Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


знать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видео­анимации и её монтажа;

знать о жанрах кино;

понимать, почему в анимации столь велика роль худож­ника;

понимать, почему и как действуют в анимации правила творческой работы, существующие при построении ки­нофразы.

Личностные результаты:

приобретать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представле­ниями о кино и анимации;

воспитывать эстетические чувства, впечатления от вос­приятия предметов и явлений окружающего мира;

положительно относиться к результатам своих исследо­вательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

формировать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;

устанавливать элементарные причинно-следственные свя­зи;

располагать рассматриваемые объекты согласно времен­ной шкале (раньше-позже).

На первом уроке рассматривается многообразие образного языка кино, вбирающее в себя поэзию и драму, сухую информа­цию и безудержную фантазию. В соответствии с этим существу­ет многообразие жанровых форм: от большого «метра» игровых блокбастеров до мини-анимаций или видеоклипов. Рассказы­вается об истории и специфике рисованного фильма, его эво­люции от мультика до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссёра.


Затем учитель предлагает учащимся начать работу над сво­им анимационным фильмом. Съёмочно-творческие киногруппы начинают проходить все этапы создания авторского мини-ани- мационного этюда (от кадроплана до озвучания). В связи с этим учитель может рассматривать содержание двух последних под- главок III четверти в учебнике как единое учебно-творческое про­странство, вбирающее в себя внеурочное время, необходимое для создания анимационного мини-этюда.

Учебно-исследовательское задание

Так же как и при изучении предыдущей темы, аналитическая работа по этой теме может быть одна на этот и следующий уроки. Если учитель считает нужным на каждый урок дать отдельное ис­следование, это может быть видеореферат на тему «Разнообра­зие жанров в современном кино», в котором следует на приме­рах конкретных фильмов раскрыть жанровое многообразие кино.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

Работу следует начинать с как можно более точного фор­мулирования замысла анимационной миниатюры, лучше всего в форме сценарного плана или раскадровки с расчётом пред­полагаемого хронометража анимационного мини-фильма.

В процессе этого должна осуществляться вся подготови­тельная работа перед съёмками: создание рисунков для анима­ционного мини-фильма; подбор звукоряда (музыки, шумов, за­кадрового текста, актёров для озвучания и др.) и определение

его хронометража. Только проведя всю эту работу, начинающий любитель-школьник может надеяться на осмысленную и удач­ную съёмку и монтаж.

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Все, кто занимался с детьми, знает их увлечение смешными сюжетами из анимаций. Однако педагог должен напомнить, что они строятся по законам ки­нофразы, которые ребята только что изучали. И я всегда, имея пространство в два-три урока, стремлюсь, чтобы анимационное упражнение не выходило за пределы кинофразы из пяти—се- ми планов. Зато я уделяю большое внимание подготовительной работе учеников: оформлению замысла в сценарно-текстовой раскадровке, подбору звукоряда, отработке диалога или зака­дрового текста и т. д. Успешная работа даёт детям возможность сосредоточиться на съёмке и монтаже мини-анимации. Итогом этих уроков обычно бывает появление группы ребят, имеющих большое желание продолжить работу уже над большим по хро­нометражу анимационным фильмом. Тогда у них появляется воз­можность создания не только плоскостных кукол, но и объёмных.



Пшеничная О. Ю. (Москва). В исследовательской работе мы рассматриваем жанровое многообразие фильмов. Но гораздо чаще, чтобы увеличить время практической работы над анима­ционным сюжетом, мы используем и время этого урока. Анима­ция настолько интересна ребятам, что я посвящаю ей половину четверти, отрабатывая на её материале проблематику сценар­ного, режиссёрского мастерства. Имея достаточный временной запас, ребята изучают многие виды анимации. После первых фазовок (фрагменты которых, как и других видов работы при­ведены в учебнике (см. с. 132), мы переходим к анимации, ос­нованной на компьютерном рисунке и перекладках.

Работа над анимацией даёт возможность художнически ре­ализовать себя в кино множеству учащихся с самым разным уровнем подготовки. Благодаря компьютеру покадровая съёмка перестаёт быть тяжёлым испытаниям для ребят.

