Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алёшина Т. В. (Москва). В своей работе по этой теме я ста­раюсь выйти за пределы компьютерного рисования или пере­кладки. Культура создания анимационного фильма не ограничи­вается созданием кукол. Она включает в себя и другие важные элементы художественного творчества: работу со светом, зву­ком, шрифтом и т. д. В большинстве школьных анимаций свет общий, заливочный, не выделяющий персонажей. А опыт ра­боты в фотографии должен был подсказать вам многое, что усилило бы впечатление от происходящего на экране. Титры и текстовое оформление фильма не менее важны, чем его све­тозвуковая сторона. Рисованные шрифты полезны рисованно­му фильму далеко не всегда! Иногда они могут быть едины со стилем картины, но чаще, не очень хорошо графически испол­ненные, они снижают впечатление от самой анимации. Дизайн типовых шрифтов больше подходит для обрамления учебной картины.

Из опыта мастеров

Норштейн Ю. Б. Конечно, хорошо, что масса детей увлечён­но занимается анимацией. Ещё более важно, что рассказывается о ней в контексте всего кинематографа. И ещё мне — художнику — важно, что речь об анимации идёт на уроках изобразительного искусства, а не, к примеру, информатики. В учебнике правиль­но говорится: «Искусство — это не сумма технологий»! Если бы у меня в школе был бы такой учебник, может быть, моя жизнь пошла бы иначе. Как бы ни были ваши ученики и их родители в восторге и умилении от первых работ, вы должны отдавать себе отчёт в том, что это всего лишь домашние радости, а не искус­ство. Лёгкость создания этих работ юными неофитами отличает их от настоящего художнического труда в анимации. Надо мно­го знать и много уметь, чтобы первые простейшие упражнения стали началом пути к Искусству. И всё же первый шаг сделан!

Тот, кто думает, что, сделав при помощи компьютера движу­щиеся рисунки, он получил анимационный фильм, а тем более художественное произведение, глубоко заблуждается. Самоде­ятельные первые наивные кадры, вызывающие восторг только потому, что человечки на них двигаются, могут быть лишь нача­лом искусства. Не занимайтесь самообманом: лишь через труд и только единицы достигнут художественных открытий!

ш


Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель

«Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художе­ственная природа телевизионного изображения».

«Телевидение и документальное кино. Телевизионная документа­листика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».

«Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа до­кументального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью».

«Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка».

«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство - зритель - современность».

«Преображающий свет искусства».

та четверть посвящена не только самому феномену теле- ^Эвидения, но и рассмотрению той роли, которую играют СМИ, и прежде всего телевидение как главное коммуникатив­ное средство для формирования культурного пространства со­временного общества и каждого человека.

В сущности, эта четверть связана с предыдущей настолько, на­сколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее более всего телевидение пользуется наработками кино, ибо говорит с ним на одном языке — на языке экранно-ви­зуальных изображений и образов. Поэтому дидактически матери­ал четверти основывается не только на разносторонней аналитике проблем телевидения, но и на практическом освоении грамоты ки­ноязыка, выстроенном как система творческих упражнений и работ, рассчитанных на выполнение на уроке и во внеурочное время.

В этой четверти раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и указывается, что при множе­стве функций телевидения (просветительской, развлекательной, художественной и др.) его основа — информация. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.

Специфика телевидения — это сиюминутность происходя­щего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинфор­


мации. Раскрывается принципиальная общность творческого процесса в телевизионном и любительском видеосюжете: от этюда до репортажа. Учащиеся исследуют способы и природу правдивого изображения на экране события и человека, убеж­даясь, что правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются через наблюдение, стремление к фиксации реального факта, а не к его инсценировке или фальсификации (большие возможности для чего даёт компьютер).

В темах уроков раскрывается сила художественного воздей­ствия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. В связи с чем воз­росла необходимость овладения основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа к любимой песне.

Помимо позитивной роли, рассматривается и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры об­щества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества по­требления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. Экран становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Поэтому воспитание художественного вкуса учащихся и повышение уровня собственной культуры учителя и знаний в искусстве становятся важнейшим средством «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Утверждается, что обретения себя и понимания мира человек достигнет, скорее, в творениях великих мастеров искусства, нежели в модных компьютерных киноподделках или популярных ток-шоу.

В содержательно-дидактическом плане эта четверть — про­должение освоения грамоты экранно-съёмочной культуры. Но­вым и важным аспектом работы учителя становится хорошее владение компьютерными программами, необходимыми для создания видеофильмов.

Урок: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения»


Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации (массмедиа), транслятором самых

различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства;

понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, про­свещения, развлечения и т. д.;

знать, что неповторимую специфику телевидения со­ставляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени;

иметь представление о разнообразном жанровом спек­тре телевизионных передач;

формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.

Личностные результаты:

приобретать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира, наряду с первичны­ми представлениями о телевидении как о визуально­зрелищном искусстве;

учиться дискутировать, аргументировать свои высказы­вания, вести диалоги по проблеме.

Метапредметные результаты:

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;


анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;

участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.

Является ли телевидение новым искусством? Над этим пред­лагается задуматься учащимся на первом уроке. Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его до­минанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средства защиты от пошлости и разложения, льющихся часто с телеэкрана. Интернет — Всемирная паути­на — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в создании собственных видеосюжетов и визуальной инфор­мации. Для современных школьников знание зрительской и творческой телеграмоты крайне необходимо.

Телевидение делает нас соучастниками происходящего в реальном времени в любой точке мира здесь и сейчас.

Учебно-исследовательское задание

Коллективные размышления на уроке вместе с учителем помогут учащимся в индивидуальной или коллективной анали­тической работе на тему «Телевидение в моей жизни» или «Моя любимая телепередача» и др. Главное — раскрыть понимание проблематики телевидения, его информационно-экранной об­разности и специфики.

На примере любимых телепередач учащимся предстоит провести обзор содержания той или иной передачи, проанали­зировать её влияние на зрителя и на самих себя. В рамках пред­лагаемого реферативного видеоисследования полезно сделать сравнительный анализ специфики произведений кинофильма и прямой телепередачи или трансляции.

Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Вначале необходимо создать творческую телегруппу. Глав­ное — смоделировать состав своей съёмочной группы, чтобы лучше представить творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета.