Файл: Проектирование машиностроительных цехов и заводов. Основные стадии проектирования промышленного предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Проектирование машиностроительных цехов и заводов.

Основные стадии проектирования промышленного предприятия.

Проектирование механических цехов.

Классификация механических цехов.

Основные этапы разработки проекта механического цеха.

Планировка оборудования и рабочих мест в цехе. Определение размера площади цеха. Планировка оборудования. Состав производственных отделений и участков механических цехов определяется характером изготовляемых изделий, тех. процессом, объемом и организацией производства.В поточно-массовом производстве, например в автотракторном, цех называется по наименованию выпускаемого узла или агрегата. Например, цех двигателей имеет участки: «Блок цилиндров», «Коленчатые и кулачковые валы», «Шатуны» и т.п. Участок разбивается на станочные линии по наименованию деталей, например участок «Блок цилиндров» имеет линии «Блок», «Направляющие втулки клапана», «Крышки коренных подшипников» и т.д.В серийном производстве механический цех разбивается на участки (или пролеты) по размерам деталей (участок крупных деталей, участок мелких деталей, участок средних деталей) или по характеру и типу деталей (участок валов, участок зубчатых колес и т.д.)Пролетом называется часть здания, ограниченная в продольном направлении двумя параллельными рядами колонн. Металлорежущие станки участков и линий механического цеха располагают в цехе одним из двух способов: по типам оборудования; в порядке технологических операций. По типам оборудования – этот способ характерен для единичного, мелкосерийного и отдельных деталей серийного производства. Создаются участки станков: токарных, фрезерных, шлифовальных. Последовательность расположения подобных участков однородных станков на площади цеха определяется последовательностью обработки большинства типовых деталей.Так по ходу технологического процесса обработки деталей типа шкив, муфта, фланцы, диски, зубчатые колеса, втулки и т.д. располагаются участки станков в следующей последовательности: Токарные станки Фрезерные Строгальные Радиально и вертикально-сверлильные Шлифовальные (круглошлифовальные). При обработке плоскостных деталей (плита, рама, станина и т.п.) последовательность расположения оборудования будет следующая: Разметочные плиты, Продольно-строгальные, Продольно-фрезерные, Расточные, Сверлильные, Плоскошлифовальные. При размещении станков необходимо стремиться к достижению прямоточности производства и к наилучшему использованию подкрановых площадей. Мелкие станки располагают на площадях, не обслуживаемых кранами.По порядку технологических операций – этот способ характерен для цехов серийного и массового производства. Станки располагаются в соответствии с технологическими операциями для обработки одноименных или нескольких разноименных деталей, имеющих схожий порядок операций. В мелкосерийном и среднесерийном производстве каждая группа станков выполняет обрпботку нескольких деталей, имеющих аналогичный порядок операций, т.к. загрузить полностью все станки линии одной деталью не всегда возможно.Необходимо предусматривать кратчайшие пути движения каждой детали, не допускать обратных, кольцевых или петлеобразных движений, создающих встречные потоки или затрудняющих транспортирование.Основные принципы при размещении станков: Участки, занятые станками, должны быть по возможности наиболее короткими. В машиностроении длина участка составляет 40 – 80 м. Станки вдоль участка могут располагаться в 2, 3 и более рядов. При расположении станков в 2 ряда между ними оставляется проход (проезд) для транспорта. При трехрядном расположении станков может быть два или один проход. В последнем случае продольный проход образуется между одинарныи и сдвоенным рядами станков. Для подхода к станкам сдвоенного ряда (станки расположены друг к другу тыльными сторонами), расположенным у колонн, между станками оставляют поперечные проходы. При 4-х рядном расположении устраивают 2 прохода: у колонн станки располагают в один ряд, а сдвоенный ряд – посередине (см. рис. 3). Станки могут располагаться по отношению к проезду вдоль поперек и под углом (рис. 4). При поперечном расположении станков затрудняется их обслуживание, т.к. нужно предусматривать поперечные проезды. Загрузочная сторона прутковых станков должна быть обращена к проезду, у остальных же станков сторона с приводом обращена к стене или колоннам. Для лучшего использования площади револьверные станки, автоматы, протяжные, расточные, продольно-фрезерные и продольно-шлифовальные располагают под углом. В поточных линиях станки также могут устанавливаться в один или в два ряда. В последнем случае деталь в процессе обработки переходит с одного ряда на другой. В поточных линиях с применением рольгангов или других конвейеров станки могут устанавливаться относительно них параллельно, перпендикулярно, а также могут быть встроены в линию. Расстояние между станками, а также между станками и элементами зданий для различных вариантов расположения оборудования, а также ширина проездов в зависимости от различных видов транспорта регламентирована нормами технологического проектирования. Табл. 8Нормы расстояний между станками и от станков до стен и колонн.

