для решения поставленных художественно-информационных задач в условиях оперативной съёмки. Ребята демонстрируют также методы работы над собы­тийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др.

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Даже при малом времени, отво­димом в школе на изобразительное искусство, я обязательно провожу коллективные исследовательские работы, что вызы­вает у учеников живой интерес и желание фотографировать самим. Так что после урока никого не надо специально при­зывать к самостоятельной творческой работе. Дети сами хотят, чтобы на уроке обсуждались и анализировались их собственные работы. Рассказ об их жизни, о том, что они видят вокруг се­бя, естественно становится самой важной темой на уроке. Две дидактические задачи представляются мне при этом наиболее важными: увидеть интересное в обыденном, а в течении и сме­не фактов — событие. В связи с этим мы обсуждаем понятие конфликт и то, как он раскрывается в разных видах искусства. Обсуждаются также и нравственные позиции оператора, проб­лема объективности и правды в фотографии.

Репортаж, как и портрет, лучше всего снимать сериями. Се­рия может быть объединена одной темой или одним событием, раскрывающимся в развитии, т. е. в разные моменты происхо­дящего. Темы для репортажей дети выбирают сами. Мы выде­ляем лучшие из них, и они становятся темами для всего класса.

Колпаков А. И. (Москва). В фотографии остро стоит вопрос зоркости и индивидуальности видения фотохудожника. Суметь выбрать из множества главное — значит проявить художниче­скую и авторскую позицию. Репортажная съёмка прежде всего информативна. Поэтика здесь уступает место документальному свидетельству о событии. Репортаж требует искусства и умения


запечатлеть факт. Недаром фотографию называют визуальной фактографией. Я часто рекомендую педагогам давать своим воспитанникам задания на летнюю фотосессию. Причём не просто «снимайте что хотите», а концентрируя их внимание на тех или иных аспектах репортажа. Например, были темы «Жар­кое лето», «Происшествие», «В спортивной борьбе» и т. п., в которых надо было раскрыть событие через его показ в разви­тии, через реакцию его участников и свидетелей, т. е. с разных точек зрения, в прямом и переносном смысле.

Паршикова Е. К. (Москва). Считаю очень важным создание и подбор учениками фамильной фотохроники — рассказ о жизни через судьбы семьи, родных и друзей. То, что на этом уроке вы­ступает как подборка старых снимков из семейного фотоальбо­ма, становится на следующем занятии материалом для раскры­тия этой темы в виде коллажа или видеопрезентации. Что бы мы ни снимали — родных за чаем или школьную хронику, — всегда учу ребят соединению в их работе художнического видения с операторской хваткой. Культура репортажной съёмки заключа­ется в умении наблюдать, предугадывать ход предстоящих со­бытий и всегда быть готовым к их фиксации.

Для репортёра большую роль играет знание снимаемого материала. Таким материалом для класса может быть школь­ная жизнь, походы, спорт, скрывающие в себе множество пере­живаний, столкновений, которые только надо суметь выхватить неравнодушным фотоглазом. Я стараюсь не допускать раз­рыва между творческой и учебно-аналитической работой. Те требования, которые я предъявляю к детским репортажам, я раскрываю ребятам на примере лучших работ отечественных фоторепортёров. Чаще всего для этого я обращаюсь к работам Ю. Роста, соединяющим в себе человеческую и операторскую глубину проникновения в жизнь.

Урок:
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22

«Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

определять ту грань при компьютерной обработке фото­снимка, когда исправление его отдельных недочётов пе­реходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсифи­кацией;

постоянно овладевать новейшими компьютерными техно­логиями, повышая свой творческий уровень;

знать технологические возможности обработки снимка с помощью компьютера;

понимать, существуют ли пределы компьютерного вме­шательства в фотосообщение и чем они определяются;

развивать в себе художественно-творческие способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.

Личностные результаты:

ответственно относиться к учению, развивать способ­ность к саморазвитию и самообразованию, к осознан­ному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др. );

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учи­теля.

На этом уроке учитель должен обращать внимание на то, что фототехника в своём развитии порождает для фотохудож­ника не только новые творческие перспективы, но и новые опасности. Появившиеся возможности компьютерной обра­ботки фотографического материала позволяют настолько ви­доизменять его, что это может превратить запечатлённый факт в его противоположность. По этой причине художнику важно определить этические границы обработки фотоинформации.