Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
степень механизации труда
грузонапряженность (причала и склада)
производительность труда
себестоимость перегрузочных работ
Количественные показатели
Грузооборот – количество груза, прошедшее через причалы порта и перегруженное на рейде за определенный промежуток времени.
Грузооборот бывает:
-
экономический (измеряется в тоннах) – количество груза, прошедшее через порт как географическую точку, т.е. независимо от того, чьими силами производились перегрузочные работы -
перевалочный (илигрузопереработка; измеряется в тоннах или тонно-операциях) – количество груза, перегруженное за определенный промежуток времени силами (рабочими) и средствам (техникой) порта, а также привлеченной рабочей силой и арендованными механизмами
Экономический грузооборот учитывается в форме статистической отчетности М-27ЭИТ по структуре, номенклатуре и странам-корреспондентам на основании перевозочных документов.
В зависимости от направления перевозки выделяют:
-
грузооборот по прибытию -
грузооборот по отправлению
В зависимости от вида плавания выделяют:
-
экспортный грузооборот -
импортный грузооборот -
транзитный грузооборот -
каботажный грузооборот
Также классифицируется по номенклатуре и по странам-корреспондентам.
Перевалочный грузооборот может учитываться по наряд-заданиям портовых рабочих. Для учета тонно-операций составляются соответствующие вариантные таблицы. Форма статистической отчетности – 25-вод.
Используется также ведомственная отчетность – 23-М, где учитывается также и перевалка нефти.
Физическая тонна учитывается один раз при погрузке 1 т груза на судно или при выгрузке; при работе по варианту «судно-судно» учитывается не два раза, а один.
Тонно-операция учитывается при перегрузке 1 т груза по какому-либо одному из основных вариантов перегрузки грузов в порту.
Судооборот – количество судов, обрабатываемых в порту в течение определенного периода времени.
Пассажирооборот – суммарное количество пассажиров, прибывших и отправленных на судах в течение определенного периода времени.
37. Техническое оснащение морского порта. Формы причалов в морском порту.
Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда; морские порты; СРЗ; морские пути; прочие устройства и оборудование.
Основу морского транспорта составляет флот. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда морского промысла (рыболовные), суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества.
По эксплуатационному назначению суда делятся на:
- транспортные суда - для перевозки грузов и пассажиров;
- служебно-вспомогательные - буксиры, ледоколы, пожарные;
- суда технического флота – дноуглубительные, краны и т.д.
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда: пассажирские, судовые; грузопассажирские.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
-
возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота; -
небольшие первоначальные вложения в транспортные пути; -
меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже; -
нет габаритных ограничений; -
неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов); -
незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию; -
более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном; -
производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном; -
высокий уровень механизации перегрузочных работ; -
в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
Относительные недостатки морского транспорта:
-
сравнительно невысокая скорость доставки; -
нерегулярность сообщения; -
некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути - с февраля-марта по октябрь-ноябрь); -
необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; -
ограниченное применение в прямом сообщении; -
невысокая эффективность в малом каботаже; -
возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Основными параметрами судна являются ширина, длина, высота.
Формы причалов
Рассматривая планы портов, можно установить три основные формы образования причального фронта: открытую (иногда ее называют фронтальной), в виде бассейнов, и форму гребенчатых причалов, называемых пирсами. Выбор той или иной формы зависит в первую очередь от естественных условий, площади территории, а также от условий подхода железнодорожных путей. Открытый причальный фронт является наиболее распространенной формой, особенно в речных портах. бщий недостаток всех видов открытого причального фронта -- чрезмерная растянутость всех коммуникаций. При сосредоточении всех районов порта в одну линию затрудняется его районирование. К положительным качествам следует отнести свободу маневрирования судов при подходе их к причалам и обычно малую заносимость акватории.
В водохранилищных и морских портах в тех случаях, когда акваторию приходится защищать от волнения, открытый причальный фронт, занимающий значительную длину береговой черты, оказывается неприемлемым и приходится переходить к бассейновой или пирсовой форме.
Бассейновая форма причального фронта применяется в виде отдельных бассейнов, в которых сосредоточены все грузовые причалы -- при сравнительно малом грузообороте, или в виде группы бассейнов со специализацией (районированием) отдельных бассейнов для определенного вида груза -- при значительном грузообороте. Первоначально бассейновая форма развивалась при строительстве устьевых портов, расположенных на побережьях ливных морей, когда отдельные бассейны или целые их группы отделяли от моря шлюзами и в них удерживали высокие приливные уровни. Это значительно уменьшало объемы дноуглубительных работ и высоту причальных сооружений, что удешевляло строительство причалов по сравнению с открытым причальным фронтом. Преимущества бассейновой формы -- компактность всего порта и удобство связей с городом и промышленностью -- послужили причиной широкого их распространения при строительстве крупных внерусловых портов в Западной Европе (Роттердам, Гамбург, Франкфурт-на-Майне и многие другие). Площадь открытых (не шлюзованных) бассейнов колеблется в значительных пределах от нескольких до 100 и даже 200 га. Особенно часто бассейны применяются для устройства изолированных нефтяных гаваней со специальными боновыми плавучими затворами на случай пожара.
Пирсовая форма характерна для морских и водохранилищных портов при крутом падении берега и сравнительно узкой береговой полосе для территории порта. Пирсы
образуются в виде искусственных сооружений, вынесенных в акваторию порта. Различают широкие и узкие пирсы.
На широких пирсах размещаются перегрузочные машины, склады, железнодорожные оперативные (прикордонные и тыловые) пути, а также автомобильные дороги. При использовании пирсов с обеих сторон их ширина доходит до 200--300 м и по своему оборудованию они не отличаются от хорошо оборудованных причалов открытого причального фронта. В целях удобства подвода железнодорожных путей на пирсы, особенно при желании использовать примыкающий участок берега для устройства причалов, пирсы располагают под углом к береговой линии.
Основным преимуществом пирсовой формы расположения причалов является ее компактность, что имеет решающее значение для устройства портов на защищаемых акваториях в морских и водохранилищных условиях. К недостаткам пирсов следует отнести трудности в использовании торцовых участков. Иногда эти участки используются как причалы для пассажирских судов, но обычно служат местом швартовки вспомогательного флота или же остаются свободными. Ограниченность ширины не позволяет при необходимости развивать склады -- приходится их переносить на берег, что приводит к значительным пробегам внутрипортового транспорта. Тем не менее, из-за указанного выше преимущества пирсовой системы она является основной в практике морского портостроения.
38. Технологический процесс работы порта. Варианты выполнения грузовых работ в порту.
Технологический процесс работы портов включает следующие операции и приемы: 1) прием грузов к перевозке – подготовка порта, его отдельных территорий, причалов, складов к приему грузов, прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции, оформление документов, размещение и хранение грузов в порту; 2) подготовка порта к приему судов – подготовка причалов и всех средств порта, включая портовые буксиры, для приема судов определенных типов и размеров, о прибытии которых порт получает извещение заблаговременно; подготовка необходимых средств к погрузке, составление грузовых планов; 3) погрузка судов – доставка грузов к причалу, погрузка и штивка грузов в трюмах, оформление грузовых документов; 4) подготовка порта к отходу судна – оформление грузовых документов, подготовка необходимых средств, включая буксиры, осмотр судна и оформление его отхода.
При обеспечении выгрузки грузов с судов основные рабочие процессы: подготовка к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов и сдача их получателю. Они включают операции аналогичные тем, что и при приеме грузов от отправителей для последующей погрузки на суда.
При погрузке/выгрузке судов большую роль в отношении скорости обработки судна, сохранности грузов и безопасности грузовых операций играет применяемая технология перегрузочных работ.
Технология погрузочно-разгрузочных работ определяет продолжительность стоянки судна в порту и затраты на перевалку груза, и поэтому оказывает существенное влияние на эффективность транспортного процесса в целом. В портах обычно технологический процесс перегрузки разрабатывается для отдельных грузов с учетом специфики груза и существующей материальной базы порта, подготовленности персонала и имеющегося опыта.
Технологический процесс перегрузки представляет собой совокупность ряда операций и определяет:
· характер и последовательность действий, совершаемых с грузом;
· типы и количество применяемых машин, приспособлений и грузозахватных устройств;
· количество портовых рабочих, их расстановку и приемы работ при выполнении различных операций.