Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение богураевская средняя общеобразовательная школа Утверждаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) разработка рабочего законодательства

2) уничтожение сословных барьеров

3) ликвидация института мировых посредников и ми­ровых судей

4) назначение М.Т. Лорис-Меликова министром внут­ренних дел

А20. Какая организация возникла в 1876 г.?

1) Северное общество 2) «Земля и воля»

3) «Народная воля» 4) «Освобождение труда»

А21. Чье имя не связано с событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) И.В. Гурко 2)В.И. Истомина 3) М.Д. Скобелева 4) М.Т. Лорис-Меликова

В1. О правлении какого императора идет речь в доку­менте?

поставил себе задачей ничего не пере­менять... а только поддерживать существующий по­рядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятель­ности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, кото­рые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник, Итак, консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика ново­го царствования,

В2. Расставьте предложенные ниже слова в местах про­пусков. Ответом должно быть сочетание соответству­ющих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГВБЕ. Учтите, что одно из понятий (имен) лишнее.

A. Декабристы Б. Западники B. «Охранители»
Г. Народники Д. Славянофилы

Либеральное направление общественной мыс­ли в России начинает оформляться в 40-х гг. XIX в. Одни либералы считали, что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Представителей этого крыла называли (1) . Противоположных взглядов придерживались (2) Они исходили из мысли о единстве исторического развития человечества. Однако и те, и другие решительно выступали за отмену крепостного права. Это ставило их в оппозицию (3) , прославлявшим существу­ющий строй. Отрицательное отношение к революции
отличало либералов от (4) , которые считали, что перейти к новому социалистическому строю мож­но только путем народной революции.

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Понятие

Определение

1. Военные

поселяне

2. Бобыли

3. Вольные

хлебопашцы

А. Крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками

Б. Крестьяне, совмещавшие военную службу с хозяйственной деятельностью

В. Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне

Г. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы

С1. Анализируя последствия войн для победителей и по­бежденных, историк XIX в. Б.Н. Чичерин писал:

Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом по­бежденным, если только в них есть достаточ­но силы, чтобы воспользоваться своим пора­жением для внутреннего обновления... Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла! Победы Наполеона были благом для побежденных, но Фран­цию они привели к деспотизму и разорению. У нас за великими войнами... следовал период аракчеев­щины... Точно также и Крымская война была, в сущ­ности, полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру.

О каких войнах, в которых Россия принимала уча­стие, говорит автор в этом отрывке? Назовите даты этих войн. На примере одной из названных вами войн под­твердите фактами суждение историка, выделенное жир­ным шрифтом. Что автор высказывания понимает под новой эрой?

С2. Русский историк XIX в. С.М. Соловьев писал:

В то самое время... когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением Рос­

сии, с другой - мы были убеждены, что только бед­ствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот.

О какой войне идет речь? Когда она велась? При­ведите факты, подтверждающие, что Россия оказалась «в тяжком положении». Какой «спасительный перево­рот» произошел в истории России после этой войны?

С3. Объясните слова автора документа.

Если бы знаменитое «хождение в народ» русских социалистов 1874-1875 гг. совершалось при усло­виях западноевропейских, т. е. осталось безнака­занным, или было даже судимо и наказано, но по европейским законам, то значительная часть людей, которые погибли в России или перешли к террори­стическим теориям и действиям, сами собою обра­тились бы в «постепеновцев».

С4. Прочитайте слова Г. В. Плеханова.

Деятельность в крестьянстве отнюдь не была невозможна; революционеры справились бы с по­лицейскими препятствиями, если бы их настроение продолжало толкать их в деревню... Однако настрое­ние это изменилось... Произошло это потому, что деятельность в народе не оправдала их радужных, можно сказать почти ребяческих, надежд... Хож­дение в народ перестало видеться им важнейшим и скорейшим средством повалить существующий по­рядок. Разочарованные революционеры становились террористами и с гордостью указывали на мнимую практическую плодотворность террора.

Когда произошел перелом во взглядах революцио­неров, о котором пишет автор? В чем причина смены идейных установок?

Вариант 2

А1. В чье правление был принят цитируемый указ?

Крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на соб­ственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебо­пашцев.

1) Николая I 2) Александра I 3) Александра II 4) Александра III

А2. Создание министерств и Государственного совета свидетельствовало о стремлении Александра I:


1) создать в России полицейское государство

2) следовать политическому курсу Павла I

3) осуществить переход от абсолютной монархии к конституционной

4) усовершенствовать государственный аппарат

A3. Какая территория отошла к России по условиям русско-турецкого мирного договора 1812г.?

1) часть Балканского полуострова 2) Восточная Грузия

3) Бессарабия 4) территория в устье Дуная

А4. Бородинское сражение:

1) завершило разгром наполеоновских войск на тер­ритории России

2) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям

3) заставило Наполеона отступать по старой Смолен­ской дороге

4) надломило дух французской армии

А5. Почему Александр I отказался от политики реформ?

1) готовился к Крымской войне

2) испугался интервенции стран-участниц Священ­ного союза

3) встретил противодействие реформам со стороны дворянства

4) узнал о деятельности тайных обществ декабристов

А6. Что относилось к мероприятиям Александра I, про­водимым после Отечественной войны?

1) амнистия политических заключенных, пострадав­ших при Павле I

2) создание военных поселений

3) проведение реформы управления государствен­ными крестьянами

4) предоставление автономии университетам

А7. В «Русской правде» Пестеля:

1) Россия объявлялась республикой

2) Россия объявлялась конституционной монархией

3) сохранялось сословное деление общества

4) земля оставалась собственностью помещика, а кре­стьяне получали небольшой приусадебный участок

А8. О каких событиях идет речь в отрывке из документа?

Идучи Невским проспектом, я не заметил ничего необыкновенного... Но, подходя к арке Главного шта­ба, я увидел множество народа и едва мог пробрать­ся до того места, где Государь осматривал лейб-гвардии Преображенский полк... и как теперь помню, что лицо Императора, как полотно, было бледно...

Устроив войско, Государь сел на лошадь и... тихо поехал на площадь Адмиралтейскую. Посреди сей пло­щади... он остановился и, обратясь к народу, сказал:

- Ну, братцы! Я на все готов: кто прав перед Богом и совестью, тому нечего бояться.

Не зная ничего, я совершенно не понимал слов
императора и... стоял в самом неприятном ожидании развязки. Недолго я находился в недоумении: раз­дался залп из нескольких ружей в стороне Сената, и вся площадь взволновалась; слово «бунт» с гром­ким шепотом было повторяемо в народе...

1)11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 19 февраля 1861 г. 4) 1 марта 1881г.

А9. Приведенные в таблице данные о социальном соста­ве населения в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что Россия была страной:

Общая численность производя­щего класса жителей 18 956 000

Из них лиц мужского пола:

купцы 119 000

мещане 750 000

вольные люди 137 000

крестьяне 17 950 000

1) федеративной 2) демократической 3) аграрной 4) индустриальной

А10. Приведенная схема органов власти России в первой половине XIX в. свидетельствует о том, что Россия была:

Император




















Комитет министров



Сенат



Собственная Е. И. В. канцелярия
























Государствен­ный совет


Синод


Министерства