Файл: Современные образовательные технологии в обучении ия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные образовательные технологии в обучении ИЯ
1.Продуктивне образовательные технологии на уроке и самостоятельной работе
А) Продуктивные технологии обучения — это творческие, конструктивно-созидательные технологии, обеспечивающие учащимся усвоение иностранного языка в процессе их включения в социально-культурный контекст жизнедеятельности.
С точки зрения ведущего вида учебной деятельности и условий обучения иностранным языкам можно выделить два основных типа технологий:
-
? интерактивные; -
? проективно-исследовательские.
Интерактивные технологии моделируют контекст устного речевого общения и предназначены для организации устного речевого взаимодействия учащихся в учебных условиях. Они обеспечивают устную речевую практику, развитие и опыт использования коммуникативных умений диалогической и монологической речи, умений аудирования и адекватной реакции в процессе общения, стратегий социального взаимодействия, культуры межличностного общения, овладение социолингвистическими и социокультурными особенностями межличностного общения.
Проективно-исследовательские технологии предполагают создание учащимся определенного личностно значимого образовательного продукта и предназначены для использования на уроке и во внеурочное время. Они обеспечивают консолидацию полученных знаний и умений, а также практику в их использовании, взаимосвязанное развитие всех видов речевого общения и их применение в реальной ситуации, взаимодействие в команде в процессе выполнения проектного, исследовательского задания, развитие рефлексивных умений в области иноязычной коммуникативной деятельности и способов учебной деятельности.
Интерактивные технологии подразделяются на имитативные, сценарные (имитативное моделирование — термин Н.И. Гез), предлагающие воображаемый контекст (сценарий) речевого общения, моделирующие аутентичный (или близкий к аутентичному) контекст речевого общения, и игровые. Остановимся на этих технологиях подробнее.
К имитативным (сценарным) технологиям (табл. 7.2) относятся: создание воображаемой речевой ситуации (simulation); драма; ролевая игра (action role play). Следует отметить, что трудно провести строгую различительную грань между этими технологиями, особенно между драмой и ролевой игрой. Поэтому нередко в методической литературе можно встретить использование этих терминов как дополняющих друг друга. По сути, все эти технологии предполагают создание воображаемой ситуации, в которой учащиеся действуют «по сценарию» в предлагаемых обстоятельствах, выполняя определенную воображаемую роль. Различие состоит в степени заданности и свободы выбора поведения и импровизации, самостоятельности участников в определении собственной или заданной позиции по отношению к ситуации, в создании условий выполнения роли участника взаимодействия, развернутости описания сценария речевой ситуации, актуализации игровой составляющей и драматизации контекста общения (Н.И. Гез, М. Fleming, A. Maley, К. Jones, С. Livinstone).
Моделирующие интерактивные технологии в силу своего комплексного, интегративного характера используются на этапе речевой практики. В процессе их реализации ключевое значение имеют выбор тематики, актуальность проблемы для обучающихся (с учетом их индивидуально-возрастных особенностей, мотивации, интересов), наличие конфликтных, интригующих, противоречивых и других элементов, обеспечивающих проблемный характер предлагаемой речевой ситуации и соответствующий уровень мотивации. В содержании интерактивных технологий важным является также социокультурный элемент — культура общения, умение слушать собеседника, умение выражать или сдерживать эмоции, стратегии взаимодействия, присущие той или иной национальной культуре (установление контакта, начало и окончание разговора, выражение категоричности, умение перебить, держать паузу и др.).
Б) Технология обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов. Рассмотрим наиболее интересные варианты этой технологии.
Student Team Learning или обучение в команде.
Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве так или иначе используют идеологию этого варианта.
Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Обучение в команде сводится к трем основным принципам:
-
«награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; -
индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы; -
равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый, участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).
«Пила» и «Пила-2»
Другой вариант технологии обучения в сотрудничестве был разработан профессором Э. Аронсоном и его учениками в Техасском университете и Калифорнийском университете в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой вариант именуется сокращенно «пила».
-
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). -
Каждый член группы находит материал по своей части. -
Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется “встречей экспертов”. -
Далее они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. -
Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). -
Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команде в целом. -
Учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. -
Вопросы задает не только учитель, но и члены других групп.
Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и узнать всю информацию - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы все добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
«Учимся вместе»
Вариант технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» learning together был разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Согласно ему,
-
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. -
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. -
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. -
По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. -
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.
Основные принципы обучения в сотрудничестве – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь.
По мнению разработчиков этого варианта, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
В) Современные педагогические технологии и обучение в сотрудничестве в том числе, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт технология сотрудничества. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.
Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.
Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
-
Формируются группы учащихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики. -
группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; -
оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). -
учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотелприобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.
Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи.Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.
Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания:
грамматического характера,
-задания на проверку домашнего задания,
- работу над текстом для чтения,
-совместную работу по проекту,
-по отработке орфографических навыков,
-работу над лексикой.
1 задание
Чтение с извлечением основной информации из текста, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения.