Файл: Организация работы лечебных учреждений для взрослого населения. Типы лечебных учреждений. Особенности работы лечебных учреждений для взрослого населения (диспансеры, хосписы, санатории, дома престарелых, дома сестринского ухода).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 668
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под руководством Г. Ф. Ланга широко изучалась патология органов желудочно-кишечного тракта, легких, желез внутренней секреции.
За сравнительно короткий срок Георгий Федорович Ланг создал одну из самых плодотворных отечественных терапевтических школ.
МЯСНИКОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
Александр Леонидович [6(18).9.1899, Красный Холм, ныне Калининской области, - 19.11.1965, Москва], советский терапевт, академик АМН СССР (1948). В 1922 окончил медицинский факультет 1-го МГУ. В 1932-38 заведующий кафедрой терапии Новосибирского института усовершенствования врачей и одновременно (с 1934) заведующий кафедрой факультетской терапии Новосибирского медицинского института. В 1938-40 заведующий кафедрой факультетской терапии 3-го Ленинградского медицинского института. В 1940-48 начальник кафедры факультетской терапии Военно-морской медицинской академии в Ленинграде и одновременно (с 1942) главный терапевт Военно-морского флота. С 1948 директор института терапии АМН СССР (с 1966 - институт кардиологии АМН СССР имени М.) и одновременно (1948-65) заведующий кафедрой госпитальной терапии 1-го Московского медицинского института.
Основные работы посвящены вопросам сердечно-сосудистой патологии (гипертоническая болезнь, атеросклероз, коронарная недостаточность), болезням печени и жёлчных путей, инфекционным болезням (малярия, бруцеллёз). Создал школу терапевтов (Е. И. Чазов, И. К. Шхвацабая, З. С. Волынский, А. С. Логинов, В. С. Смоленский и др.).
НЕСТЕРОВ Анатолий Иннокентьевич (1895-1976) - терапевт, академик (1950) и вице-президент (1953—1957) АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1946), Герой Социалистического Труда (1965), председатель Всесоюзного научного общества терапевтов (с 1962), Всесоюзного ревматологического общества (с 1966), Почётный член 14 зарубежных научных обществ, лауреат Ленинской премии (1974).
Тареев Евгений Михайлович (1895-1986)
Советский терапевт, академик АМН СССР (1948), заслуженный деятель науки РСФСР (1948), Герой Социалистического Труда (1965).
Основные труды посвящены проблемам патологии печени, почек, коллагеновым болезням и др. важнейшим разделам внутренней медицины, а также лабораторного дела, истории медицины и т. д.
Е. М. Тареев на протяжении десятилетий изучал этиологию, патогенез, патоморфологию и патобиологию аутоиммунных заболеваний почек. В частности, им был детально изучен идиопатический (Брайтов) нефрит. Ряд работ посвящён вторичным нефропатиям: нефропатии беременных, подагре, ревматизме, шоке, ревматоидном артрите, периодической болезни, миеломной болезни, коллагенозах, геморрагическом васкулите и при длительном применении гемодиализа. Е. М. Тареевым разработаны методы функциональной диагностики патологии почек (проба Реберга-Тареева), физиологии и патологии мочеобразования, роли почек в поддержании гомеостаза. Особое место среди его работ занимают проблемы патологии печени. Е. М. Тареев (совместно с П. Г. Сергиевым) изучал этиологию, патогенез и клиническую картину сывороточного гепатита и впервые доказал возможность его передачи через кровь, путём введения в организм безбактериального фильтрата сыворотки, полученной от больного вирусным гепатитом, что явилось свидетельством вирусной этиологии данного заболевания и впервые в СССР описали клиническую картину сывороточного гепатита (болезнь Сергиева-Тареева). Е. М. Тареев изучал острый и хронический вирусный гепатит, вирусный цирроз печени с исходом цирроз-рак печени. Е. М. Тареевым была установлена роль вируса гепатита В в патогенезе внепеченочных поражений при хроническом гепатите высокой степени активности, в развитии узелкового периартериита, синдрома Шегрена, ревматоидного артрита. Е. М. Тареев первый в СССР подробно изучил алкогольные поражения печени (острый и хронический алкогольный гепатит, алкогольный цирроз печени и др.).
4. Возрастные периоды. Значение возрастных анатомо-физиологических особенностей организма при организации ухода за пациентами.
Возраст - длительность существования организма от рождения до настоящего момента.
1. Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет).
2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5—6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) рост утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14—15 годам появляются все постоянные зубы, кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов — пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных половых признаков, наступлению менструаций у девочек и появлению поллюций у мальчиков.
3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка — 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.
4. Взрослый возраст — от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.
5. Зрелый возраст — от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис — климактерический, особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.
6. Пожилой возраст — от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.
7. Старческий возраст — свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.
Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.
Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни, во многом отличается от организма взрослого человека. В течение всего детства существуют отличительные особенности в работе органов и систем, пропорций тела, характеристиках психомоторного развития. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильной организации ухода за детьми и приемов воспитания.
Нервно-психическоеразвитие ребенка. В течение первых 3-4 лет особенно быстро нарастает масса мозга, хотя в функциональном отношении деятельность нервной системы еще несовершенна. Вследствие этого движения новорожденного беспорядочны, некоординированны, нецеленаправленны. На базе безусловных рефлексов формируются условные рефлексы - критерий нормального развития мозга новорожденного. Кожа и слизистые оболочки ребенка очень нежны и легко ранимы. Кожа выполняет различные функции, одна из важнейших - защитная. Однако у ребенка она недостаточна, так как вследствие малой толщины и легкой слущиваемости рогового слоя на коже могут образовываться микродефекты типа ссадин, являющиеся входными воротами инфекции. Поэтому медицинский работник при работе с детьми должен строго соблюдать следующие правила: 1) ногти на руках должны быть коротко подстрижены, чтобы не повредить кожу ребенка; 2) руки должны быть тщательно вымыты. В целях профилактики инфекционных заболеваний после общения с одним ребенком нужно вновь вымыть руки и лишь затем можно заниматься другим малышом; 3) все украшения необходимо с себя снять. Гигиенический уход за кожей и слизистыми оболочками у детей чрезвычайно важен. Следует своевременно приучать ребенка с малых лет самостоятельно мыть руки, умываться, чистить зубы и т.д. Костно-мышечная система продолжает развиваться после рождения. Кости у детей раннего возраста мягкие, легко деформируются. На протяжении первых 5 лет жизни происходят постоянный рост и перестройка костной ткани. По строению длинные трубчатые кости начинают походить на кости взрослого человека лишь после того, как ребенок научится устойчиво ходить. Но даже у детей школьного возраста при использовании неправильно подобранной по высоте мебели (парты, стола, стула) легко возникают нарушения осанки в виде искривления позвоночника (например, школьный кифосколиоз). Поэтому важно правильно подбирать мебель для детей различных возрастных групп.Правильное развитие костной системы зависит от характера питания, времени пребывания на открытом воздухе, характера инсоляции. С первых месяцев жизни нужно тщательно выполнять правила ухода за детьми, чтобы избежать травм. Например, когда переворачивают ребенка, следует осторожно брать его за руку (за плечо) и бедро. Запрещается поворачивать ребенка, взяв его только за ногу. Когда ребенка ведут за руку, нельзя допускать быстрых и резких движений, чтобы не вывихнуть ему руку. Дыхательная система (органы дыхания) с момента рождения ребенка продолжает свое развитие. Дыхание у детей значительно чаще, чем у взрослых (табл. 4). Это объясняется большей потребностью детей в кислороде (вследствие недоразвития альвеол в ацинусах), что достигается не увеличением глубины дыхания, а его учащением. Имеет значение и горизонтальное расположение ребер.
Пищеварительная система (органы пищеварения) у новорожденного несовершенна. Сосание и глотание - врожденные безусловные рефлексы. Все элементы жевательного аппарата новорожденного приспособлены для процесса сосания груди: губы в виде «хобота», десневая мембрана, выраженные небные поперечные складки и жировые комочки в щеках (тельца Биша). с 6-7 лет происходит постепенная замена молочных зубов на постоянные в таком же порядке, как происходило прорезывание молочных зубов. После этого появляются вторые большие коренные зубы. Обычно к 12 годам все зубы у ребенка постоянные. Лишь третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в более позднем возрасте. Эндокринные железы (железы внутренней секреции) вырабатывают вещества (гормоны), под действием которых происходит рост и развитие организма ребенка. Соматотропный гормон регулирует рост тела или увеличение отдельных его частей. Недостаток этого гормона приводит к задержке, а избыточная продукция - к усилению роста. При сниженной функции гипофиза рост ребенка прекращается не сразу после рождения, а к концу первого года жизни.
Обмен веществ у детей имеет ряд особенностей, что требует постоянного внимания к построению режима питания и водного режима.
Известно, что рост ребенка связан с обеспечением организма полноценными белками. Около 1/5 прироста массы тела происходит за счет синтеза белка. Белки по сравнению с другими группами питательных веществ занимают важное место в пищевом рационе, поскольку не могут быть заменены ни жирами, ни углеводами. Поэтому ребенок должен постоянно получать белки с пищей. Оптимальным продуктом по составу аминокислот является молоко, которое должно быть включено в рацион питания ребенка на протяжении всего детства. Полноценные белки содержатся и в таких продуктах, как мясо, рыба и др.
5. Основные принципы практического здравоохранения для взрослого населения. Проблемы профилактической медицины.
Здравоохранение – совокупность государственных и общественных мер социально-экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.
Выделяют три основных компонента здравоохранения.
1. Лечебно-профилактическая помощь.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны
3. Укрепление здоровья населения
Основными принципами здравоохранения являются профилактика и соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья.