Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План работы следующий:
придумать тему своей передачи (например, прогноз погоды, «Спокойной ночи, малыши», автообзор, новости моды и др.) и её студийное оформление (эскиз или компьютер
ный коллаж), а также решить, кто будет ведущим и какие три вопроса он задаст приглашённым гостям;
придумать костюм ведущей, фон, на котором она выступает, и заставку телепередачи;
спроектировать визуально-композиционное решение своего интернет-послания или сайта;
спланировать тематику передач школьного телевидения.
Работающие на школьном телевидении понимают необходимость сценарно-режиссёрской подготовки при создании любого сюжета и телепередачи.
Любая форма экранного диалога (ток-шоу, телевикторина или интервью) требует создания соответствующей среды и атмосферы. Точно выбранное место проведения передачи (на натуре или в студии), так же как и оформление студии, во многом способствует успеху телепередачи. Её зрительское восприятие не в последнюю очередь зависит от визуального решения передачи, т. е. от работы художника (дизайна студии, стиля её оформления и костюмов) и оператора (монтажно-световая и композиционная культура съёмки).
Телевизионное вещание ведётся в разных целях и ориентировано на разные аудитории. Сегодня существует и такая форма телевидения, как школьное телевидение, в первую очередь в образовательных целях. По нему транслируются самые лучшие и интересные уроки, а кроме того, даётся новостная информация и творческие работы учащихся — телесюжеты, фильмы, конкурсы и др. Школьное телевидение объединяет определённый круг школ (часто при помощи кабельного телевидения) и является важным центром их общественной и культурной жизни.
Из рекомендаций и опыта учителей
Питерских О. А. (Москва). В исследовательских работах на эту тему учащимся следует помочь разобраться в художественном и социальном феномене телевидения. После окончания жур- фака МГУ я под руководством известного теоретика телевидения профессора Р. Борецкого исследовала культурологические аспекты телевидения на материале истории отечественного телевидения. В 1960-е годы был актуален вопрос художественной природы телевидения. И по работам видного критика В. Саппака, и по свидетельству моего отца — пионера и ведущего режиссёра цветного телевидения (кстати, автора учебника, о котором мы говорим) ясно, как много было людей, говоривших о появлении новой музы. Время разрешило споры об эстетической природе
телевидения. Это не новое искусство, а мощнейшее средство массовой визуальной коммуникации. И искусством или явлением художественной культуры любая телепередача является настолько, насколько являются художниками её создатели.
Гликин Л. Д. (Москва). Московская школа № 1311 уже приобрела интересный и важный опыт телевизионного творчества. В школе есть телестудия, монтажная, вся производственная цепочка. Ребята формируют сетку вещания, рубрики, снимают видеосюжеты и репортажи. Наша деятельность идёт по образовательным программам для старших классов и охватывает как уроки, так и факультативные занятия. Решается большой круг задач по режиссуре, актёрскому и операторско-монтажному мастерству; ведётся проектно-творческая работа; освещается хроника школьной жизни; в эфир даются записи лучших уроков и т. д. В этой работе в разное время участвовали от 5 до 25 педагогов. Одному учителю, конечно, это дело не поднять. Только заинтересовав руководство школы (в силах которого финансировать работу), собрав вокруг себя учителей-едино- мышленников, можно реализовать этот проект. Однако подкупает максимальная возможность индивидуального образования ученика. А в искусстве никакой иной методы, нежели индивидуально-личностной работы с учеником, и быть не может! Наша с вами задача — воспитание личности.
Кобозев А. А. (Москва). Телевизионные образовательные программы (например, «Академия», «Цивилизация») и передачи могут быть важным визуально-дидактическим ресурсом урока. Их введение в определённом объёме в структуру урока разнообразит его фактуру и в чередовании с практическими рисовальными и иными упражнениями улучшает восприятие изучаемого материала. Телеэкскурсии по Эрмитажу, Лувру, Русскому музею дают возможность педагогу расширить рамки школьного занятия. Владение методами дистантного и телевизионного контакта школьников со средами вне класса сегодня для учителя обязательно. Так же как и создание им собственного архива из записанных с экрана или через Интернет телепередач и фильмов. Без такого дидактического иллюстративного материала невозможно проведение убедительного анализа телевизионного творчества.
Алёшина Т. В. (Москва). Представление о работе художника на телевидении ученики приобретают, выполняя эскизы заставок и оформления студии для телепередач, темы которых они выбирают сами в рамках коллективного проекта. Моделируя работу телегруппы, мы определяем не только оформление студии и костюмы ведущих, но и сценарно-режиссёрские и операторские стороны создания передачи. Поэтому не менее важен, чем костюм, подбор самого ведущего-интервьюера, его умение органично вести себя в кадре, его облик (включая одежду, не отвлекающую от существа диалога). Ещё важнее умение вести беседу, «держать» тему в любых неожиданных поворотах разговора и импровизационно находить точные реакции и вопросы, нужные по ходу задуманного сюжета. Это мы и отрабатываем во время проектных упражнений.
Урок: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики;
приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения;
понимать, в чём состоит специфика «прямой» документалистики на телевидении;
понимать, почему теледокументалистика и Интернет так важны для современного человека.
Личностные результаты:
испытывать чувства любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, одновременно осознавать свою принадлежность к определённому этносу;
получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать их смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;
приобретать и развивать ИКТ-компетенции;
уметь анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.
На уроке раскрывается специфика телевидения, состоящая в сиюминутности происходящего на экране, транслируемой в реальном времени, — прямой эфир.
Опыт документального репортажа — основа телеинформации. В связи с этим рассматривается принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Практическая часть урока может выполняться не только в соответствии с предложенными в учебнике темами. Учащиеся могут исследовать основы школьной тележурналистики в конкретной школе. Это может помочь ребятам даже при выборе будущей профессии.
Учебно-исследовательское задание
При выполнении этой работы очень важно нацелить учащихся на анализ конкретных примеров тележурналистики, которые они могут увидеть на экране. Ребята выполняют индивидуальную или коллективную аналитическую работу на тему «Кино- документальные основы телерепортажа, телеинтервью и телепередач». Раскрывается общность экранно-образного языка документального фильма и многих жанров телепередач, единство монтажно-композиционного выражения авторской мысли.
Работа выполняется на конкретных видеопримерах.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Съёмочно-творческая работа, чтобы быть успешной, требует грамотного построения. Следует понимать, что переход от видеофразы к видеоэтюду чисто номинален. Вся методика и логика работы остаётся той же. Вместе с группами учащихся педагог выбирает тему документального видеоэтюда и проводит подготовительную сценарно-операторскую подготовку к его съёмке: делает его кадроплан (или раскадровку).
То же самое касается съёмочного проекта в жанре интервью. Проводится предварительная сценарная и режиссёрско- организационная подготовка к съёмке интервью.
Интервью можно проводить как реальный съёмочный проект, а можно как упражнение. Например:
проектирование темы и места внестудийного интервью (где и как его снимать, также три вопроса к людям в кадре);
выполнение проектного упражнения (по выбору);