Тихонова Е. В. (Москва). Кроме перекладок, я пользуюсь в анимации техникой лепки, в которой особенно хорошо работа­ют младшеклассники. Естественно, с соблюдением стилевого и игрового единства в этой технике выполняются и декорации, и персонажи. Когда лепишь персонаж, нужно правильно выби­рать цвет, делать персонаж устойчивым и несложным, так как он должен двигаться. Часто мы облепливаем фигурки мукой,

а потом раскрашиваем гуашевыми красками в нужные цвета. При съёмке необходимо так установить свет, чтобы он не бил в камеру и было удобно снимать на столе при самой простой осветительной технике (например, при настольной лампе или освещении фонариками). Важно, чтобы свет был направлен­ный, выделяющий главное, а не просто заливной. При съёмке следите, чтобы фотоаппарат был неподвижен. Для этого его не­обходимо крепко закрепить на штативе (мы это делаем при по­мощи специальных струбцин). Снимая движение персонажа, мы делаем от 5 до 1G фотографий на одно движение. Для первого фильма хорошо, чтобы один персонаж двигался по «дороге», т. е. чтобы он двигался, а фон нет. Монтаж мы делаем на компью­тере, пользуясь для этого программой Рinacle
, на которой об­рабатываем видео и фото. Дети, которые делают фильм, любят его и озвучивать. Может быть, что-то получается и не так, как бы мне хотелось, но так приятно слушать родителям и просто зрителям детские голоса в кадре, что я готова простить им даже некоторые погрешности.

«Живые рисунки на твоём компьютере»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

иметь представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними;

понимать, что такое техника перекладок и какие творческие возможности она даёт автору анимационного фильма;

применять сценарно-режиссёрские навыки при постро­ении текстового и изобразительного сюжета, звукоряда своей компьютерной анимации;

создавать анимационные персонажи, использовать ком­пьютер в анимации.

Личностные результаты:

применять полученные знания в практической работе;

принимать участие в коллективном творчестве;

положительно относиться к результатам своих исследо­вательских и практических творческих работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя необходимые отличительные признаки;

интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции при выполне­нии заданий.

На этом уроке продолжают рассматриваться возможности компьютерной анимации для любительского видео (прежде всего, в форме анимационного мини-фильма). В связи с этим и исследуется опыт разных типов компьютерных анимационных мини-фильмов, актуальный для школьной практики (переклад­ки, коллажи и др.), технология их создания и основные этапы творческой работы. Анализируется значение сценарно-режис­сёрских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной кинофразы. Особенно ак­центируется внимание учащихся на значении и роли звукового оформления и на типичных ошибках при создании звукоряда в любительской анимации.


В то же время этот урок завершает тематику серии уроков, объединённых одной темой, и было бы логично уделить внимание подведению общих итогов работы учащихся за этот период.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

В заключительных работах по этому творческому проекту, включающему большую самостоятельную деятельность, обычно очень увлекательную для учащихся, не жалеющих для этого вне­урочного времени, учитель помогает организовать процесс завер­шения работы над мини-анимацией её монтажом и озвучанием.

Эта работа должна сочетаться с проведением итогового просмотра работ, сделанных по заданиям этого раздела кур­са. Такой просмотр требует фантазии и поиска форм его про­ведения. Используйте опыт подобных итоговых просмотров в предыдущих четвертях.

Из рекомендаций и опыта учителей

Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Очень важен в создании анимационного сюжета этап его озвучания. Я использую для этого ресурсы нашей театральной студии, в которой ребя­та имеют опыт звукозаписи, этот опыт используется в работе наших киногрупп. В настоящем анимационном фильме разви­тие и движение персонажей строится исходя из музыкального темпоритма. Начало и конец музыкальной фразы определяют и ритмическую фразировку изображения в фильме. В работах, где движение и музыка живут вне зависимости друг от друга, не может быть достигнута наибольшая художественная выра­зительность. Старайтесь не подкладывать просто так звук под картинку (лишь бы звучало), а выверяйте строение видеоряда по звукоряду, по его музыкальной пунктуации.

Прочтение закадрового текста требует актёрского мастер­ства, а главное, понимания и акцентировки смысла происходя­щего в кадре. Процесс озвучания ролей ещё более сложен и тре­бует интонационно-голосового соответствия актёра персонажу. Даже за кадром надо искренне проигрывать в диалоге ситуацию, не наигрывая при этом. При озвучании я привлекаю не только звукорежиссёров, но и актёров нашей театральной студии. Ав­торам анимационных сюжетов легче работать с уже актёрски подготовленными ребятами, кроме того, это даёт опыт режис­сёрского общения с актёром и повышает уровень анимации.