Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- 2 -ПРЕДИСЛОВИЕ Лабораторные занятия по курсу «Теория лопаточных машин» имеют целью дать студентам визуальное представление об устройстве компрессоров и турбин авиационных газотурбинных двигателей и, тем самым, помочь усвоению материала, излагаемого в лекциях по этому курсу.Не вдаваясь в подробности конструкции упомянутых узлов двигателя (которая изучается позднее), студенты на этих лабораторных занятиях должны выяснить, как реализуются в элементах конструкции компрессоров и турбин различных двигателей основные теоретические положения. К ним относятся, в частности, вопросы: профилирования лопаток и образования неподвижных и вращающихся лопаточных решета, профилирования сечений проточной части компрессоров и турбин, мероприятия по повышению к.п.д. компрессоров и турбин, способы регулирования компрессоров с целью расширения диапазона их устойчивой работы, способы охлаждения лопаток и дисков турбин и некоторые другие.Настоящие методические указания должны помочь студентам за сравнительно короткое время увидеть именно те элементы конструкции компрессоров и турбин, которые рассматривались в лекционном курсе, лучше понять физический смысл происходящих в них процессов, а также научить анализировать причины, которыми обосновано то или иное конструктивное решение. При этом имеется в виду, что на этих занятиях студенты впервые систематически знакомятся с материальной частью авиационных двигателей.Использование настоящих методических указаний на лабораторных занятиях предполагает предварительную подготовку к ним студентов путём повторения соответствующих разделов по учебнику и конспекту лекций.Методические указания составлены М.М.Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В.Д.- 3 -Зелёный фон, добавления МВП сверх содержания методички1. КОМПРЕССОРЫ АВИАЦИОННЫХ ГТД Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые или осецентробежные компрессоры. Центробежные компрессоры в настоящее время применяются в малогабаритных ГТД вспомогательного назначения и в качестве последней ступени осецентробежных компрессоров.Из методических соображений удобнее начать ознакомление в лаборатории с центробежным компрессором.1.1 Ступень центробежного компрессора (ЦК) В лаборатории ознакомление со схемой и особенностями устройства центробежного компрессора удобнее всего на двигателе ВК‑1. На этом двигателе, кроме основного центробежного компрессора с двухсторонним входом воздуха, имеется небольшой центробежный компрессор с односторонним входом воздуха, выполняющий роль вентилятора в системе охлаждения горячей части двигателя.Производительность компрессора двигателя ВК-1 на расчетном режиме составляет 48 кг/с, а степень повышения давления в нем . Заметим, что двухсторонний вход воздуха позволяет вдвое увеличить производительность ступени ЦК при тех же диаметральных размерах и сравнительно небольшом увеличении массы компрессора.На рис. 1.1 для простоты изображена схема центробежной ступени с односторонним входом воздуха, а также треугольники скоростей в этой ступени.Для того чтобы вспомнить принцип работы ЦК и назначение отдельных элементов его конструкции, проследим путь воздуха от входа его в двигатель и до выхода из компрессора (на примере ВК‑1).Из воздухозаборника самолёта воздух попадает во входные патрубки (ВхП) компрессора. На входе во ВхП расположен непод­вижный направляющий аппарат (ННА), который закручивает воздуш­ный поток в направлении вращения ротора компрессора. В мери­диональном сечении ВхП представляет собой криволинейный канал,- 4 - Рис. 1.1 Схема ступени ЦК с односторонним входом и треугольники скоростейна входе и на выходе из РК- 5 -который поворачивает поток на угол, несколько меньший 90°, и направляет его в рабочее колесо. При таком повороте потока на частицы воздуха действуют центробежные силы инерции, которые стремятся перемещать их в сторону внутренней стенки ВхП.В результате действия этих сил поле скоростей, давлений и плотностей воздуха на входе в рабочее колесо (РК) имело бы значительную неравномерность (подумайте – какую?). Кроме того, стал бы возможен отрыв потока от наружной стенки ВхП и вихреобразование на этой стенке. Для уменьшения эффекта действия центробежных сил во ВхП установлены разделительные конусы, показанные на схеме и которые вы видите на двигателе.Из треугольника скоростей на входе в РК видно, что относительная скорость W1 направлена под углом к плоскости вращения. Чтобы вход воздуха в РК был безударным, направление передних кромок лопаток должно совпадать с направлением относительной скорости W1, а их передняя кромка должна быть клиновидной, как это показано на рис. 1.1.В компрессорах небольших двигателей передние кромки лопаток механически деформируют, придавая нужную форму. В крупногабаритных компрессорах отогнутую часть лопаток, которую называют вращающимся направляющим аппаратом (ВНА), изготовляют в виде отдельной детали и часто из другого материала (сталь вместо дуралюмина для повышения вибростойкости).Чтобы сообщить воздуху большую энергию в РК, необходимо иметь большую окружную скорость U2, а при данном диаметре РК – бóльшую частоту вращения ротора. Но при этом растёт и скорость U1 и, соответственно, относительная скорость W1. Так как температура воздуха на входе в РК ещё низка, то относительно мала и местная скорость звука α1. Значение скорости W1 может приблизиться к a1 (или ), а при этом на входе в РК возникли бы скачки уплотнений и имели бы место значительные волновые потери. Чтобы при высокой окружной скорости РК относительная скорость W1 оставалась дозвуковой, скорость C1 отклоняют от осевого направления в сторону вращения РК. Именно для этого и необходима предварительная закрутка воздуха, создаваемая ННА.- 6 -Таким образом, ННА, разделительные конуса в ВхП и ВНА РК компрессора – это элементы конструкции, уменьшающие гидравлические и волновые потери на входе в РК и повышающие к.п.д. компрессора.В РК воздух вовлекается во вращение лопатками, которые и передают ему энергию, подводимую от турбины в виде крутящего момента Mкр. Часттицы воздуха движутся по каналам, образованным лопатками РК, поверхностью РК между лопатками и стенкой корпуса. Движение происходит под действием центробежных сил. При этом в РК повышается давление и температура воздуха и возрастает его кинетическая энергия, т.к. увеличивается абсолютная скорость C.Треугольник скоростей на выходе из РК показан на рис. 1.1. Дальнейшее преобразование кинетической энергии воздуха в потенциальную энергию давления происходит в диффузоре.Основной частью диффузора компрессора является лопаточный диффузор (ЛД), который представляет собой ряд каналов, образованных профилированными криволинейными лопатками. Но так как абсолютную скорость на выходе из колеса С2 стремятся иметь как можно большей (достигает

