Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гликин Л. Д. (Москва). В нашей школе художественно-твор­ческая киноработа проводится не только на уроках изобрази­тельного искусства, но и на уроках информатики. Рекомендую всем учителям использовать этот образовательный ресурс, потому что он обеспечивает технологическую сторону кино­образования: овладение компьютерными программами по монтажу, озвучанию, различным способам обработки фильма. В форматах школьного телевидения практико-творческие ра­боты начинаются с заявки темы, краткого изложения, а затем ребята переходят к созданию сценария.

Гаврилова Н. Е. (Москва). Понятия «кадр» и «план» раскры­ваются в учебнике не в этой главе, а чуть дальше. Но если мне

требовалось, то я говорила о них уже на этом уроке, потому что все фазы создания сюжета на практике тесно переплетаются и деление сценарной, режиссёрской работы на отдельные эта­пы имеет чисто дидактическое значение. Также я часто именно здесь разбирала с ребятами грамоту монтажного мышления на примере «эффекта Кулешова». Иногда это происходило в фор­ме раскадровки (типа комикса с записью реплик), когда в ка- дроплане два кадра были даны, а третий надо было добавить, сочинив самим. Поскольку времени на съёмки всегда не хвата­ет, а желающих снимать больше, чем стремящихся теоретизи­ровать, я в полной мере пользуюсь возможностями программы и учебника, позволяющими теоретический рассказ о замысле, воплощении и съёмке видеосюжета давать на одном уроке (т. е. объединять темы трёх уроков), тем самым увеличивая вре­мя для съёмки видеослова и видеофразы во время урочной и внеурочной деятельности. Поэтому кадроплан (текстовую за­пись видеофразы) я объединяю с «картинкой» и ребята сразу же делают раскадровку.

Санина Н. Б. (Москва). Очень хорошо проходили работы по сценарной покадровой записи сюжетного содержания жан­ровой картины (с продолжением на следующем занятии уже в виде фотораскадровки). Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если в фильме изо­бражения развиваются во времени, то в картине они предстают одномоментно. Запись какой-либо из картин в виде кадроплана очень помогает освоению киноязыка.


«Воплощение замысла»

Здесь учитель выделяет художническую природу режис­сёрско-операторской работы при создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке (или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кино­культуры. Образ — результат монтажного соединения планов. Ребята осваивают азбуку кинокомпозиции в кинослове и ки­нофразе, последовательный и параллельный монтаж событий. В итоге ученики должны научиться понимать, что организация действия в кадре, умение выстраивать его — главная задача режиссёра. Именно режиссёр отвечает за то, как и куда дви­жутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и со­держание фильма.

Учебно-исследовательское задание

Здесь возможна аналитическая работа учащихся на тему «Роль режиссёра в современном кино», в которой следует рас­крыть задачи и суть кинорежиссуры при создании фильма.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

Учитель должен помочь учащимся найти картину для вы­полнения упражнения на выработку образно-монтажного мыш­ления в формате раскадровки сюжетной картины. Кроме того, в рамках этого задания продолжается работа над кинословом (съёмка объекта статичной камерой с учётом хронометража). Следует всячески требовать от учащихся на начальном этапе мыслить и снимать только статичной камерой. Начинается под­готовка к съёмке кинофразы, в которой присутствует движение в кадре (внутрикадровое движение). Только после овладения съёмки кинофразы статичной камерой можно разрешать уча­щимся пользоваться движущейся камерой (панорама, наезд, отъезд при помощи трансфокатора).

Из рекомендаций и опыта учителей

Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Раскадровка сюжетной картины помогает выработке чувства времени и «киноленты видения». В картине рассказ «уплотнён», изобразительно он сведён к одному моменту. В кино этот же сюжет может быть «прочитан» развёрнуто во времени и представлен как после­довательный ряд картинок-планов. То, что сейчас — застывшие рисунки, в фильме будет двигаться, говорить и жить по законам пространственно-временной кинокомпозиции и подчиняться уже не только изобразительным, а повествовательным законам с их понятиями сюжета, кульминации, развязки.



Гликин Л. Д. (Москва). Следует понимать, что в рамках этой программы может осуществляться только знакомство с азами кинорежиссуры, введение в грамоту создания любительского ви­деосюжета. Внимание следует акцентировать на специфике ав­торского любительского видеофильма, когда его создатель — со­чинитель, организатор и оператор своей ленты.

