Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- 2 -ПРЕДИСЛОВИЕ Лабораторные занятия по курсу «Теория лопаточных машин» имеют целью дать студентам визуальное представление об устройстве компрессоров и турбин авиационных газотурбинных двигателей и, тем самым, помочь усвоению материала, излагаемого в лекциях по этому курсу.Не вдаваясь в подробности конструкции упомянутых узлов двигателя (которая изучается позднее), студенты на этих лабораторных занятиях должны выяснить, как реализуются в элементах конструкции компрессоров и турбин различных двигателей основные теоретические положения. К ним относятся, в частности, вопросы: профилирования лопаток и образования неподвижных и вращающихся лопаточных решета, профилирования сечений проточной части компрессоров и турбин, мероприятия по повышению к.п.д. компрессоров и турбин, способы регулирования компрессоров с целью расширения диапазона их устойчивой работы, способы охлаждения лопаток и дисков турбин и некоторые другие.Настоящие методические указания должны помочь студентам за сравнительно короткое время увидеть именно те элементы конструкции компрессоров и турбин, которые рассматривались в лекционном курсе, лучше понять физический смысл происходящих в них процессов, а также научить анализировать причины, которыми обосновано то или иное конструктивное решение. При этом имеется в виду, что на этих занятиях студенты впервые систематически знакомятся с материальной частью авиационных двигателей.Использование настоящих методических указаний на лабораторных занятиях предполагает предварительную подготовку к ним студентов путём повторения соответствующих разделов по учебнику и конспекту лекций.Методические указания составлены М.М.Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В.Д.- 3 -Зелёный фон, добавления МВП сверх содержания методички1. КОМПРЕССОРЫ АВИАЦИОННЫХ ГТД Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые или осецентробежные компрессоры. Центробежные компрессоры в настоящее время применяются в малогабаритных ГТД вспомогательного назначения и в качестве последней ступени осецентробежных компрессоров.Из методических соображений удобнее начать ознакомление в лаборатории с центробежным компрессором.1.1 Ступень центробежного компрессора (ЦК) В лаборатории ознакомление со схемой и особенностями устройства центробежного компрессора удобнее всего на двигателе ВК‑1. На этом двигателе, кроме основного центробежного компрессора с двухсторонним входом воздуха, имеется небольшой центробежный компрессор с односторонним входом воздуха, выполняющий роль вентилятора в системе охлаждения горячей части двигателя.Производительность компрессора двигателя ВК-1 на расчетном режиме составляет 48 кг/с, а степень повышения давления в нем . Заметим, что двухсторонний вход воздуха позволяет вдвое увеличить производительность ступени ЦК при тех же диаметральных размерах и сравнительно небольшом увеличении массы компрессора.На рис. 1.1 для простоты изображена схема центробежной ступени с односторонним входом воздуха, а также треугольники скоростей в этой ступени.Для того чтобы вспомнить принцип работы ЦК и назначение отдельных элементов его конструкции, проследим путь воздуха от входа его в двигатель и до выхода из компрессора (на примере ВК‑1).Из воздухозаборника самолёта воздух попадает во входные патрубки (ВхП) компрессора. На входе во ВхП расположен непод­вижный направляющий аппарат (ННА), который закручивает воздуш­ный поток в направлении вращения ротора компрессора. В мери­диональном сечении ВхП представляет собой криволинейный канал,- 4 - Рис. 1.1 Схема ступени ЦК с односторонним входом и треугольники скоростейна входе и на выходе из РК- 5 -который поворачивает поток на угол, несколько меньший 90°, и направляет его в рабочее колесо. При таком повороте потока на частицы воздуха действуют центробежные силы инерции, которые стремятся перемещать их в сторону внутренней стенки ВхП.В результате действия этих сил поле скоростей, давлений и плотностей воздуха на входе в рабочее колесо (РК) имело бы значительную неравномерность (подумайте – какую?). Кроме того, стал бы возможен отрыв потока от наружной стенки ВхП и вихреобразование на этой стенке. Для уменьшения эффекта действия центробежных сил во ВхП установлены разделительные конусы, показанные на схеме и которые вы видите на двигателе.Из треугольника скоростей на входе в РК видно, что относительная скорость W1 направлена под углом к плоскости вращения. Чтобы вход воздуха в РК был безударным, направление передних кромок лопаток должно совпадать с направлением относительной скорости W1, а их передняя кромка должна быть клиновидной, как это показано на рис. 1.1.В компрессорах небольших двигателей передние кромки лопаток механически деформируют, придавая нужную форму. В крупногабаритных компрессорах отогнутую часть лопаток, которую называют вращающимся направляющим аппаратом (ВНА), изготовляют в виде отдельной детали и часто из другого материала (сталь вместо дуралюмина для повышения вибростойкости).Чтобы сообщить воздуху большую энергию в РК, необходимо иметь большую окружную скорость U2, а при данном диаметре РК – бóльшую частоту вращения ротора. Но при этом растёт и скорость U1 и, соответственно, относительная скорость W1. Так как температура воздуха на входе в РК ещё низка, то относительно мала и местная скорость звука α1. Значение скорости W1 может приблизиться к a1 (или ), а при этом на входе в РК возникли бы скачки уплотнений и имели бы место значительные волновые потери. Чтобы при высокой окружной скорости РК относительная скорость W1 оставалась дозвуковой, скорость C1 отклоняют от осевого направления в сторону вращения РК. Именно для этого и необходима предварительная закрутка воздуха, создаваемая ННА.- 6 -Таким образом, ННА, разделительные конуса в ВхП и ВНА РК компрессора – это элементы конструкции, уменьшающие гидравлические и волновые потери на входе в РК и повышающие к.п.д. компрессора.В РК воздух вовлекается во вращение лопатками, которые и передают ему энергию, подводимую от турбины в виде крутящего момента Mкр. Часттицы воздуха движутся по каналам, образованным лопатками РК, поверхностью РК между лопатками и стенкой корпуса. Движение происходит под действием центробежных сил. При этом в РК повышается давление и температура воздуха и возрастает его кинетическая энергия, т.к. увеличивается абсолютная скорость C.Треугольник скоростей на выходе из РК показан на рис. 1.1. Дальнейшее преобразование кинетической энергии воздуха в потенциальную энергию давления происходит в диффузоре.Основной частью диффузора компрессора является лопаточный диффузор (ЛД), который представляет собой ряд каналов, образованных профилированными криволинейными лопатками. Но так как абсолютную скорость на выходе из колеса С2 стремятся иметь как можно большей (достигает

