Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа;
знать о жанрах кино;
понимать, почему в анимации столь велика роль художника;
понимать, почему и как действуют в анимации правила творческой работы, существующие при построении кинофразы.
Личностные результаты:
приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о кино и анимации;
воспитывать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
положительно относиться к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
формировать и развивать ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже).
На первом уроке рассматривается многообразие образного языка кино, вбирающее в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию. В соответствии с этим существует многообразие жанровых форм: от большого «метра» игровых блокбастеров до мини-анимаций или видеоклипов. Рассказывается об истории и специфике рисованного фильма, его эволюции от мультика до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссёра.
Затем учитель предлагает учащимся начать работу над своим анимационным фильмом. Съёмочно-творческие киногруппы начинают проходить все этапы создания авторского мини-ани- мационного этюда (от кадроплана до озвучания). В связи с этим учитель может рассматривать содержание двух последних под- главок III четверти в учебнике как единое учебно-творческое пространство, вбирающее в себя внеурочное время, необходимое для создания анимационного мини-этюда.
Учебно-исследовательское задание
Так же как и при изучении предыдущей темы, аналитическая работа по этой теме может быть одна на этот и следующий уроки. Если учитель считает нужным на каждый урок дать отдельное исследование, это может быть видеореферат на тему «Разнообразие жанров в современном кино», в котором следует на примерах конкретных фильмов раскрыть жанровое многообразие кино.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
Работу следует начинать с как можно более точного формулирования замысла анимационной миниатюры, лучше всего в форме сценарного плана или раскадровки с расчётом предполагаемого хронометража анимационного мини-фильма.
В процессе этого должна осуществляться вся подготовительная работа перед съёмками: создание рисунков для анимационного мини-фильма; подбор звукоряда (музыки, шумов, закадрового текста, актёров для озвучания и др.) и определение
его хронометража. Только проведя всю эту работу, начинающий любитель-школьник может надеяться на осмысленную и удачную съёмку и монтаж.
Из рекомендаций и опыта учителей
Голицына В. Б. (Москва). Все, кто занимался с детьми, знает их увлечение смешными сюжетами из анимаций. Однако педагог должен напомнить, что они строятся по законам кинофразы, которые ребята только что изучали. И я всегда, имея пространство в два-три урока, стремлюсь, чтобы анимационное упражнение не выходило за пределы кинофразы из пяти—се- ми планов. Зато я уделяю большое внимание подготовительной работе учеников: оформлению замысла в сценарно-текстовой раскадровке, подбору звукоряда, отработке диалога или закадрового текста и т. д. Успешная работа даёт детям возможность сосредоточиться на съёмке и монтаже мини-анимации. Итогом этих уроков обычно бывает появление группы ребят, имеющих большое желание продолжить работу уже над большим по хронометражу анимационным фильмом. Тогда у них появляется возможность создания не только плоскостных кукол, но и объёмных.
Пшеничная О. Ю. (Москва). В исследовательской работе мы рассматриваем жанровое многообразие фильмов. Но гораздо чаще, чтобы увеличить время практической работы над анимационным сюжетом, мы используем и время этого урока. Анимация настолько интересна ребятам, что я посвящаю ей половину четверти, отрабатывая на её материале проблематику сценарного, режиссёрского мастерства. Имея достаточный временной запас, ребята изучают многие виды анимации. После первых фазовок (фрагменты которых, как и других видов работы приведены в учебнике (см. с. 132), мы переходим к анимации, основанной на компьютерном рисунке и перекладках.
Работа над анимацией даёт возможность художнически реализовать себя в кино множеству учащихся с самым разным уровнем подготовки. Благодаря компьютеру покадровая съёмка перестаёт быть тяжёлым испытаниям для ребят.
Тихонова Е. В. (Москва). Кроме перекладок, я пользуюсь в анимации техникой лепки, в которой особенно хорошо работают младшеклассники. Естественно, с соблюдением стилевого и игрового единства в этой технике выполняются и декорации, и персонажи. Когда лепишь персонаж, нужно правильно выбирать цвет, делать персонаж устойчивым и несложным, так как он должен двигаться. Часто мы облепливаем фигурки мукой,
а потом раскрашиваем гуашевыми красками в нужные цвета. При съёмке необходимо так установить свет, чтобы он не бил в камеру и было удобно снимать на столе при самой простой осветительной технике (например, при настольной лампе или освещении фонариками). Важно, чтобы свет был направленный, выделяющий главное, а не просто заливной. При съёмке следите, чтобы фотоаппарат был неподвижен. Для этого его необходимо крепко закрепить на штативе (мы это делаем при помощи специальных струбцин). Снимая движение персонажа, мы делаем от 5 до 1G фотографий на одно движение. Для первого фильма хорошо, чтобы один персонаж двигался по «дороге», т. е. чтобы он двигался, а фон нет. Монтаж мы делаем на компьютере, пользуясь для этого программой Рinacle
, на которой обрабатываем видео и фото. Дети, которые делают фильм, любят его и озвучивать. Может быть, что-то получается и не так, как бы мне хотелось, но так приятно слушать родителям и просто зрителям детские голоса в кадре, что я готова простить им даже некоторые погрешности.
«Живые рисунки на твоём компьютере»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
иметь представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними;
понимать, что такое техника перекладок и какие творческие возможности она даёт автору анимационного фильма;
применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, звукоряда своей компьютерной анимации;
создавать анимационные персонажи, использовать компьютер в анимации.
Личностные результаты:
применять полученные знания в практической работе;
принимать участие в коллективном творчестве;
положительно относиться к результатам своих исследовательских и практических творческих работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
приобретать и развивать ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя необходимые отличительные признаки;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции при выполнении заданий.
На этом уроке продолжают рассматриваться возможности компьютерной анимации для любительского видео (прежде всего, в форме анимационного мини-фильма). В связи с этим и исследуется опыт разных типов компьютерных анимационных мини-фильмов, актуальный для школьной практики (перекладки, коллажи и др.), технология их создания и основные этапы творческой работы. Анализируется значение сценарно-режиссёрских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной кинофразы. Особенно акцентируется внимание учащихся на значении и роли звукового оформления и на типичных ошибках при создании звукоряда в любительской анимации.
В то же время этот урок завершает тематику серии уроков, объединённых одной темой, и было бы логично уделить внимание подведению общих итогов работы учащихся за этот период.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
В заключительных работах по этому творческому проекту, включающему большую самостоятельную деятельность, обычно очень увлекательную для учащихся, не жалеющих для этого внеурочного времени, учитель помогает организовать процесс завершения работы над мини-анимацией её монтажом и озвучанием.
Эта работа должна сочетаться с проведением итогового просмотра работ, сделанных по заданиям этого раздела курса. Такой просмотр требует фантазии и поиска форм его проведения. Используйте опыт подобных итоговых просмотров в предыдущих четвертях.
Из рекомендаций и опыта учителей
Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Очень важен в создании анимационного сюжета этап его озвучания. Я использую для этого ресурсы нашей театральной студии, в которой ребята имеют опыт звукозаписи, этот опыт используется в работе наших киногрупп. В настоящем анимационном фильме развитие и движение персонажей строится исходя из музыкального темпоритма. Начало и конец музыкальной фразы определяют и ритмическую фразировку изображения в фильме. В работах, где движение и музыка живут вне зависимости друг от друга, не может быть достигнута наибольшая художественная выразительность. Старайтесь не подкладывать просто так звук под картинку (лишь бы звучало), а выверяйте строение видеоряда по звукоряду, по его музыкальной пунктуации.
Прочтение закадрового текста требует актёрского мастерства, а главное, понимания и акцентировки смысла происходящего в кадре. Процесс озвучания ролей ещё более сложен и требует интонационно-голосового соответствия актёра персонажу. Даже за кадром надо искренне проигрывать в диалоге ситуацию, не наигрывая при этом. При озвучании я привлекаю не только звукорежиссёров, но и актёров нашей театральной студии. Авторам анимационных сюжетов легче работать с уже актёрски подготовленными ребятами, кроме того, это даёт опыт режиссёрского общения с актёром и повышает уровень анимации.