Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование
УУД
Этапы
работы
Содержание
Съёмка портрета друга
Действия
учителя
Действия
учеников
Подготовка проекта
Практическая работа
модели на нестандартный
Учитель помогает выбрать ракурс и освещение. Важна правильная композиция: важно выбрать направление взгляда модели — не в камеру, а на что-то за спиной фотографа. Правильная композиция — это не всегда расположение человека в центре, можно расположить человека в углу кадра
Практическую работу учитель организует на одном из уроков, в группе продлённого дня или самостоятельно дома
Ученики распределяют роли и задания
Ученики договариваются в паре о ходе работы, о последовательно- сти действий
учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
Учиться оценивать успешность выполнения своего задания, признавать ошибки Коммуникативные действия
Высказывать свои мысли, вступать в беседу
Личностные
результаты
Оценивать однозначно поступки как плохие или хорошие с позиции нравственных ценностей.
Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/ плохо) с позиции нравственных ценностей.
В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
Этапы работы | Содержание | Формирование УУД | |
Съёмка портрета друга | |||
Действия учителя | Действия учеников | ||
IV. Представление проекта | Учитель организует на уроке представление фотографий каждой пары. Выслушивает мнение о результатах, выбирает лучшую фотографию | Учащиеся представляют свои фотографии | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Воспитание уважительного отношения к творчеству — как своему, так и других людей. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
V. Итог работы. Рефлексия | Учитель предлагает провести анализ и ответить на вопросы: Как надо расположить человека к источнику света? Как выбрать фон? Что главное в портрете? Как правильно выбрать точку съёмки? | Учащиеся анализируют фотоработы и отвечают на вопросы учителя |
Урок: «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии;
осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и овладевать основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике;
анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастер-
ства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству;
понимать, что делает репортажный снимок незаменимым источником информации и насколько эта информация может считаться объективной;
знать, в чём состоит специфика репортажной съёмки;
понимать, почему важна семейная фотохроника и сохранение старых снимков.
Личностные результаты:
формировать гражданско-патриотические чувства любви и уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, одновременно — осознание своей принадлежности к определённому этносу;
формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мировоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;
формировать основы морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
развивать эстетическое сознание через освоение наследия великих мастеров художественной фотографии;
воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;
учиться дискутировать, аргументировать своё мнение, вести диалог.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
уметь выделять из темы урока известные знания и умения;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
формировать и развивать ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделять отличительные признаки;
устанавливать причинно-следственные связи, располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже);
понимать и принимать задачу групповой работы, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться.
Органичным продолжением темы предыдущего урока, посвящённого исключительным возможностям фотографии в запечатлении подлинности облика человека, является тема этого урока — запечатление подлинности его бытия. На занятии раскрывается значение фотоизображения как документа времени, летописи запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. Рассматривается визуальная информативность фоторепортажа (сама по себе и в сравнении с живописью), а в связи с этим — методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др.
В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры работ мастеров фоторепортажа, также предлагает проанализировать семейную фотохронику (будь то альбом или электронная презентация) как зримую историю в родных лицах, запечатлевшую навсегда память о прошедшем времени и близких.
В продолжение этой работы учитель предлагает обратить внимание на особенности операторской грамоты при съёмке фоторепортажа: оперативность съёмки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др.
Учебно-исследовательское задание
В этой работе учитель настраивает учеников на анализ отражения текущих событий в фотографии, на рассмотрение информационной специфики репортажной фотографии в форме анализа значения общественной и частной фотохроники (из семейного архива). Здесь уместно акцентировать внимание учащихся на роли фотографии в частной жизни человека, на выделении ею лирических и иных достоинств как свидетельства судьбы человека и жизни нашей страны.
Работа выполняется в форме исследовательских рефератов или сообщений с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. В итоге — коллективное обсуждение.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
При съёмке фоторепортажа всегда настраивайте учащихся на создание серии из 3—5 снимков (как в приводимой в учебнике серии классика фотографии Брассаи «Сон», см. с. 95). Серия, посвящённая одному событию или теме (учителю следует помочь учащимся в выборе этой темы), даёт более объективную трактовку события, чем одиночная фотография.