Технико-экономические показатели проекта механического цеха

Проектирование сборочных цехов.

Проектирование внутризаводского транспорта.

Транспортная система на предприятии.

Основные виды подъемно-транспортного оборудования.

Расчет потребного количества подъемно-транспортного оборудования.

Проектирование производственных зданий.

Список литературы.


К числу факторов, определяющих основные направления при проектировании современных промышленных зданий является минимум экономических затрат на строительство и минимальные сроки строительства при удовлетворении требований технологического процесса, бытовых и эстетических потребностей работающих. В соответствии с этими факторами определились следующие направления в проектировании зданий:

  1. Применение зданий, как правило, простейшей прямоугольной формы, преимущественно одноэтажных и без перепадов высот.

  2. Строительство цехов и любых других помещений в одном здании. (Это сокращает объем строительных работ, сокращает протяженность инженерных путей, дорог, территории предприятия).

  3. Максимальное использование унифицированных типовых секций (УТС), т.е. объемных частей зданий.

  4. Применение укрупненной сетки колонн, позволяющей:

  • повысить коэффициент использования площади цеха за счет сокращения «мертвых зон» вдоль ряда колонн (5 – 10%);

  • уменьшить число сборных элементов здания;

  • создать лучшие удобства при перепланировке цехов в случае их модернизации;

  1. Учет требований НОТ и технической эстетики при проектировании зданий с целью создания наиболее благоприятных условий для работы и улучшения и бытового обслуживания работающих.

Одноэтажные здания.


Широко применяют для предприятий машиностроения. Основные структурные части – пролеты. Основные строительные параметры здания:

  • ширина пролета L – расстояние между продольными разбивочными осями;

  • шаг колонн t – расстояние между поперечными разбивочными осями;

  • высота здания h – расстояние от пола до конца несущих конструкций.

Здания, имеющие значительную протяженность или состоящие из нескольких объемов с разными высотами и нагрузками, имеют температурные (деформационные) швы для ограничения усилий, возникающих от перепада температур. Температурные швы расчленяют здание на отдельные отсеки (температурные блоки). Размеры между поперечными швами принимаются до 72 м. а между продольными – до 144 м. Температурные швы должны расчленять как каркас здания, так и все конструкции, на него опирающиеся.


С


Рис. Температурные швы

целью ограничения неоправданного разнообразия элементов конструкций и деталей зданий действующими нормами (Госстрой СССР, СН 223-62) предусматривается широкое применение унифицированных габаритных схем зданий для всех отраслей промышленности:

  1. Унифицированная ширина пролета – 18 и 24 м в бескрановых и 18, 24, 30 и 36 м в крановых зданиях (электромостовые краны).

  2. Шаг колонн 12 м. Шаг крайних (измененных) колонн принимается 6 или 12 м в зависимости от конструкции стеновых ограждений.

  3. Унифицированная высота пролетов установлена 6 – 8,4 м в бескрановых пролетах и 10,8 – 19,8 в крановых.