Обращайте внимание учеников на необходимость овладе­ния современной, постоянно меняющейся технологией мон­тажа, озвучания и редактирования фильма. В практике своей кино- и телестудии освоению режиссуры я отвожу не один год, а два (VIII и IX классы). В этом случае и уровень режиссёрской

подготовки у учителя должен быть выше, чем это бывает обыч­но. Кстати, опыт показал, что очень полезны и эффективны за­нятия с учениками на летних творческих сессиях, как в загород­ных лагерях, так и в городе.

Антипова С. И. (Москва). Поскольку раскадровку ребята у меня делали на предыдущем занятии, то этот урок я посвящаю элементарной грамоте съёмки видеослова (о чём рассказы­вается на с. 11G учебника). Трудно, но очень важно научить школьников снимать со статичной камеры, поскольку они уже получили негативный опыт «суетливой» камеры, бессмысленно работая камерой и трансфокатором, совершая отъезды, наезды панорамы вверх-вниз и т. д. Жёстко и категорично я требую освоения элементарной операторской грамоты: долго снимать длинными планами, переходя от съёмки статично по планам к движению в кадре (внутрикадровое движение), при этом сни­мая монтажно и ставя точку.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22

«Чудо движения: увидеть и снять»

На этом уроке раскрываются азы операторского мастер­ства при съёмке кинофразы. Внимание учащихся нужно акцен­тировать на умении оператора монтажно мыслить и снимать. Замысел и съёмка. Опыт фотографии — фундамент работы кинооператора (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет).

Техника съёмки камерой в статике и движении. Влияние хро­нометража на ритм и восприятие происходящего на экране.

Задания: Аналитические разработки, исследующие худож­ническую роль оператора в визуальном решении фильма. Съё­мочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему ви­део» по освоению операторской грамоты при съёмке и монтаже кинофразы.

В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры работы оператора.

Учебно-исследовательское задание

Как говорилась выше, на этом уроке учитель может про­вести аналитическую работу на тему «Художественные основы творчества кинооператора», в которой следует раскрыть общее и специфическое в работе кинооператора и художника по соз­данию визуального образа в своём произведении.

В то же время на этом уроке может быть проведена одна итоговая работа по той или иной теме, отражающей содержа­ние всей главы.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

Если учитель технически оснащён, он может провести тре­нинги по овладению операторскими навыками (съёмка движе­ния; панорамирование, наезд, отъезд при помощи трансфо­катора и др.), если же нет, он только организует эту работу, а ученики работают самостоятельно. Кроме того, к финалу под­ходит работа над кинофразой (съёмка планов с учётом их хро­нометража, монтаж видеоряда и звукоряда).

Из рекомендаций и опыта учителей

Бондарев В. В. (Москва). Чрезвычайно важно учиться сни­мать монтажно, т. е., начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь ставить точку так, чтобы он мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логиче­скую цепочку киноповествования. Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» пер­спективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.


Пшеничная О. Ю. (Москва). Много внеурочного времени всегда отвожу отработке операторских приёмов — панорами­рования, наезда и отъезда камеры (т. е. смене крупности планов при помощи трансфокатора). Без подобных предварительных упражнений и тренинга съёмка не сможет быть удачной. Важный момент в обучении учащихся операторскому мастерству — это обучение чувству времени в кино. Ведь восприятие экранной картинки зависит не только от точки и ракурса съёмки, круп­ности плана, но и от продолжительности её показа. Хрономе­траж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому худож­нику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важ­но развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.

Паршикова Е. К. (Москва). Умение успешно владеть тех­ническими приёмами воспитывается у оператора для решения творческих задач. Выбор точки, ракурса, крупности плана и хронометража — это средства для создания композиции кадра. Объект не должен вываливаться из кадра (что элементарно), и благодаря свету в кадре должно выделяться главное и вы­страиваться ритм фильма, рождающий в итоге определённую эмоциональность и образную выразительность снимаемого ма­териала.

Уроки: «Бесконечный мир кинематографа.

Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

иметь представление об истории и художественной специ­фике анимационного кино (мультипликации);

понимать роль и значение художника в создании анима­ционного фильма и уметь реализовывать свои художни­ческие навыки и знания при съёмке мини-анимации;