Нужно оценить применение учащимися знания операторской и композиционной грамоты для решения поставленных художественно-информационных задач в условиях оперативной съёмки. Ребята демонстрируют также методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др.
Из рекомендаций и опыта учителей
Голицына В. Б. (Москва). Даже при малом времени, отводимом в школе на изобразительное искусство, я обязательно провожу коллективные исследовательские работы, что вызывает у учеников живой интерес и желание фотографировать самим. Так что после урока никого не надо специально призывать к самостоятельной творческой работе. Дети сами хотят, чтобы на уроке обсуждались и анализировались их собственные работы. Рассказ об их жизни, о том, что они видят вокруг себя, естественно становится самой важной темой на уроке. Две дидактические задачи представляются мне при этом наиболее важными: увидеть интересное в обыденном, а в течении и смене фактов — событие. В связи с этим мы обсуждаем понятие конфликт и то, как он раскрывается в разных видах искусства. Обсуждаются также и нравственные позиции оператора, проблема объективности и правды в фотографии.
Репортаж, как и портрет, лучше всего снимать сериями. Серия может быть объединена одной темой или одним событием, раскрывающимся в развитии, т. е. в разные моменты происходящего. Темы для репортажей дети выбирают сами. Мы выделяем лучшие из них, и они становятся темами для всего класса.
Колпаков А. И. (Москва). В фотографии остро стоит вопрос зоркости и индивидуальности видения фотохудожника. Суметь выбрать из множества главное — значит проявить художническую и авторскую позицию. Репортажная съёмка прежде всего информативна. Поэтика здесь уступает место документальному свидетельству о событии. Репортаж требует искусства и умения
запечатлеть факт. Недаром фотографию называют визуальной фактографией. Я часто рекомендую педагогам давать своим воспитанникам задания на летнюю фотосессию. Причём не просто «снимайте что хотите», а концентрируя их внимание на тех или иных аспектах репортажа. Например, были темы «Жаркое лето», «Происшествие», «В спортивной борьбе» и т. п., в которых надо было раскрыть событие через его показ в развитии, через реакцию его участников и свидетелей, т. е. с разных точек зрения, в прямом и переносном смысле.
Паршикова Е. К. (Москва). Считаю очень важным создание и подбор учениками фамильной фотохроники — рассказ о жизни через судьбы семьи, родных и друзей. То, что на этом уроке выступает как подборка старых снимков из семейного фотоальбома, становится на следующем занятии материалом для раскрытия этой темы в виде коллажа или видеопрезентации. Что бы мы ни снимали — родных за чаем или школьную хронику, — всегда учу ребят соединению в их работе художнического видения с операторской хваткой. Культура репортажной съёмки заключается в умении наблюдать, предугадывать ход предстоящих событий и всегда быть готовым к их фиксации.
Для репортёра большую роль играет знание снимаемого материала. Таким материалом для класса может быть школьная жизнь, походы, спорт, скрывающие в себе множество переживаний, столкновений, которые только надо суметь выхватить неравнодушным фотоглазом. Я стараюсь не допускать разрыва между творческой и учебно-аналитической работой. Те требования, которые я предъявляю к детским репортажам, я раскрываю ребятам на примере лучших работ отечественных фоторепортёров. Чаще всего для этого я обращаюсь к работам Ю. Роста, соединяющим в себе человеческую и операторскую глубину проникновения в жизнь.
Урок:
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 22
«Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
определять ту грань при компьютерной обработке фотоснимка, когда исправление его отдельных недочётов переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией;
постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой творческий уровень;
знать технологические возможности обработки снимка с помощью компьютера;
понимать, существуют ли пределы компьютерного вмешательства в фотосообщение и чем они определяются;
развивать в себе художественно-творческие способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.
Личностные результаты:
ответственно относиться к учению, развивать способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др. );
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя.
На этом уроке учитель должен обращать внимание на то, что фототехника в своём развитии порождает для фотохудожника не только новые творческие перспективы, но и новые опасности. Появившиеся возможности компьютерной обработки фотографического материала позволяют настолько видоизменять его, что это может превратить запечатлённый факт в его противоположность. По этой причине художнику важно определить этические границы обработки фотоинформации.