Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алёшина Т. В. (Москва). В своей работе по этой теме я стараюсь выйти за пределы компьютерного рисования или перекладки. Культура создания анимационного фильма не ограничивается созданием кукол. Она включает в себя и другие важные элементы художественного творчества: работу со светом, звуком, шрифтом и т. д. В большинстве школьных анимаций свет общий, заливочный, не выделяющий персонажей. А опыт работы в фотографии должен был подсказать вам многое, что усилило бы впечатление от происходящего на экране. Титры и текстовое оформление фильма не менее важны, чем его светозвуковая сторона. Рисованные шрифты полезны рисованному фильму далеко не всегда! Иногда они могут быть едины со стилем картины, но чаще, не очень хорошо графически исполненные, они снижают впечатление от самой анимации. Дизайн типовых шрифтов больше подходит для обрамления учебной картины.
Из опыта мастеров
Норштейн Ю. Б. Конечно, хорошо, что масса детей увлечённо занимается анимацией. Ещё более важно, что рассказывается о ней в контексте всего кинематографа. И ещё мне — художнику — важно, что речь об анимации идёт на уроках изобразительного искусства, а не, к примеру, информатики. В учебнике правильно говорится: «Искусство — это не сумма технологий»! Если бы у меня в школе был бы такой учебник, может быть, моя жизнь пошла бы иначе. Как бы ни были ваши ученики и их родители в восторге и умилении от первых работ, вы должны отдавать себе отчёт в том, что это всего лишь домашние радости, а не искусство. Лёгкость создания этих работ юными неофитами отличает их от настоящего художнического труда в анимации. Надо много знать и много уметь, чтобы первые простейшие упражнения стали началом пути к Искусству. И всё же первый шаг сделан!
Тот, кто думает, что, сделав при помощи компьютера движущиеся рисунки, он получил анимационный фильм, а тем более художественное произведение, глубоко заблуждается. Самодеятельные первые наивные кадры, вызывающие восторг только потому, что человечки на них двигаются, могут быть лишь началом искусства. Не занимайтесь самообманом: лишь через труд и только единицы достигнут художественных открытий!
ш
Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель
«Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения».
«Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».
«Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью».
«Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка».
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство - зритель - современность».
«Преображающий свет искусства».
та четверть посвящена не только самому феномену теле- ^Эвидения, но и рассмотрению той роли, которую играют СМИ, и прежде всего телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
В сущности, эта четверть связана с предыдущей настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее более всего телевидение пользуется наработками кино, ибо говорит с ним на одном языке — на языке экранно-визуальных изображений и образов. Поэтому дидактически материал четверти основывается не только на разносторонней аналитике проблем телевидения, но и на практическом освоении грамоты киноязыка, выстроенном как система творческих упражнений и работ, рассчитанных на выполнение на уроке и во внеурочное время.
В этой четверти раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и указывается, что при множестве функций телевидения (просветительской, развлекательной, художественной и др.) его основа — информация. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинфор
Экран — искусство — зритель
«Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения».
«Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».
«Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью».
«Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка».
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство - зритель - современность».
«Преображающий свет искусства».
та четверть посвящена не только самому феномену теле- ^Эвидения, но и рассмотрению той роли, которую играют СМИ, и прежде всего телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
В сущности, эта четверть связана с предыдущей настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее более всего телевидение пользуется наработками кино, ибо говорит с ним на одном языке — на языке экранно-визуальных изображений и образов. Поэтому дидактически материал четверти основывается не только на разносторонней аналитике проблем телевидения, но и на практическом освоении грамоты киноязыка, выстроенном как система творческих упражнений и работ, рассчитанных на выполнение на уроке и во внеурочное время.
В этой четверти раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и указывается, что при множестве функций телевидения (просветительской, развлекательной, художественной и др.) его основа — информация. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинфор
мации. Раскрывается принципиальная общность творческого процесса в телевизионном и любительском видеосюжете: от этюда до репортажа. Учащиеся исследуют способы и природу правдивого изображения на экране события и человека, убеждаясь, что правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются через наблюдение, стремление к фиксации реального факта, а не к его инсценировке или фальсификации (большие возможности для чего даёт компьютер).
В темах уроков раскрывается сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. В связи с чем возросла необходимость овладения основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа к любимой песне.
Помимо позитивной роли, рассматривается и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. Экран становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Поэтому воспитание художественного вкуса учащихся и повышение уровня собственной культуры учителя и знаний в искусстве становятся важнейшим средством «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Утверждается, что обретения себя и понимания мира человек достигнет, скорее, в творениях великих мастеров искусства, нежели в модных компьютерных киноподделках или популярных ток-шоу.
В содержательно-дидактическом плане эта четверть — продолжение освоения грамоты экранно-съёмочной культуры. Новым и важным аспектом работы учителя становится хорошее владение компьютерными программами, необходимыми для создания видеофильмов.
Урок: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации (массмедиа), транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства;
понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.;
знать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени;
иметь представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач;
формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.
Личностные результаты:
приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как о визуальнозрелищном искусстве;
учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.
Является ли телевидение новым искусством? Над этим предлагается задуматься учащимся на первом уроке. Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средства защиты от пошлости и разложения, льющихся часто с телеэкрана. Интернет — Всемирная паутина — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в создании собственных видеосюжетов и визуальной информации. Для современных школьников знание зрительской и творческой телеграмоты крайне необходимо.
Телевидение делает нас соучастниками происходящего в реальном времени в любой точке мира здесь и сейчас.
Учебно-исследовательское задание
Коллективные размышления на уроке вместе с учителем помогут учащимся в индивидуальной или коллективной аналитической работе на тему «Телевидение в моей жизни» или «Моя любимая телепередача» и др. Главное — раскрыть понимание проблематики телевидения, его информационно-экранной образности и специфики.
На примере любимых телепередач учащимся предстоит провести обзор содержания той или иной передачи, проанализировать её влияние на зрителя и на самих себя. В рамках предлагаемого реферативного видеоисследования полезно сделать сравнительный анализ специфики произведений кинофильма и прямой телепередачи или трансляции.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Вначале необходимо создать творческую телегруппу. Главное — смоделировать состав своей съёмочной группы, чтобы лучше представить творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета.