Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение богураевская средняя общеобразовательная школа Утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 465
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) разработка рабочего законодательства
2) уничтожение сословных барьеров
3) ликвидация института мировых посредников и мировых судей
4) назначение М.Т. Лорис-Меликова министром внутренних дел
А20. Какая организация возникла в 1876 г.?
1) Северное общество 2) «Земля и воля»
3) «Народная воля» 4) «Освобождение труда»
А21. Чье имя не связано с событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) И.В. Гурко 2)В.И. Истомина 3) М.Д. Скобелева 4) М.Т. Лорис-Меликова
В1. О правлении какого императора идет речь в документе?
поставил себе задачей ничего не переменять... а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник, Итак, консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика нового царствования,
В2. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГВБЕ. Учтите, что одно из понятий (имен) лишнее.
A. Декабристы Б. Западники B. «Охранители»
Г. Народники Д. Славянофилы
Либеральное направление общественной мысли в России начинает оформляться в 40-х гг. XIX в. Одни либералы считали, что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Представителей этого крыла называли (1) . Противоположных взглядов придерживались (2) Они исходили из мысли о единстве исторического развития человечества. Однако и те, и другие решительно выступали за отмену крепостного права. Это ставило их в оппозицию (3) , прославлявшим существующий строй. Отрицательное отношение к революции
отличало либералов от (4) , которые считали, что перейти к новому социалистическому строю можно только путем народной революции.
В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие | Определение |
1. Военные поселяне 2. Бобыли 3. Вольные хлебопашцы | А. Крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками Б. Крестьяне, совмещавшие военную службу с хозяйственной деятельностью В. Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне Г. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы |
С1. Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк XIX в. Б.Н. Чичерин писал:
Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления... Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами... следовал период аракчеевщины... Точно также и Крымская война была, в сущности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру.
О каких войнах, в которых Россия принимала участие, говорит автор в этом отрывке? Назовите даты этих войн. На примере одной из названных вами войн подтвердите фактами суждение историка, выделенное жирным шрифтом. Что автор высказывания понимает под новой эрой?
С2. Русский историк XIX в. С.М. Соловьев писал:
В то самое время... когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением Рос
сии, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот.
О какой войне идет речь? Когда она велась? Приведите факты, подтверждающие, что Россия оказалась «в тяжком положении». Какой «спасительный переворот» произошел в истории России после этой войны?
С3. Объясните слова автора документа.
Если бы знаменитое «хождение в народ» русских социалистов 1874-1875 гг. совершалось при условиях западноевропейских, т. е. осталось безнаказанным, или было даже судимо и наказано, но по европейским законам, то значительная часть людей, которые погибли в России или перешли к террористическим теориям и действиям, сами собою обратились бы в «постепеновцев».
С4. Прочитайте слова Г. В. Плеханова.
Деятельность в крестьянстве отнюдь не была невозможна; революционеры справились бы с полицейскими препятствиями, если бы их настроение продолжало толкать их в деревню... Однако настроение это изменилось... Произошло это потому, что деятельность в народе не оправдала их радужных, можно сказать почти ребяческих, надежд... Хождение в народ перестало видеться им важнейшим и скорейшим средством повалить существующий порядок. Разочарованные революционеры становились террористами и с гордостью указывали на мнимую практическую плодотворность террора.
Когда произошел перелом во взглядах революционеров, о котором пишет автор? В чем причина смены идейных установок?
Вариант 2
А1. В чье правление был принят цитируемый указ?
Крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
1) Николая I 2) Александра I 3) Александра II 4) Александра III
А2. Создание министерств и Государственного совета свидетельствовало о стремлении Александра I:
1) создать в России полицейское государство
2) следовать политическому курсу Павла I
3) осуществить переход от абсолютной монархии к конституционной
4) усовершенствовать государственный аппарат
A3. Какая территория отошла к России по условиям русско-турецкого мирного договора 1812г.?
1) часть Балканского полуострова 2) Восточная Грузия
3) Бессарабия 4) территория в устье Дуная
А4. Бородинское сражение:
1) завершило разгром наполеоновских войск на территории России
2) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям
3) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге
4) надломило дух французской армии
А5. Почему Александр I отказался от политики реформ?
1) готовился к Крымской войне
2) испугался интервенции стран-участниц Священного союза
3) встретил противодействие реформам со стороны дворянства
4) узнал о деятельности тайных обществ декабристов
А6. Что относилось к мероприятиям Александра I, проводимым после Отечественной войны?
1) амнистия политических заключенных, пострадавших при Павле I
2) создание военных поселений
3) проведение реформы управления государственными крестьянами
4) предоставление автономии университетам
А7. В «Русской правде» Пестеля:
1) Россия объявлялась республикой
2) Россия объявлялась конституционной монархией
3) сохранялось сословное деление общества
4) земля оставалась собственностью помещика, а крестьяне получали небольшой приусадебный участок
А8. О каких событиях идет речь в отрывке из документа?
Идучи Невским проспектом, я не заметил ничего необыкновенного... Но, подходя к арке Главного штаба, я увидел множество народа и едва мог пробраться до того места, где Государь осматривал лейб-гвардии Преображенский полк... и как теперь помню, что лицо Императора, как полотно, было бледно...
Устроив войско, Государь сел на лошадь и... тихо поехал на площадь Адмиралтейскую. Посреди сей площади... он остановился и, обратясь к народу, сказал:
- Ну, братцы! Я на все готов: кто прав перед Богом и совестью, тому нечего бояться.
Не зная ничего, я совершенно не понимал слов
императора и... стоял в самом неприятном ожидании развязки. Недолго я находился в недоумении: раздался залп из нескольких ружей в стороне Сената, и вся площадь взволновалась; слово «бунт» с громким шепотом было повторяемо в народе...
1)11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 19 февраля 1861 г. 4) 1 марта 1881г.
А9. Приведенные в таблице данные о социальном составе населения в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что Россия была страной:
Общая численность производящего класса жителей 18 956 000
Из них лиц мужского пола:
купцы 119 000
мещане 750 000
вольные люди 137 000
крестьяне 17 950 000
1) федеративной 2) демократической 3) аграрной 4) индустриальной
А10. Приведенная схема органов власти России в первой половине XIX в. свидетельствует о том, что Россия была:
Император | ||||||||||||
| | | | | | | | |||||
Комитет министров | Сенат | Собственная Е. И. В. канцелярия | ||||||||||
| | | | | | | | |||||
Государственный совет | Синод | Министерства |