Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гликин Л. Д. (Москва). В нашей школе художественно-творческая киноработа проводится не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках информатики. Рекомендую всем учителям использовать этот образовательный ресурс, потому что он обеспечивает технологическую сторону кинообразования: овладение компьютерными программами по монтажу, озвучанию, различным способам обработки фильма. В форматах школьного телевидения практико-творческие работы начинаются с заявки темы, краткого изложения, а затем ребята переходят к созданию сценария.
Гаврилова Н. Е. (Москва). Понятия «кадр» и «план» раскрываются в учебнике не в этой главе, а чуть дальше. Но если мне
требовалось, то я говорила о них уже на этом уроке, потому что все фазы создания сюжета на практике тесно переплетаются и деление сценарной, режиссёрской работы на отдельные этапы имеет чисто дидактическое значение. Также я часто именно здесь разбирала с ребятами грамоту монтажного мышления на примере «эффекта Кулешова». Иногда это происходило в форме раскадровки (типа комикса с записью реплик), когда в ка- дроплане два кадра были даны, а третий надо было добавить, сочинив самим. Поскольку времени на съёмки всегда не хватает, а желающих снимать больше, чем стремящихся теоретизировать, я в полной мере пользуюсь возможностями программы и учебника, позволяющими теоретический рассказ о замысле, воплощении и съёмке видеосюжета давать на одном уроке (т. е. объединять темы трёх уроков), тем самым увеличивая время для съёмки видеослова и видеофразы во время урочной и внеурочной деятельности. Поэтому кадроплан (текстовую запись видеофразы) я объединяю с «картинкой» и ребята сразу же делают раскадровку.
Санина Н. Б. (Москва). Очень хорошо проходили работы по сценарной покадровой записи сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии уже в виде фотораскадровки). Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если в фильме изображения развиваются во времени, то в картине они предстают одномоментно. Запись какой-либо из картин в виде кадроплана очень помогает освоению киноязыка.
«Воплощение замысла»
Здесь учитель выделяет художническую природу режиссёрско-операторской работы при создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке (или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кинокультуры. Образ — результат монтажного соединения планов. Ребята осваивают азбуку кинокомпозиции в кинослове и кинофразе, последовательный и параллельный монтаж событий. В итоге ученики должны научиться понимать, что организация действия в кадре, умение выстраивать его — главная задача режиссёра. Именно режиссёр отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.
Учебно-исследовательское задание
Здесь возможна аналитическая работа учащихся на тему «Роль режиссёра в современном кино», в которой следует раскрыть задачи и суть кинорежиссуры при создании фильма.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Учитель должен помочь учащимся найти картину для выполнения упражнения на выработку образно-монтажного мышления в формате раскадровки сюжетной картины. Кроме того, в рамках этого задания продолжается работа над кинословом (съёмка объекта статичной камерой с учётом хронометража). Следует всячески требовать от учащихся на начальном этапе мыслить и снимать только статичной камерой. Начинается подготовка к съёмке кинофразы, в которой присутствует движение в кадре (внутрикадровое движение). Только после овладения съёмки кинофразы статичной камерой можно разрешать учащимся пользоваться движущейся камерой (панорама, наезд, отъезд при помощи трансфокатора).
Из рекомендаций и опыта учителей
Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Раскадровка сюжетной картины помогает выработке чувства времени и «киноленты видения». В картине рассказ «уплотнён», изобразительно он сведён к одному моменту. В кино этот же сюжет может быть «прочитан» развёрнуто во времени и представлен как последовательный ряд картинок-планов. То, что сейчас — застывшие рисунки, в фильме будет двигаться, говорить и жить по законам пространственно-временной кинокомпозиции и подчиняться уже не только изобразительным, а повествовательным законам с их понятиями сюжета, кульминации, развязки.
Гликин Л. Д. (Москва). Следует понимать, что в рамках этой программы может осуществляться только знакомство с азами кинорежиссуры, введение в грамоту создания любительского видеосюжета. Внимание следует акцентировать на специфике авторского любительского видеофильма, когда его создатель — сочинитель, организатор и оператор своей ленты.
Обращайте внимание учеников на необходимость овладения современной, постоянно меняющейся технологией монтажа, озвучания и редактирования фильма. В практике своей кино- и телестудии освоению режиссуры я отвожу не один год, а два (VIII и IX классы). В этом случае и уровень режиссёрской
подготовки у учителя должен быть выше, чем это бывает обычно. Кстати, опыт показал, что очень полезны и эффективны занятия с учениками на летних творческих сессиях, как в загородных лагерях, так и в городе.
Антипова С. И. (Москва). Поскольку раскадровку ребята у меня делали на предыдущем занятии, то этот урок я посвящаю элементарной грамоте съёмки видеослова (о чём рассказывается на с. 11G учебника). Трудно, но очень важно научить школьников снимать со статичной камеры, поскольку они уже получили негативный опыт «суетливой» камеры, бессмысленно работая камерой и трансфокатором, совершая отъезды, наезды панорамы вверх-вниз и т. д. Жёстко и категорично я требую освоения элементарной операторской грамоты: долго снимать длинными планами, переходя от съёмки статично по планам к движению в кадре (внутрикадровое движение), при этом снимая монтажно и ставя точку.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 22
«Чудо движения: увидеть и снять»
На этом уроке раскрываются азы операторского мастерства при съёмке кинофразы. Внимание учащихся нужно акцентировать на умении оператора монтажно мыслить и снимать. Замысел и съёмка. Опыт фотографии — фундамент работы кинооператора (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет).
Техника съёмки камерой в статике и движении. Влияние хронометража на ритм и восприятие происходящего на экране.
Задания: Аналитические разработки, исследующие художническую роль оператора в визуальном решении фильма. Съёмочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» по освоению операторской грамоты при съёмке и монтаже кинофразы.
В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры работы оператора.
Учебно-исследовательское задание
Как говорилась выше, на этом уроке учитель может провести аналитическую работу на тему «Художественные основы творчества кинооператора», в которой следует раскрыть общее и специфическое в работе кинооператора и художника по созданию визуального образа в своём произведении.
В то же время на этом уроке может быть проведена одна итоговая работа по той или иной теме, отражающей содержание всей главы.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Если учитель технически оснащён, он может провести тренинги по овладению операторскими навыками (съёмка движения; панорамирование, наезд, отъезд при помощи трансфокатора и др.), если же нет, он только организует эту работу, а ученики работают самостоятельно. Кроме того, к финалу подходит работа над кинофразой (съёмка планов с учётом их хронометража, монтаж видеоряда и звукоряда).
Из рекомендаций и опыта учителей
Бондарев В. В. (Москва). Чрезвычайно важно учиться снимать монтажно, т. е., начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь ставить точку так, чтобы он мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования. Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.
Пшеничная О. Ю. (Москва). Много внеурочного времени всегда отвожу отработке операторских приёмов — панорамирования, наезда и отъезда камеры (т. е. смене крупности планов при помощи трансфокатора). Без подобных предварительных упражнений и тренинга съёмка не сможет быть удачной. Важный момент в обучении учащихся операторскому мастерству — это обучение чувству времени в кино. Ведь восприятие экранной картинки зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности её показа. Хронометраж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому художнику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важно развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.
Паршикова Е. К. (Москва). Умение успешно владеть техническими приёмами воспитывается у оператора для решения творческих задач. Выбор точки, ракурса, крупности плана и хронометража — это средства для создания композиции кадра. Объект не должен вываливаться из кадра (что элементарно), и благодаря свету в кадре должно выделяться главное и выстраиваться ритм фильма, рождающий в итоге определённую эмоциональность и образную выразительность снимаемого материала.
Уроки: «Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
иметь представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации);
понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и уметь реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке мини-анимации;