1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)

1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)

1.4. Многоступенчатый ОК

1.5. Регулирование компрессоров

1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора

2. ТУРБИНЫ АВИАЦИОННЫХ Г Т Д

2.1. Ступень осевой реактивной турбины

2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины

2.3. Двухвальные турбины

2.4. Мероприятия, повышающие к.п.д. турбины

2.5. Охлаждение турбин

ЛИТЕРАТУРА



Примечание. Значания к.п.д. приводятся для взлётного (максимального) режима.


- 23 -

Зелёный фон, добавления МВП сверх содержания методички


2. ТУРБИНЫ АВИАЦИОННЫХ Г Т Д


На двигателях, представленных в лаборатории, студент должен ознакомиться с устройством газовых турбин различных схем: одноступенчатой и многоступенчатых, одновальной и двухвальных.

Схемы этих турбин отличаются также в зависимости от их .применения на ТРД, ТРДД, ТВД и турбовальных двигателях.

2.1. Ступень осевой реактивной турбины


Если теплоперепад, который надо сработать в турбине, сравнительно невелик (< 200…300 кДж/кг), то она может состоять из одной ступени. Примером одноступенчатой турбины может служить турбина двигателя ВК-1.

Знакомиться со ступенью турбины можно либо на этом двигателе, либо на любом другом, где обеспечен хороший обзор её элементов. При чтении нижеследующего текста надо постоянно обращаться к реальной турбине с целью визуально убедиться в соответствии описываемых элементов схемы натуре.

Ступень газовой турбины представляет собой совокупность соплового аппарата (СА) и расположенного за ним рабочего колеса (РК). Схема ступени турбины и треугольники скоростей на входе в РК и выходе из него показаны на рис. 2.1.

Сопловой аппарат представляет собой неподвижную лопаточную решетку, связанную с корпусом. Лопатки СА имеют крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но более изогнутый, чем у лопаток НА компрессора. Кривизна профиля по высоте лопатки СА практически не изменяется. Хорда и толщина профиля лопаток СА по их высоте обычно не изменяются. Вектор скорости на выходе из камеры сгорания обычно направлен параллельно оси вращения рабочего колеса и передние кромки лопаток СА соответствуют этому направлению, обеспечивая безударный вход газа в СА.
- 24 -


Рис. 2.1. Схема ступени турбины и треугольники
скоростей на входе в РК и на выходе из него

- 25 -
В СА происходит преобразование части тепловой энергии газа в кинетическую энергию потока, т.е. расширение газа. Процесс расширении при дозвуковых скоростях происходят в конфузорных (сужающихся) каналах. Конфузорность каналов между лопатками СА обеспечивается изогнутостью профилей их сечений при малых углах

на выходе (так, например, на двигателе ВК-1  = 28°).

Соответственно увеличению скорости газового потока в СА падают его давление и температура.

В отличие от компрессоров вероятность срыва пограничного слоя и вихреобразования на спинках лопаток очень мала, несмотря на их большую изогнутость. Это объясняется конфузорностью межлопаточных каналов, по мере их сужения струйки газа как бы прижимаются друг к другу.

Сопловые лопатки крепятся к корпусу таким образом, чтобы обеспечивалось их свободное тепловое расширение.

Рабочее колесо представляет собой вращающуюся лопаточную решётку, связанную с ротором, обычно дискового типа. Направление передних кромок профилей лопаток должно соответствовать направлению вектора относительной скорости на входе в РК - . Величина и направление этого вектора определяется из треугольника скоростей на входе в РК, т.е. векторным вычитанием окружной скорости РК U из абсолютной скорости (сравнительно небольшой по величине угол атаки мы здесь не рассматриваем). Такое направление передних кромок лопаток обеспечивает безударный вход газа в РК.

