Файл: Современные образовательные технологии в обучении ия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель: Обучение чтению с извлечением основной информации.

2 задание

Учащиеся получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова.

Цель: Обучение учащихся монологической речи по теме.

3 задание

На следующем этапе работы учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, пытаются в группах пересказать текст.

Ребята играют в игру «Учитель – ученик» (взаимопроверка, выставление оценок).

4 задание

Мы обучаемся диалогической речи по теме, работая снова в парах и группах:

На первом этапе ребята составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, при наличии ошибок, исправляет их the leader of the group, потом отвечают на эти вопросы.

Цель: Обучение учащихся диалогической речи по теме. Работа в парах, группах.

5 задание

В конце ребята представляют, что они находятся на научной конференции. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп. Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы.
2. Проектная технология

А) Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются.

Технология проектного обучения возникла в 20-е годы XX века в США и была связана с гуманистическим течением в образовании, которое уделяло повышенное внимание личности и индивидуальности человека. Считалось, что обучение должно быть связано с темами, которые интересуют каждого ученика по отдельности или в группе. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, находит методы решения задач и так осваивает навыки и компетенции, новые способы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, теоретические знания соединяются с эмпирическими. Важно, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно важные и необходимые.

В современном мире технология проектного обучения заключается в тезисе «Все, что я познаю, — я знаю, для чего это мне надо, а также где и как я могу эти знания применить».

Основные принципы метода проектного обучения — диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.


  • Диалогичность предполагает вступление учащегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так раскрываются особенности личности.

  • Проблемность знаменует начало энергичной мыслительной работы, связанной с необходимостью решения заданной ситуации.

  • Интегративность определяется наилучшим соединением давно сформировавшихся систем усвоения знаний и правил обучения.

  • Контекстность подразумевает разработку проектов, близких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.

Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.

Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:

  • Создавать мотивацию к обучению;

  • Привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;

  • Совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;

  • Повышать самооценку детей;

  • Развивать системное, критическое и аналитическое мышление;

  • Учить использовать полученные знания для решения, в т.ч. практических жизненных задач.

Эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.

Обязательное условие создания проекта — существование четких представлений о конечном итоге деятельности, об этапах работы над проектом и способах его реализации.

Б)
В) Структура образовательного процесса

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.

1 этап. Подготовка

Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.


Затем учитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.

Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.

Групповые проекты помогают сформировать личностные универсальные учебные действия (УУД). Подробнее о видах УУД и о том, как они организуют учебную деятельность в рамках ФГОС, мы рассказывали в отдельной статье.

Учитель ищет подходящую литературу и другие источники информации, ставит вопросы, требующие ответа. По желанию ученики принимают в этом участие.

Учитель или учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.

2 этап. Разработка проекта

Ученики активно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

3 этап. Оформление итогов

Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, макет, презентация и пр.

4 этап. Презентация

Демонстрация итогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классов или школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.

5 этап. Рефлексия

Учитель и ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.
Важную роль играет определение параметров оценки. Как правило, критерии оговариваются перед началом работы над проектом, понятны участникам и не превышают 10 пунктов.

Педагоги отмечают, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и какова социальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умение ученика ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

Чтобы проектное обучение приносило пользу и отвечало поставленным задачам, необходима правильная подготовка как учителей, так и учеников. Это должен быть целостный системный подход.

Педагог перестает быть просто источником знаний, а становится организатором и координатором исследовательской работы. Он поддерживает учеников на каждом этапе работы над проектом, создает творческую среду, стимулирует постоянное личностное развитие.


Приоритетное условие успеха — мотивированность учащихся, их заинтересованность и понимание важности подобной работы.
Г) Проекты делятся на виды по шести разным основаниям:

1. По содержанию:

  • Монопредметные — на базе одного предмета.

  • Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.

  • Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.

2. По основному методу:

  • Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.

  • Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.

  • Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.

3. По характеру координирования проекта:

  • С явной координацией — учитель активно включается в работу.

  • Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.

  • По включенности проектов в учебные планы:

  • Текущие — затрагивают учебное время.

  • Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.

4. По продолжительности выполнения:

  • Мини-проекты — занимают один-два урока.

  • Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.

  • Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.

5. По количеству участников:

  • Индивидуальные — работает один ребенок.

  • Групповые — вовлечены несколько учеников.

  • Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.


3. Европейский языковый портфель

А) Европейский языковый портфель – важная часть европейской образовательной политики. Этот личный документ позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Он дает возможность проинформировать о языковой компетенции человека в терминах, принятых Советом Европы и понятных на всем европейском пространстве.


В настоящее время в практике преподавания иностранных языков все большее распространение получает новое учебное средство – «Языковой портфель или портфолио».

Европейский языковой портфель (ЕЯП) был разработан Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах. Он был пропилотирован в Европе во время проведения Общеевропейского года языков как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности.

В основе Европейского Языкового Портфеля лежит документ «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» (Common European Framework of Reference), который был принят Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Цель документа – описать уровни владения иностранным языком в соответствии с существующими международными стандартами.

В настоящее время в практике преподавания иностранных языков все большее распространение получает новое учебное средство – «Языковой портфель или портфолио».

Европейский языковой портфель призван способствовать формированию единого образовательного пространства в области овладения современными языками Европы, сохранению языкового и культурного многообразия, усилению роли учащегося в учебном процессе, повышению его мотивации, автономности, развитию умений самооценки, формированию рефлексивных умений в процессе изучения/обучения иностранному языку. ЕЯП представляет собой документ, в котором может быть зафиксирован самый разнообразный опыт изучения языка и межкультурного общения.

Европейский языковой портфель определяет цели и задачи обучения, помогает выбрать методику обучения, регламентирует и стандартизирует шкалу уровней владения иностранным языком, нормирует соотношение субъективной самооценки учащегося и объективной оценки его уровня владения иностранным языком.

Европейский языковой портфель для России разработан в рамках проекта Совета Европы по швейцарской модели «Языкового портфеля» на основе «Общеевропейских компетенций» специалистами Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) под руководством доктора педагогических наук, профессора И.И. Халеевой.

ЕЯП для России адресован всем учащимся, которые изучают неродные языки: иностранные языки (например, английский, немецкий, французский, др.); русский (неродной) язык, но государственный (например, в учебных заведениях с этническим компонентом содержания образования); неродной (нерусский) язык (например, татарский язык в русских школах Татарстана и др.).