Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)
1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)
1.5. Регулирование компрессоров
1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора
2.1. Ступень осевой реактивной турбины
2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины
Примечание. Значания к.п.д. приводятся для взлётного (максимального) режима.
- 23 -
Зелёный фон, добавления МВП сверх содержания методички
2. ТУРБИНЫ АВИАЦИОННЫХ Г Т Д
На двигателях, представленных в лаборатории, студент должен ознакомиться с устройством газовых турбин различных схем: одноступенчатой и многоступенчатых, одновальной и двухвальных.
Схемы этих турбин отличаются также в зависимости от их .применения на ТРД, ТРДД, ТВД и турбовальных двигателях.
2.1. Ступень осевой реактивной турбины
Если теплоперепад, который надо сработать в турбине, сравнительно невелик (< 200…300 кДж/кг), то она может состоять из одной ступени. Примером одноступенчатой турбины может служить турбина двигателя ВК-1.
Знакомиться со ступенью турбины можно либо на этом двигателе, либо на любом другом, где обеспечен хороший обзор её элементов. При чтении нижеследующего текста надо постоянно обращаться к реальной турбине с целью визуально убедиться в соответствии описываемых элементов схемы натуре.
Ступень газовой турбины представляет собой совокупность соплового аппарата (СА) и расположенного за ним рабочего колеса (РК). Схема ступени турбины и треугольники скоростей на входе в РК и выходе из него показаны на рис. 2.1.
Сопловой аппарат представляет собой неподвижную лопаточную решетку, связанную с корпусом. Лопатки СА имеют крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но более изогнутый, чем у лопаток НА компрессора. Кривизна профиля по высоте лопатки СА практически не изменяется. Хорда и толщина профиля лопаток СА по их высоте обычно не изменяются. Вектор скорости на выходе из камеры сгорания обычно направлен параллельно оси вращения рабочего колеса и передние кромки лопаток СА соответствуют этому направлению, обеспечивая безударный вход газа в СА.
- 24 -
Рис. 2.1. Схема ступени турбины и треугольники
скоростей на входе в РК и на выходе из него
- 25 -
В СА происходит преобразование части тепловой энергии газа в кинетическую энергию потока, т.е. расширение газа. Процесс расширении при дозвуковых скоростях происходят в конфузорных (сужающихся) каналах. Конфузорность каналов между лопатками СА обеспечивается изогнутостью профилей их сечений при малых углах
на выходе (так, например, на двигателе ВК-1 = 28°).
Соответственно увеличению скорости газового потока в СА падают его давление и температура.
В отличие от компрессоров вероятность срыва пограничного слоя и вихреобразования на спинках лопаток очень мала, несмотря на их большую изогнутость. Это объясняется конфузорностью межлопаточных каналов, по мере их сужения струйки газа как бы прижимаются друг к другу.
Сопловые лопатки крепятся к корпусу таким образом, чтобы обеспечивалось их свободное тепловое расширение.
Рабочее колесо представляет собой вращающуюся лопаточную решётку, связанную с ротором, обычно дискового типа. Направление передних кромок профилей лопаток должно соответствовать направлению вектора относительной скорости на входе в РК - . Величина и направление этого вектора определяется из треугольника скоростей на входе в РК, т.е. векторным вычитанием окружной скорости РК U из абсолютной скорости (сравнительно небольшой по величине угол атаки мы здесь не рассматриваем). Такое направление передних кромок лопаток обеспечивает безударный вход газа в РК.
Лопатки РК имеет также крыловидный (аэродинамический) профиль сечения, но ещё более изогнутый по сравнение с лопатками СА. Кривизна профиля по высоте рабочей лопатки уменьшается от корня к периферии.
Преобразование энергии в РК можно условно разделить на две части. С одной стороны, продолжается процесс расширения газа, т.е. преобразование части тепловой энергии в кинетическую энергию потока в относительном движении. Относительная скорость W увеличивается, а давление и температура газа продолжают уменьшаться (в этом отличие реактивных турбин от активных, где такого преобразования энергии не происходит).
