Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)
1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)
1.5. Регулирование компрессоров
1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора
2.1. Ступень осевой реактивной турбины
2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины
-38 -
потоком газов, содержащих значительное количество свободного кислорода, подвержены газовой коррозии. Лопатки и диски РК одновременно испытывают значительные нагрузки от центробежных и газодинамических сил. В то же время, как известно, механические свойства материалов значительно ниже при высоких температурах. Поэтому, кроме применения для лопаток и дисков турбин жаропрочных и жаростойких материалов, принимаются меры к снижению температуры этих деталей путём их охлаждения, с целью повысить надёжность и долговечность турбины.
Для охлаждения наиболее нагретых деталей в современных авиационных двигателях используется преимущественно воздух высокого давления, отбираемый за компрессором.
Примечание. На двигателе ВК‑1 для нагнетания охлаждающего воздуха имеется специальный вентилятор, в ТРДД часть деталей может охлаждаться воздухом из наружного контура.
Отбор воздуха на охлаждение снижает к.п.д. двигателя в целом и поэтому ограничивается минимально необходимым количеством, зависящим от температуры газов за камерой сгорания. Соответственно, и система охлаждения усложняется по мере роста двигателей.
Из представленных в лаборатории двигателей на ВК‑1, РД‑3М, АИ‑20, ТВ2‑117А температура газов укладывается в пределы . На этих двигателях лопатки РК и СА не имеют внутреннего охлаждения. Тепло от лопаток РК отводится в диски, а ободы и поверхности дисков охлаждаются воздухом. Часть воздуха проходит через зазоры между хвостовиками лопаток и пазами в дисках. Кроме того, охлаждаются полки лопаток СА и корпусы турбин.
В качестве примера можно ознакомиться с охлаждением турбины РД‑3М, схема которого представлена на плакате, а на разрезе двигателя легко проследить пути движения охлаждающего воздуха.
У двигателя Д‑20П средняя температура газов за камерой сгорания составляет уже 1310 К. Система охлаждения турбины усложняется. Лопатки СА 1‑й степени имеют внутреннее охлаждение воздухом, образована система лабиринтных уплотнений и каналов, обеспечивающих подвод воздуха к охлаждаемым поверхностям дис-
Рис. 2.3. Примеры охлаждаемых лопаток:
1 - сопловая лопатка с дефлектором;
2 - 9-каналтная рабочая лопатка; 3 –“штырьковая” рабочая лопатка;
4 - сопловая лопатка с пленочным охлаждением
- 40 -
ков (изучается позднее). Корпусы турбин эффективно охлаждаются воздухом, протекающим в наружном контуре.
Сечение охлаждаемой лопатки СА схематично показано на рис. 2.3, 1. Лопатка полая и в неё вставлен дефлектор. Охлаждающий воздух проходит через дозирующее отверстие внутрь дефлектора и вытекает из него через щели на передней кромке. Протекая между дефлектором и внутренней поверхностью лопатки, воздух охлаждает её и вытекает через щели в “корыте” (вогнутая сторона) лопатки.
На двигателе Д‑30 температура газов за камерой сгорания ещё выше, . Система охлаждения ещё усложняется. Кроме внутреннего охлаждения лопаток СА, вводится внутреннее охлаждение лопаток РК. Вначале применялись так называемые 9‑канальные лопатки, в которых воздух протекал по 9 каналам вдоль пера лопатки (рис. 2.3, 2). Впоследствии они были заменены на так называемые “штырьковые” лопатки (рис. 2.3, 3). Воздух протекает вдоль пера лопатки по полости, между стенками которой при литье образованы цилиндрические перемычки – “штырьки”. Эти “штырьки” делают путь охлаждающего воздуха петлеобразным и эффективность охлаждения увеличивается. Также “штырьки” увеличивают поверхность, с которой отводится тепло. Для повышения коэффициента теплоотдачи некоторые “штырьки” выполнены в форме уголков для турбулизации потока охлаждающего воздуха.
При более высоких температурах газа количество охлаждаемых лопаток увеличивается, а конструктивно обеспечивается более высокая интенсивность охлаждения. Одним из примеров является лопатка с пленочным охлаждением, которую можно увидеть в лаборатории (рис. 2.3, 4).
ЛИТЕРАТУРА
1. Нечаев Ю.Н., Федоров Р.М. Теория авиационных газотурбинных двигателей, ч.1. –М., Машиностроение , 1977.
2. Технические описания двигателей.
Составил ст.инженер М.М.ЗАЛЬЦМАН
Корректор Н.В.БАБИНОВА
Сдано в печать 29.03.83.
Формат 60x84/16. Объем 2,5 п.л.
Тираж 200. Заказ 94. Бесплатно.
____________________________________________
Ротапринт Пермского политехнического института