Дальнейшим развитием типизации и унификации элементов зданий явилось создание унифицированных типовых секций (УТС). УТС представляет собой объемную часть здания, состоящую из одного или нескольких одинаковых пролетов постоянной высоты. Длина такой секции не превышает 72 м, а ширина – 144 м, т.е. принятого предельного расстояния между температурными швами. Таким образом каждая секция представляет собой температурный блок.

Таким образом, для машиностроения применяют основные секции с размерам 14472 и 7272 с сетками колонн 1812 и 2412 м, пристенные ряды колонн имеют шаг t = 6 м.

Основными элементами каркасов одноэтажных зданий являются фундаменты, колонны, стропильные и подстропильные конструкции, подкрановые балки. Сейчас очень широко применяют бетонные конструкции. Стальные конструкции в настоящее время разрешается применять для зданий, оборудованных кранами, грузоподъемностью более 50 т или высотой более 18 м.

Фундаменты при каркасной конструкции здания наиболее целесообразно применять отдельно стоящие, выполненные из железобетона. На них опираются колонны и фундаментные балки.

Колонны по расположению их в здании подразделяются на средние и крайние. Крайние в свою очередь подразделяются на основные, воспринимающие нагрузку от конструкций покрытия, кранов и стен и фахверховые, служащие для крепления стен.

Несущие конструкции покрытий – стропильные и подстропильные.

Фермы с параллельными поясами применяются для зданий с плоскими кровлями.

Наружние стены – панели сплошного сечения и трехслойные. Толщина наружних стен принимается от 200 до 500 мм в зависимости от теплотехнических требований.

Схематические планы и разрезы унифицированных типовых секций промышленных зданий.



Категория секций

Планы секций

Сетка колонн, м

Площадь секций, м2

Наличие кранов

Схема поперечных разрезов секций

Высота пролета, грузоподъемность

Основные





1812

10638

Бескрановые



6 и 7,2 м, (5 т)

2412

5184

Крановые



10,8

(20 т);

12,6

(30 т)

Дополнительные



2412

3456

10,8

(20 т);




2412

1728



12,6

(30 т)



3012

2160


Ворота производственных зданий по способу открытия подразделяются на распашные, раздвижные, складчатые, подъемные и шторные. высота не менее 2,4 м, ширина не менее 1,8 м. При необходимости должны быть оборудованы тамбурами, воздушными или воздушно-тепловыми завесами.

Покрытия зданий (кровли) могут быть скатными и плоскими. Почти все возведенные до последнего времени здания имеют скатные кровли. Плоские кровли применяются в многопролетных зданиях с развитой сетью инженерных коммуникаций. Летом плоские кровли могут заливаться слоем воды 25 – 30 мм. Отражая солнечные лучи, и образуя большую поверхность для испарения, водяной экран охлаждает кровлю и предохраняет ее от размягчения и растрескивания. При этом снижаются расходы на искусственную вентиляцию.


Фонари устраивают на кровлях зданий с целью освещения естественным светом и аэрации, т.е. естественной вентиляции производственных помещений. По назначению фонари подразделяются на светоаэрационные, аэрационные и световые.

Аэрационные фонари применяются в производственных зданиях с большими тепловыделениями и выделениями газа, дыма и пыли, а необходимая освещенность помещений обеспечивается естественным боковым или искусственным светом. Применяются исключительно прямоугольные фонари.

Имея в виду высокую стоимость фонаре, а также усложнение эксплуатации зданий следует ограничить их применение. В последние годы признано более целесообразным для естественного освещения применять светопрозрачные проемы в кровле в виде зенитных фонарей плафонов из стеклопакетов из органического стекла и стеклопластика. Они на 30% дешевле фонарей.

Многоэтажные здания.


Применяются здания в 2 – 5 этажей для механических и сборочных цехов при производстве легких и мелких изделий, например режущего и измерительного инструмента, приборов, карбюраторов и т.д.

В многоэтажных зданиях достигается наибольшая концентрация производственных помещений на территории завода, сокращаются коммуникационные линии, внутризаводские пути, возможно полное размещение производства при ограниченных размерах участка.