Лопатки РК имеет также крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но ещё более изогнутый по сравнение с лопатками СА. Кривизна профиля по высоте рабочей лопатки уменьшается от корня к периферии.

Преобразование энергии в РК можно условно разделить на две части. С одной стороны, продолжается процесс расширения газа, т.е. преобразование части тепловой энергии в кинетическую энергию потока в относительном движении. Относительная скорость W увеличивается, а давление и температура газа продолжают уменьшаться (в этом отличие реактивных турбин от активных, где такого преобразования энергии не происходит).
- 26 -
Увеличение относительной скорости W в межлопаточных каналах РК обеспечивается их конфузорностью), которая достигается тем, что выходные кромки профилей лопаток направлены с меньшим углом к плоскости вращения РК, чем входные (например, в турбине двигателя ВК‑1
, a ). Во избежание отрыва потоке и связанных с этим потерь на вихреобразование, лопатки профилируются так, чтобы канал между ними на всем его протяжении оставался конфузорным.

Другая часть преобразования энергии в РК состоит в том, что кинетическая энергия потока газа в его абсолютном движении преобразуется в механическую работу, совершаемую окружным усилием на рабочих лопатках (крутящим моментом). Это усилие возникает вследствие разности давлений на вогнутой и выпуклой поверхностях каждой лопатки при обтекании её газовым потоком – на корыте лопатки возникает повышенное давление, а на спинке – разрежение. Окружная составляющая этого усилия Pu и приводит РК во вращение. (Попутно напомним, что осевая составляющая этого усилия Pa уравновешивается осевым усилием компрессора или воспринимается упорным подшипником ротора, как на двигателе ВК‑1.)

В результате рассмотренного преобразования энергии {совершения газом внешней работы) абсолютная скорость C2 оказывается значительно меньше C1. Направление вектора скорости C2 стараются сделать как можно ближе к направлению оси ротора, особенно это важно для одноступенчатых турбин и последних ступеней многоступенчатых турбин. (Например, для двигателя ВК‑1 .) В противном случае поток за турбиной приходится “раскручивать” до осевого направления специально спрофилированными стойками, которые можно увидеть между турбиной и реактивным соплом на всех двигателях. Если за данной ступенью стоит следующая, то направление передней кромки лопаток её СА должно совпадать с направлением вектора C2.

Для достижения высокого к.п.д. ступени форма рабочих и сопловых лопаток должна быть хорошо согласована с формой треугольников скоростей, которая изменяется по радиусу. Это изменение обусловлено главным образом изменением окружной скорости, а также выбранным законом профилирования ступени. Из лекционного курса известно, что в турбинах авиационных ГТД наиболее
- 27 -
часто применяются ступени с постоянной циркуляцией – и ступени с постоянным углом выхода потока из СА –
.

Различие между этими двумя способами профилирования невелико, а изготовление лопаток СА при технологически проще и поэтому часто оказывается более предпочтительным. Нa рис. 2.1 изображены треугольники скоростей для корневого и периферийного сечений ступени с постоянной циркуляцией. Из сравнения профилей сечений лопаток видно, что как лопатки НА, так и лопатки РК по высоте закручены против часовой стрелки (в этом легко убедиться, посмотрев на лопатку с торца). Закрутка пера лопаток РК довольно значительна и тем больше, чем длиннее лопатка. Закрутка сопловых лопаток сравнительно мала или вовсе отсутствует при .

Из рис. 2.1 видно также, что изогнутость профилей лопаток РК по высоте уменьшается от корня к периферии. Это говорит о том, что реактивная составляющая усилия на лопатку за счет ускорения потоки ( ) возрастает, а актив­ная (за счет поворота потока) - уменьшается. Следовательно, степень реактивности ступени по высоте лопатки увеличивается.

Толщина пера рабочей лопатки значительно уменьшается от корня к периферии, соответственно уменьшению нагрузки растяжением от центробежных сил и изгибом от газодинамических сил. Наиболее нагруженным является корневое сечение лопатки. Чтобы дать представление о величине нагрузок, приведем для примера центробежные силы, действующие на рабочие лопатки турбины дви­гателя РД‑3М в корневом сечении. Для лопаток 1‑й ступени они составляет 80 кН, а для второй – 110 кН.

Рабочие лопатки крепятся к ободам дисков своими хвостови­ками (обычно соединение “елочного” типа). Пазы в ободах дисков расположены под углом к направлению оси ротора. Этот угол при­мерно параллелен хорде профиля корневого сечения. Такое направление пазов позволяет расположить на диске больное число лопаток и этим увеличить густоту решётки профилей, приблизив ее к оптимальной – (b/t)опт. Следует обратить внимание на то, что густота решётки РК уменьшается от корня к периферии, т.к. шаг её возрастает, а хорда лопаток остается постоянной или увеличивается незначительно.