- 26 -
Увеличение относительной скорости W в межлопаточных каналах РК обеспечивается их конфузорностью), которая достигается тем, что выходные кромки профилей лопаток направлены с меньшим углом к плоскости вращения РК, чем входные (например, в турбине двигателя ВК‑1
, a ). Во избежание отрыва потоке и связанных с этим потерь на вихреобразование, лопатки профилируются так, чтобы канал между ними на всем его протяжении оставался конфузорным.
Другая часть преобразования энергии в РК состоит в том, что кинетическая энергия потока газа в его абсолютном движении преобразуется в механическую работу, совершаемую окружным усилием на рабочих лопатках (крутящим моментом). Это усилие возникает вследствие разности давлений на вогнутой и выпуклой поверхностях каждой лопатки при обтекании её газовым потоком – на корыте лопатки возникает повышенное давление, а на спинке – разрежение. Окружная составляющая этого усилия Pu и приводит РК во вращение. (Попутно напомним, что осевая составляющая этого усилия Pa уравновешивается осевым усилием компрессора или воспринимается упорным подшипником ротора, как на двигателе ВК‑1.)
В результате рассмотренного преобразования энергии {совершения газом внешней работы) абсолютная скорость C2 оказывается значительно меньше C1. Направление вектора скорости C2 стараются сделать как можно ближе к направлению оси ротора, особенно это важно для одноступенчатых турбин и последних ступеней многоступенчатых турбин. (Например, для двигателя ВК‑1 .) В противном случае поток за турбиной приходится “раскручивать” до осевого направления специально спрофилированными стойками, которые можно увидеть между турбиной и реактивным соплом на всех двигателях. Если за данной ступенью стоит следующая, то направление передней кромки лопаток её СА должно совпадать с направлением вектора C2.
Для достижения высокого к.п.д. ступени форма рабочих и сопловых лопаток должна быть хорошо согласована с формой треугольников скоростей, которая изменяется по радиусу. Это изменение обусловлено главным образом изменением окружной скорости, а также выбранным законом профилирования ступени. Из лекционного курса известно, что в турбинах авиационных ГТД наиболее
- 27 -
часто применяются ступени с постоянной циркуляцией – и ступени с постоянным углом выхода потока из СА –
.
Различие между этими двумя способами профилирования невелико, а изготовление лопаток СА при технологически проще и поэтому часто оказывается более предпочтительным. Нa рис. 2.1 изображены треугольники скоростей для корневого и периферийного сечений ступени с постоянной циркуляцией. Из сравнения профилей сечений лопаток видно, что как лопатки НА, так и лопатки РК по высоте закручены против часовой стрелки (в этом легко убедиться, посмотрев на лопатку с торца). Закрутка пера лопаток РК довольно значительна и тем больше, чем длиннее лопатка. Закрутка сопловых лопаток сравнительно мала или вовсе отсутствует при .
Из рис. 2.1 видно также, что изогнутость профилей лопаток РК по высоте уменьшается от корня к периферии. Это говорит о том, что реактивная составляющая усилия на лопатку за счет ускорения потоки ( ) возрастает, а активная (за счет поворота потока) - уменьшается. Следовательно, степень реактивности ступени по высоте лопатки увеличивается.
Толщина пера рабочей лопатки значительно уменьшается от корня к периферии, соответственно уменьшению нагрузки растяжением от центробежных сил и изгибом от газодинамических сил. Наиболее нагруженным является корневое сечение лопатки. Чтобы дать представление о величине нагрузок, приведем для примера центробежные силы, действующие на рабочие лопатки турбины двигателя РД‑3М в корневом сечении. Для лопаток 1‑й ступени они составляет 80 кН, а для второй – 110 кН.
Рабочие лопатки крепятся к ободам дисков своими хвостовиками (обычно соединение “елочного” типа). Пазы в ободах дисков расположены под углом к направлению оси ротора. Этот угол примерно параллелен хорде профиля корневого сечения. Такое направление пазов позволяет расположить на диске больное число лопаток и этим увеличить густоту решётки профилей, приблизив ее к оптимальной – (b/t)опт. Следует обратить внимание на то, что густота решётки РК уменьшается от корня к периферии, т.к. шаг её возрастает, а хорда лопаток остается постоянной или увеличивается незначительно.