Для многоэтажных производственных зданий разработаны унифицированные габаритные схемы, которые предусматривают сетку колонны 66 и 96 м и высоту этажей 3,6; 4,8; 6 м.

Ширина здания 2 – 10 пятиметровых или до 7 девятиметровых пролетов. Допускаемые нагрузки на перекрытие при пролете:

  • 6 м – 1 – 2,5 т/м2 (10 – 25 кН/м2);

  • 9 м – 0,5 – 1,5 т/м2 (5 – 15 кН/м2).

Число этажей при пролете в 6 м – 3 –5 ; при пролете 9 м – 3 – 4. Лестничные клетки располагаются внутри здания. Здания компонуются из сборных железобетонных элементов (конструкций) заводского изготовления. высота нижних этажей измеряется расстоянием от пола до пола, а верхнего – от пола до нижней точки балки покрытия.

Допускается проектировать здания с высотой 7,2 м, 8,4 м и 10,8 м для нижнего и верхнего этажей с пролетом до 18 м, оборудованного подвесным краном и 8,4 м и 10,8 м для верхнего этажа пролетом до 18 м, оборудованного мостовым опорным кранов грузоподъемностью 10 т при пролете нижних этажей равном 6 м.



Список литературы.


  1. Егоров М.Е. Основы проектирования машиностроительных заводов. – М.:Высш. школа, 1969. – 480 с.

  2. Мамаев В.С., Осипов Е.Г. Основы проектирования машиностроительных заводов. – М.:Машиностроение, 1974, - 295 с.

  3. Проектирование машиностроительных цехов и заводов. Спр. в 6-ти т. Под общ. ред. Е.С. Ямпольского. – М.:Машиностроение, 1975

  4. Чаренко Д.В., Хабаров Н.Н. Основы проектирования механосборочных цехов. – М.:Машиностроение, 1975. – 350 с.

Содержание

Проектирование машиностроительных цехов и заводов. 1

Основные стадии проектирования промышленного предприятия. 1

Структура завода с полным производственным циклом. 1

Показатели для оценки ген. плана. 3

Проектирование механических цехов. 5

Классификация механических цехов. 5

Классификация по типу производства. 5

Классификация цехов по характеру конструкции и весу изделий. 5

Классификация по количеству металлорежущих станков. 6

Основные этапы разработки проекта механического цеха. 6

Фонды рабочего времени 6

Производственная программа цеха. 7

Основные формы организации работ в цехе. 8

Определение потребного количества оборудования. 10

Рабочий состав цеха и определение его численности. 14

Планировка оборудования и рабочих мест в цехе. Определение размера площади цеха. 16

Проектирование вспомогательных отделений механического цеха. 20

Складские помещения. 26

Компоновка механических цехов. 29

Планировка оборудования в цехе. 31

Организация рабочего места. 32

Технико-экономические показатели проекта механического цеха 34

Проектирование сборочных цехов. 34

Организационные формы сборки. 35

Определение трудоемкости сборки. 36

Определение количества рабочих мест и оборудования. 37

Рабочий состав сборочного цеха. 38

Площадь сборочного цеха (отделения) 39

Планировка оборудования и рабочих мест сборочного цеха. 39

Транспортные устройства, применяемые при сборке. 40

Планировка сборочного цеха. 43

Компоновка сборочного цеха. 44

Испытательные отделения. 45

Проектирование внутризаводского транспорта. 46

Транспортная система на предприятии. 46

Основные виды подъемно-транспортного оборудования. 46

Железнодорожный, автомобильный и напольно-тележечный транспорт. 46

Крановое оборудование. 47

Подвесной транспорт. 48

Напольные конвейеры и транспортеры. 49

Расчет потребного количества подъемно-транспортного оборудования. 50

Проектирование производственных зданий. 52

Классификация зданий. 52

Основные направления в проектировании современных производственных зданий. 52

Одноэтажные здания. 52

Многоэтажные здания. 55

Список литературы. 56