Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План работы следующий:

придумать тему своей передачи (например, прогноз пого­ды, «Спокойной ночи, малыши», автообзор, новости моды и др.) и её студийное оформление (эскиз или компьютер­

ный коллаж), а также решить, кто будет ведущим и какие три вопроса он задаст приглашённым гостям;

придумать костюм ведущей, фон, на котором она высту­пает, и заставку телепередачи;

спроектировать визуально-композиционное решение сво­его интернет-послания или сайта;

спланировать тематику передач школьного телевидения.

Работающие на школьном телевидении понимают необхо­димость сценарно-режиссёрской подготовки при создании лю­бого сюжета и телепередачи.

Любая форма экранного диалога (ток-шоу, телевикторина или интервью) требует создания соответствующей среды и ат­мосферы. Точно выбранное место проведения передачи (на на­туре или в студии), так же как и оформление студии, во многом способствует успеху телепередачи. Её зрительское восприятие не в последнюю очередь зависит от визуального решения пе­редачи, т. е. от работы художника (дизайна студии, стиля её оформления и костюмов) и оператора (монтажно-световая и композиционная культура съёмки).

Телевизионное вещание ведётся в разных целях и ориенти­ровано на разные аудитории. Сегодня существует и такая форма телевидения, как школьное телевидение, в первую очередь в об­разовательных целях. По нему транслируются самые лучшие и интересные уроки, а кроме того, даётся новостная информация и творческие работы учащихся — телесюжеты, фильмы, конкур­сы и др. Школьное телевидение объединяет определённый круг школ (часто при помощи кабельного телевидения) и является важным центром их общественной и культурной жизни.

Из рекомендаций и опыта учителей

Питерских О. А. (Москва). В исследовательских работах на эту тему учащимся следует помочь разобраться в художествен­ном и социальном феномене телевидения. После окончания жур- фака МГУ я под руководством известного теоретика телевиде­ния профессора Р. Борецкого исследовала культурологические аспекты телевидения на материале истории отечественного те­левидения. В 1960-е годы был актуален вопрос художественной природы телевидения. И по работам видного критика В. Саппака, и по свидетельству моего отца — пионера и ведущего режиссёра цветного телевидения (кстати, автора учебника, о котором мы говорим) ясно, как много было людей, говоривших о появлении новой музы. Время разрешило споры об эстетической природе


телевидения. Это не новое искусство, а мощнейшее средство массовой визуальной коммуникации. И искусством или явлени­ем художественной культуры любая телепередача является на­столько, насколько являются художниками её создатели.

Гликин Л. Д. (Москва). Московская школа № 1311 уже при­обрела интересный и важный опыт телевизионного творчества. В школе есть телестудия, монтажная, вся производственная цепочка. Ребята формируют сетку вещания, рубрики, снимают видеосюжеты и репортажи. Наша деятельность идёт по образо­вательным программам для старших классов и охватывает как уроки, так и факультативные занятия. Решается большой круг задач по режиссуре, актёрскому и операторско-монтажному мастерству; ведётся проектно-творческая работа; освещается хроника школьной жизни; в эфир даются записи лучших уро­ков и т. д. В этой работе в разное время участвовали от 5 до 25 педагогов. Одному учителю, конечно, это дело не поднять. Только заинтересовав руководство школы (в силах которого финансировать работу), собрав вокруг себя учителей-едино- мышленников, можно реализовать этот проект. Однако подку­пает максимальная возможность индивидуального образования ученика. А в искусстве никакой иной методы, нежели индивиду­ально-личностной работы с учеником, и быть не может! Наша с вами задача — воспитание личности.

Кобозев А. А. (Москва). Телевизионные образовательные программы (например, «Академия», «Цивилизация») и передачи могут быть важным визуально-дидактическим ресурсом урока. Их введение в определённом объёме в структуру урока разно­образит его фактуру и в чередовании с практическими рисоваль­ными и иными упражнениями улучшает восприятие изучаемого материала. Телеэкскурсии по Эрмитажу, Лувру, Русскому музею дают возможность педагогу расширить рамки школьного заня­тия. Владение методами дистантного и телевизионного контакта школьников со средами вне класса сегодня для учителя обяза­тельно. Так же как и создание им собственного архива из запи­санных с экрана или через Интернет телепередач и фильмов. Без такого дидактического иллюстративного материала невозможно проведение убедительного анализа телевизионного творчества.



Алёшина Т. В. (Москва). Представление о работе художника на телевидении ученики приобретают, выполняя эскизы заста­вок и оформления студии для телепередач, темы которых они выбирают сами в рамках коллективного проекта. Моделируя работу телегруппы, мы определяем не только оформление сту­дии и костюмы ведущих, но и сценарно-режиссёрские и опера­торские стороны создания передачи. Поэтому не менее важен, чем костюм, подбор самого ведущего-интервьюера, его умение органично вести себя в кадре, его облик (включая одежду, не отвлекающую от существа диалога). Ещё важнее умение вести беседу, «держать» тему в любых неожиданных поворотах разго­вора и импровизационно находить точные реакции и вопросы, нужные по ходу задуманного сюжета. Это мы и отрабатываем во время проектных упражнений.

Урок: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная

документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка»

Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:

осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики;

приобретать и использовать опыт документальной съём­ки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения;

понимать, в чём состоит специфика «прямой» документа­листики на телевидении;

понимать, почему теледокументалистика и Интернет так важны для современного человека.

Личностные результаты:

испытывать чувства любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много­национального народа России, одновременно осознавать свою принадлежность к определённому этносу;

получать навыки коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать их смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;

приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

уметь анализировать объекты и явления окружающего ми­ра, выделяя их отличительные признаки;

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.


На уроке раскрывается специфика телевидения, состоящая в сиюминутности происходящего на экране, транслируемой в реальном времени, — прямой эфир.

Опыт документального репортажа — основа телеинфор­мации. В связи с этим рассматривается принципиальная общ­ность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Практическая часть урока может выполняться не только в соответствии с предложенными в учебнике темами. Учащиеся могут исследовать основы школь­ной тележурналистики в конкретной школе. Это может помочь ребятам даже при выборе будущей профессии.

Учебно-исследовательское задание

При выполнении этой работы очень важно нацелить учащих­ся на анализ конкретных примеров тележурналистики, которые они могут увидеть на экране. Ребята выполняют индивидуаль­ную или коллективную аналитическую работу на тему «Кино- документальные основы телерепортажа, телеинтервью и теле­передач». Раскрывается общность экранно-образного языка документального фильма и многих жанров телепередач, един­ство монтажно-композиционного выражения авторской мысли.

Работа выполняется на конкретных видеопримерах.

Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Съёмочно-творческая работа, чтобы быть успешной, тре­бует грамотного построения. Следует понимать, что переход от видеофразы к видеоэтюду чисто номинален. Вся методика и логика работы остаётся той же. Вместе с группами учащихся педагог выбирает тему документального видеоэтюда и прово­дит подготовительную сценарно-операторскую подготовку к его съёмке: делает его кадроплан (или раскадровку).

То же самое касается съёмочного проекта в жанре интер­вью. Проводится предварительная сценарная и режиссёрско- организационная подготовка к съёмке интервью.

Интервью можно проводить как реальный съёмочный про­ект, а можно как упражнение. Например:

проектирование темы и места внестудийного интервью (где и как его снимать, также три вопроса к людям в кадре);

выполнение проектного упражнения (по выбору);