Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)
1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)
1.5. Регулирование компрессоров
1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора
2.1. Ступень осевой реактивной турбины
2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины
- 28 -
Так как давление в проточной части ступени довольно высокое, то возникает возможность утечки газа черев осевой зазор между внутренним бандажом СА и ободом диска РК, о также перетекание газа через радиальный зазор между лопатками РК и поверхностью корпуса турбины. Во избежание связанных с этими перетеканиями потерь им стремятся воспрепятствовать различными конструктивными мероприятиями. Утечки газа через осевой зазор уменьшают устройством лабиринтных уплотнений: торцевых (как на ВК‑1 и РД‑3М) или радиальных (на АИ‑20 и др.).
Между СА и РК 2‑й ступени лабиринтного уплотнения может не быть (или оно опущено ниже), если необходимо повысить давление на переднею поверхность диска.
Воспрепятствовать перетеканию газа через радиальное зазоры между РК и корпусом в турбинах сложнее, чем в компрессорах, т.к. нанести мягкое срабатываемое покрытие непосредственно на корпус нельзя. Оно будет выгорать при высоких температурах. На некоторых двигателях (например, в турбине двигателя АИ‑20), с целью уменьшения радиального зазора, применятся металлокерамические вставки, которые образует цилиндрическую срабатываемую (при приработке двигателя) поверхность. Однако в силу ряда эксплуатационных недостатков этого метода, он в современных двигателях для данной цели не применяется. Вместо этого для уменьшения перетекания газа применяется бандажирование лопаточных венцов (лопатки с полками), которое одновременно решает и вопросы демпфирования колебаний и уменьшения вибрационных напряжения в лопатках.
Примером применения бандажирования лопаточных венцов является турбина двигателя ТВ2‑117А, Иногда на наружной поверхности полок располагает гребешки, которые вместе с выступами на внутренней поверхности корпуса образует лабиринтное уплотнение радиального зазора. Это приводит к существенному повышению к.п.д. турбины (на 1,5...2,0%). Примером такой конструкции является турбина двигателя Д‑30, лопатки которой можно увидеть в лаборатории.
Для уменьшения потерь на трение поверхность лопаток тщательно полируется (одновременно повышается усталостная прочность).
- 29 -
Мы уже напоминали о том, что теплоперепад, который, может быть “сработан” в одной ступени газовой турбины, ограничен величиной 300 кДж/кг. Физический смысл этого ограничения состоит в том, что турбина авиационного ГТД является всережимной, т.к. двигатель должен работать на различных режимах. Поэтому в СА турбины применяют только дозвуковые (сужающиеся) каналы для разгона потока.
Примечание. Здесь не рассматривается эффект “косого среза”, который позволяет получать на выходе из СА скорость C1 несколько выше местной скорости звука.
Применение сверхзвуковых сопел (сопел Лаваля) нерационально из-за больших потерь в скачках уплотнения на нерасчетных режимах. Такие сопла применяются в однорежимных паровых турбинах.
При необходимости срабатывания в турбине теплоперепада больше вышеуказанного применяют многоступенчатые турбины.
2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины
В авиационных ГТД применяются многоступенчатые турбины со ступенями давления. РК ступеней могут располагаться на одном валу (в ТРД и ТВД) или на нескольких валах (обычно на двух дли трех) в ТРДД и турбовальных двигателях.
Турбина состоит из ряда последовательно расположенных ступеней, каждая из которых имеет СА и РК.
Остановимся на вопросе о формах проточной части турбины. По мере понижения давления в процессе расширения плотность газа падает. В соответствии с уравнением расхода падение плотности может быть компенсировано увеличением либо осевой скорости потока, либо площади поперечного сечения проточной части (обычно за счет высоты лопаток).
В выполненных конструкциях многоступенчатых турбин сочетается увеличение осевой скорости с одновременным увеличением высота лопаток.
Конкретная форма меридионального профиля проточной части турбины определяется конструктивными и технологическими сооб-
- 30 -
ражениями, с учетом влияния выбранной формы на к.п.д. турбины. Наиболее часто применяются следующие формы (рис. 2.2):
а) с постоянным наружным диаметром (ВК‑1, РД‑3М);
б) с постоянным (или близким к постоянному) средним диаметром (АИ‑20, Д‑20П, Д‑30);
в) с постоянным внутренним диаметром (последующие модификации Д‑30);
г) с возрастающими внутренним и наружным диаметрами.
Ознакомимся с одновальными многоступенчатыми турбинами на примерах двигателей, представленных в лаборатории.
ТРД РД‑3М имеет 2-ступенчатую турбину. Теплоперепад, который надо сработать в этой турбине для обеспечения мощности, достаточной для вращения компрессора с составляет 432 кДж/кг. В 1‑й ступени срабатывается 55% этого теплоперепада, а во второй – остальные 45%.
Принципиальная схема этой турбины показана на рис.2.2, 1. Диски РК обеих ступеней жестко связаны между собой и с валом. Постоянный наружный диаметр этой турбины делает более технологичной конструкцию её корпусов, уменьшает массу турбины в целом (а также и реактивного сопла) и позволяет сохранить диаметральные размеры двигателя неизменными.
Скорость газа на выходе из СА 1‑й ступени турбины
С1I = 501 м/с, а для 2‑й – С1II = 485 м/с. Это объясняется тем, что температура на выходе иp СА 2‑й ступени ниже, следовательно, ниже и местная скорость звука. А мы уже напоминали о том, что в сужающихся соплах скорость истечения может лишь незначительно превышать местную скорость звука (за счет “косого среза”). Так как окружная скорость на среднем диаметре РК 2‑й ступени тоже меньше, то отношение в обеих ступенях отличается мало и может быть ближе к оптимальному.
На выходе из РК 2‑й ступени поток имеет остаточную закрутку . Это видно из того, что стойки реактивного сопла имеют несимметричный аэродинамический профиль, т.е. предназначены для придания потоку осевого направления. По форме сечения этих стоек можно определить, в каком направлении был закручен поток за турбиной.
- 31-
Рис. 2.2. Форма меридионального сечения проточной части
многоступенчатых турбин:
1 – 2-ступенчатая турбина ТРД с Dт = const,
2 – 3-ступенчатая турбина ТВД с Dср = const,
3 – 3-ступенчатая турбина 2-вального ТРДД с Dср = const,
4 – 4-ступенчатая турбина 2-вального турбовального
ГТД с Dвт = const,
5 – 5-ступенчатая турбина 2-вального ТРДД с Dвт = const,
6 – 5-ступенчатая турбина 3-валъного ТРДД с
увеличивающимися Dт и Dвт
- 32 -
При ознакомлении с турбиной данного двигателя надо обратить внимание на торцевые лабиринтные уплотнения между РК 1‑й ступени и СА 2‑й ступени и между СА 2-й ступени и РК 2-й ступени. Эти лабиринты в некоторой степени уменьшают- утечку газа через осевые зазоры и этим способствует повышению к.п.д.
ТВД АИ‑20 – снабжен 3‑ступенчатой турбиной со средним диаметром Dср const. Это обосновано тем, что в принятой конструктивной схеме этого двигателя воздушный винт приводится во вращение через редуктор, от вала компрессора. Следовательно, в турбине должен срабатываться теплоперепад, достаточный для того, чтобы её мощность обеспечивала привод компрессора и воздушного винта.
Распределение теплоперепада между ступенями этой турбины таково: 1‑я ступень – 30,4%, 2‑я ступень – 33,8%, 3‑я ступень – 35,8%.
Если бы турбина имела постоянный наружный диаметр, то высота лопаток 2‑й и 3‑й ступеней была бы большей и, возможно, что в корневом сечении 3‑й ступени имела бы место отрицательная реактивность. Кроме того, при большом наклоне поверхностей втулок к оси турбины более вероятен отрыв потока от этих поверхностей, т.е. увеличение гидродинамических потерь.
При ознакомлении с этой турбиной надо обратить внимание на мероприятия по уменьшению перетекания газа черев радиальные и осевые зазоры. Металлокерамические вставки в корпусах позволяет уменьшить радиальные зазоры между лопатками РК и корпусом. В случае задевания вставки срабатываются.
Лабиринтные уплотнения между СА и РК 2‑й и 3‑й ступеней, выполненные на цилиндрических поверхностях, более эффективно предотвращают утечку газа го сравнению с торцевыми уплотнениями.