Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гликин Л. Д. (Москва). Видеоэтюд в моей школе — основа всего дальнейшего телевизионного образования и творчества. Требуя от ребят безусловного владения операторской грамо­той и монтажными компьютерными технологиями, я внушаю им мысль, что это лишь обязательное условие передачи авторско­го замысла. Главное же — научиться видеть за привычным и обыденным интересное. Увидеть эту скрытую от безразличного взгляда поэзию окружающего мира и передать её в зримых об­разах и есть суть видеоэтюда. Я заставляю ребят снимать без звука, потому что в этюде изображение важнее всего — шумов, каких-то слов, звуков, идущих фоном. Изображение является главным действующим лицом, средством выражения замысла и создания кинообраза, полного неуловимой, непередаваемой в словах мелодии или, если хотите, поэзии. Опыт, приобретённый в работе над этюдом, становится основой грамотной работы над репортажем и очерком

Санина Н. Б. (Москва). Этюд на передачу настроения — практически первая художественно-творческая работа после освоения элементарной съёмочно-монтажной грамоты в видео­слове. Темы видеоэтюда мы коллективно обсуждаем ещё до на­чала съёмки, чтобы уже в самом начале отбросить неудачные замыслы. Темами для видеоэтюдов лучше всего выбирать при­роду (лес зимой, утренний туман, отблески заката и т. д.) или городские мотивы (дождь на улице и отблески огней, листопад и подметающие дворники и т. д.). Видеоэтюд может быть по­свящён состоянию не только природы, но и человека (печаль, за книгой, я думаю о нём, за завтраком и т. д.). В таких этюдах можно передать то, что видишь, и то, что скрывается за этим.

Работа над видеоэтюдом для моих ребят стала органичным продолжением пейзажных и портретных фотосерий. Серьёз­ная работа над фотографией во многом обеспечивает успех в работе и над видеоэтюдом.

Попова Е. В. (Москва). Видеотехника подарила нам не толь­ко преимущества в съёмке, но и новые задачи. Если раньше у снимавших на любительскую кинокамеру была задача озвучить немое изображение, то теперь стоит обратная задача, посколь­ку видеокамера одновременно с картинкой записывает звук. В какой-то ситуации (например, при интервью) это может быть полезно. Но обычно это
технический звук, прикреплённый к изображению, помимо воли автора. Чтобы звук стал вырази­тельным средством и служил для решения художественно-об­разных задач, надо его оторвать от изображения и смонтиро­вать нужную картинку с нужным звуком. Тогда родится нужный смысл! Изучению роли звука и его влияния на восприятие кар­тинки я посвящаю упражнение, когда одна и та же монтажная фраза (например, «букет осенних цветов у окна — звёздное небо — пламя свечи») в зависимости от музыкально-песенного или шумового сопровождения (плач младенца, завывание ве­тра, стук дождя по стеклу, романс под гитару) воспринимается и читается по-разному, например как колыбельная, воспомина­ние или любовное признание.


«Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека;

уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета;

понимать и уметь осуществлять предварительную твор­ческую и организационную работу по подготовке к съём­ке сюжета;

добиваться естественности и правды поведения чело­века в кадре, не инсценировать событие, а наблюдать и вести видеоохоту за фактом;

уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете.

Личностные результаты:

приобретать качества по освоению социальных норм, пра­вил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

приобретать основы морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на основе личност­ного выбора, нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

уметь дискутировать, аргументировать свои высказыва­ния, вести диалоги по проблеме;

приобретать и развивать навыки коммуникативной компе­тентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);


анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;

устанавливать элементарные причинно-следственные свя­зи и располагать рассматриваемые объекты согласно вре­менной шкале (раньше-позже);

строить монологическое высказывание, владеть диало­гической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей), уметь аргументированно излагать своё мнение.

Эти жанры видеопублицистики наиболее востребованы в школьной практике. В них художественно-информационное со­общение о событии любой значимости является содержанием видеосюжета, который может решаться как репортаж с места события, очерк или интервью. На примере видеоподборки учи­тель рассказывает, что в них, в отличие от видеоэтюда, главным является не эмоционально-поэтическое видение и отражение мира, а его осознание. Подчёркивается, что это требует автор­ской подготовленности к выбору и освещению события, а также оперативности в проведении съёмки, эмоционально-смыслово­го содержания сюжета.

Учитель обращает внимание на то, что в самых различных передачах фрагментарно используются репортажные сюжеты и интервью. В чистом виде интервью представляет собой беседу (с одним, двумя или несколькими собеседниками), когда интер­вьюер задаёт вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Про­стейшее решение: камера направлена на героя, мы слышим во­просы невидимого интервьюера и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище (так называемые говорящие головы).

В сюжете велика роль слова в кадре и за кадром — внутрен­него монолога или комментария. Музыка и слово преобразуют содержание картинки и создают новую смысловую образность. Раскрывается значение контрапункта в сочетании изображения и звука (слышу одно, а вижу другое).

Учебно-исследовательское задание


В индивидуальной или коллективной аналитической работе на тему «Место репортажа, интервью и этюда на телеэкране и в любительской практике» учитель нацеливает учащихся на раскрытие значения этих жанров как основы телеинформации и главного вида экранного творчества в любительском видео.

Как и прежде, проводится презентация и коллективное об­суждение работ.

Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Задание лучше всего выполнять на школьном или другом хорошо знакомом ребятам материале, желательно нацеленном на аудиторию, ждущую такую информацию. В ходе создания сценарного плана съёмки, монтажа и создания звукоряда в ви­деорепортаже (или интервью) учитель контролирует ясность из­ложения авторской мысли и соответствующего качества съёмки.

При выполнении задания учащимися должен быть проде­монстрирован весь багаж знаний и навыков по режиссёрско- сценарному и операторскому мастерству, приобретённый за время предыдущей работы.

Из рекомендаций и опыта учителей

Кобозев А. А. (Москва). Просматривая школьную хронику «Первое сентября», «Последний звонок» и т. п., поражаешься стереотипности и банальности этих репортажей и видеоочер­ков, снятых, как говорят в кино, «с холодным носом». Конечно, дежурные сюжеты с монотонностью своих ритуалов и казён­ностью начальственных речей убивают полёт фантазии, тем более что их заказчики часто не приветствуют хоть какого-то отступления в сторону. Но это лишь самооправдание. Вы про­бовали найти что-то стоящее и оригинальное, а вам запрети­ли? Да не было этого: ни запрета, ни поиска! Просто не было у вас остроты и заинтересованности видения. Иначе как можно остаться равнодушным и не запечатлеть захватывающие пере­живания первоклашек и родителей и ещё множество мелких, но ярких и выразительных деталей! В учебнике вы найдёте примеры авторских отступлений и комментариев в очерке, примеры интер­вью и закадрового текста и т. д. А ещё смотрите фильмы Д. Верто­ва и М. Ромма, Г. Франка и П. Костомарова, их фильмы — самый главный учебник для зрителя.