Файл: Проектирование машиностроительных цехов и заводов. Основные стадии проектирования промышленного предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проектирование машиностроительных цехов и заводов.
Основные стадии проектирования промышленного предприятия.
Проектирование механических цехов.
Классификация механических цехов.
Основные этапы разработки проекта механического цеха.
Технико-экономические показатели проекта механического цеха
Проектирование сборочных цехов.
Проектирование внутризаводского транспорта.
Транспортная система на предприятии.
Основные виды подъемно-транспортного оборудования.
Расчет потребного количества подъемно-транспортного оборудования.
Расстояние между колоннами в продольном направлении (шаг колонн) 6, 9 и 12 м. Длина пролета определяется также, как и для механического цеха, т.е. суммой размеров (по длине), считая по его оси, последовательно расположенных производственных и вспомогательных отделений, проходов и других участков цеха. Длина пролета должна быть кратна размеру шага колонн. Высота сборочных цехов (от пола до головки подкранового рельса) при наличии мостовых кранов должна быть не менее 6,15 м; при отсутствии мостовых кранов высота не менее 6 м.
Табл.
Нормы расстояний между сборочными столами и между верстаками.
Рабочие места | Нормы расстояний в мм при сборке узлов размером | |||
Наимено-вание | Расположение | Эскиз | до 800 800 мм | 800 800 – 1500 1500 мм |
Сбороч-ные столы | «в затылок» (а) | | 1000 | 1700 |
попарно по фронту (в) | | 2000 | 2500 | |
Верстаки | «в затылок» (а) | | 1000 | - |
попарно по фронту (в) | | 2000 | - |
Компоновка сборочного цеха.
Сборочный цех располагается обычно в одном здании с механическим цехом, реже – в отдельном здании. Наиболее рационально расположение цехов в одном здании; в этом случае уменьшается пробег деталей, быстрее осуществляется подача деталей к сборочным местам, упрощается и удешевляется транспорт. Кроме того, в этом случае возможно объединение промежуточных и других складов, обслуживающих помещений; облегчается и ускоряется взаимосвязь между обоими цехами.
Наикратчайший пробег детали после обработки будет в том случае, если место окончательной операции механической обработки примыкает к сборочному конвейеру в той его позиции, где эта деталь ставится в собираемый агрегат или машину.
Этому расположению отвечает такая компоновка механического и сборочного цехов, когда сборочный цех расположен в пролете, перпендикулярном пролетам механического цеха. Пример такой компоновки приведен на рис. ______ .
Испытательные отделения.
Испытания узлов, агрегатов и изделий в целом является конечной операцией узловой и общей сборки машин; при этом испытания являются не только проверкой качества самой сборки, но и выполнения всего производственного процесса изготовления данных изделий. Испытания машин по назначению и длительности бывают:
-
приемно-сдаточные; -
контрольные (повторные); -
специальные (научно исследовательские).
Приемно-сдаточные испытания проводят для определения фактических эксплуатационных характеристик.
Контрольные – в том случае, когда машина не прошла приемочных испытаний вследствие обнаруженных неисправностей. После устранения которых машина подвергается повторным испытаниям, которые называются контрольными.
Специальные испытания – проводят для проверки работоспособности машины и ее узлов, определения износа и т.д.
В зависимости от вида, назначения и масштаба выпуска машины проходят испытания на холостом ходу (проверка работы механизмов и паспортных данных) и под нагрузкой, а также испытания на производительность жесткость и точность работы.
При испытании на холостом ходу (обкаткой) проверяется правильность работы и взаимодействия органов управления машиной, надежность блокировок, безотказность работы и точность действия автоматических устройств, качество работы различных соединений.
При испытании под нагрузкой проверяются основные свойства машины в условиях близких к эксплуатационным.
При испытании на производительность проверяется скорость, проходимость и др. показатели, определяющие производственные характеристики машины.
Испытанию на прочность и жесткость подвергают металлорежущие станки и ряд других машин.
Оборудование испытательных отделений (станций) зависит от рода машин и режима испытаний:
-
стенды (для механического оборудования); -
специальное оборудование в зависимости от вида испытываемых характеристик.
Площадь испытательного отделения укрупненно рассчитывается по показателям общей удельной площади. Точное определение площади производится при разработке плана расположения испытательных стендов, рабочих мест, проходов и проездов.
Помещения испытательных отделений располагают либо в сборочном цехе, либо в отдельном пролете. При наличии вредных выделений и шума испытательную станцию располагают в отдельном здании, конструкция которого должна снижать уровень шума.
Технико-экономические показатели сборочного цеха аналогичны технико-экономическим показателям механического цеха.
Проектирование внутризаводского транспорта.
Транспортная система на предприятии.
По назначению перевозок заводской транспорт делят на внешний и внутризаводской (межцеховой и внутрицеховой).
Внешний транспорт завода проектируют с учетом схемы районной планировки при максимальном кооперировании транспортных сооружений и средств с другими предприятиями.
При проектировании внутризаводского транспорта надо предусматривать единый транспортный процесс с перемещением материалов, заготовок и изделий из складов к местам обработки и сборки одним видом транспорта без перегрузок с одного вида транспорта на другой.
Основные виды подъемно-транспортного оборудования.
Подъемно-транспортные и погрузо-разгрузочные работы являются важными элементами производственных процессов машиностроительных заводов. От методов организации их работ во многом зависит производительность труда и условия работы. конкретные формы механизации и автоматизации транспорта и его виды зависят от вида продукции, формы, веса, размеров, типа производства, размера грузооборота и т.д.
В крупносерийном и массовом производстве степень специализации и механизации подъемно транспортных средств более высокая, чем в мелкосерийном и единичном производстве. Рекомендации по выбору оборудования для подъемно-транспортных работ даны в соответствующих нормалях. Многие элементы оборудования типизированы и частично нормализованы, а мостовые, подвесные краны и тали определяются ГОСТами.
Основными видами подъемно-транспортного оборудования для межкорпусного межцехового и внутрицехового транспортирования являются следующие:
-
железнодорожный, -
автомобильный, -
напольно тележечный транспорт, -
крановое оборудование, -
подвесной транспорт, -
конвейеры и напольные транспортеры.
Железнодорожный, автомобильный и напольно-тележечный транспорт.
Железнодорожный транспорт целесообразно использовать для межкорпусных перевозок объемных и тяжелых заготовок и изделий. Грузоподъемность платформ и полувагонов составляет от 20 до 80 т. Для этих же целей применяют автотранспорт, но его грузоподъемность находится в пределах 2,5 – 15 т.
Напольно-тележечный транспорт с подъемной платформой и грузозахватывающими устройствами применяется в основном внутри цехов и складов, реже для межцеховой транспортировки. Внутри зданий используются машины с электроприводом, а для работы на открытых площадках – машины с двигателями внутреннего сгорания. Экономически оправдывается применение автотранспорта при пробеге с грузом на следующие расстояния:
-
до 50 м – ручные тележки; -
50 – 100 м – электротележки, электропогрузчики, управляемые с пола; -
300 – 500 м– электротележки, электропогрузчики с водительским местом, электротягачи, автопогрузчики; -
500 – 3000 м – автотягачи.
В цехах массового и крупносерийного производства в качестве межоперационного транспорта для перевозки мелких деталей используют специальные тележки, оборудованные стеллажами разнообразной формы, в зависимости от вида транспортируемых деталей.
табл. ___
Типы напольно-тележечного транспорта.
№ п/п | Наименование | Грузоподъем-ность, т | Скорость передвижения, км/ч |
Межкорпусная перевозка | |||
1. | Автопогрузчики | 1 – 5 | 15 – 40 |
2. | Электропогрузчики | 0,25 – 3 | 6 – 10 |
3. | Электротягачи | тяг. усил. 250 – 800 кгс | 7 – 12 |
4. | Электротележки | 0,5 – 5 | 7 – 15 |
5. | Тракторы с прицепными тележками | 2 – 5 | 20 |
Внутрицеховой, межцеховой и внутрикорпусной транспорт. | |||
1. | Электропогрузчики | 0,25 – 3 | 6 – 10 |
2. | Электротележки | 0,5 – 5 | 7 – 15 |
3. | Электроштабелеры | 0,1 – 2 | 3 – 7 |
4. | Ручные тележки | 0,3 – 1,25 | - |