1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)

1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)

1.4. Многоступенчатый ОК

1.5. Регулирование компрессоров

1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора

2. ТУРБИНЫ АВИАЦИОННЫХ Г Т Д

2.1. Ступень осевой реактивной турбины

2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины

2.3. Двухвальные турбины

2.4. Мероприятия, повышающие к.п.д. турбины

2.5. Охлаждение турбин

ЛИТЕРАТУРА

, рассматривая ступень ОК, что величина и направление скоростей на входе и на выходе из РК на нерасчётных режимах существенно отличаются от расчётных треугольников скоростей. Это приводит к увеличению гидравлических потерь и снижению к.п.д. на нерасчётных режимах работы, а в некоторых случаях – к неустойчивой работе компрессора (рассматривается ниже).

В некоторых двигателях часть ступеней имеет поворотные лопатки НА. В качестве примера с такой конструкцией можно ознакомиться в компрессоре двигателя ТВ2‑117А.

Давление воздуха за НА , а . Поэтому воздух стремится перетекать из областей повышенного давления туда, где оно ниже – через радиальные зазоры между РК и корпусом и между внутренним бандажом НА и ротором (рис.1.2). Этому перетеканию и связанному с ним росту гидравлических потерь и снижению к.п.д. стараются препятствовать, уменьшая упомянутые радиальные зазоры и применяя лабиринтные уплотнения между внутренним бандажом НА и цилиндрической стенкой ротора, на которой нарезаются гребешки (рис. 1.2).

Вследствие изменения температуры и деформации деталей от действующих нагрузок, зазоры в процессе работы двигателя от его запуска до остановки изменяются, и может произойти задевание лопаток или гребешков ротора о корпус или внутренний бандаж НА соответственно. Чтобы при этом не происходило разрушения элементов конструкции, на корпус компрессора и на внутренний бандаж НА обычно наносится мягкий, срабатываемый слой покрытия (алюмографитового, алюмоасботалькового и др.). С подобными мероприятиями можно ознакомиться в компрессорах двигателей РД‑3М, АИ‑20, TB2‑117A, Д‑20П.

Для уменьшения потерь на трение поверхности лопаток РК и НА обрабатываются с высокой степенью чистоты. Стальные и титановые лопатки полируются, а лопатки из алюминиевых сплавов, кроме того, подвергаются анодному оксидированию.
- 13 -


1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)


На двигателях, имеющих дозвуковые или трансзвуковые первые ступени компрессоров, в передней части статора располагается ВНА. ВНА представляет собой неподвижный ряд лопаток статора, создающих предварительную закрутку потока на входе в РК первой ступени, обычно в направлении его вращения (рис.1.2).

Назначение такой предварительной закрутки, как это уже было указано при рассмотрении ступени ЦК, состоит в том, чтобы уменьшить относительную скорость W1, на входе в РК и этим снизить волновые потери на лопатках РК. Так, например, в компрессоре двигателя РД‑3М на конце лопатки РК первой ступени окружная скорость и без предварительной закрутки относительная скорость была бы W1 = 350 м/с, а местная скорость звука a1 = 330 м/с, т.е. . Предварительная закрутка позволяет сделать при неизменной окружной скорости U.

Предварительная закрутка воздуха на входе в РК может оказаться необходимой не только для первой, но и для последующих ступеней. Однако надобность в ВНА для них уже отпадает, а его функцию выполняет НА предыдущей ступени. По мере продвижения воздуха от ступени к ступени необходимость в предварительной закрутке постепенно уменьшается, а затем и вовсе отпадает, т.к. повышается температура воздуха и значение местной скорости звука возрастает. Тогда выход воздуха из НА делается в осевом направлении. Хотя, строго говоря, направление потока перед следующей ступенью определяется таким её параметром, как степень реактивности, что рассматривается на лекциях.

В изменении предварительной закрутки от ступени к ступени можно убедиться визуально, осматривая ВНА и НА компрессора РД‑3М.

Предварительная закрутка изменяется по высоте лопаток ВНА и НА. При длинных лопатках окружная скорость РК существенно возрастает от корня к периферии, а вместе с ней растёт и относительная скорость W1. Поэтому с точки зрения снижения волновых потерь надо предварительную закрутку увеличивать и проектировать ВНА и НА так, как это показано на рис. 1.2. Такому способу проектирования соответствуют ступени с постоянной степенью реактивности

. По этому закону обычно
- 14 -
проектируется первые ступени дозвуковых ОК, в чём можно убедиться, знакомясь с двигателями, представленными в лаборатории

Там, где уменьшать W1 уже не требуется, т.е. для последующих ступеней ОК, а также для сверхзвуковых ступеней часто применяются другие способы проектирования. Одним из них является проектирование по закону постоянства циркуляции . Напомним, что в этом случае энергия, сообщаемая воздуху РК, остаётся постоянной по высоте лопатки и этим обеспечивается такое изменение давления по радиусу, при котором нет радиального перетекания воздуха. К.п.д. ступени оказывается выше, чем при других законах изменения Сu по радиусу.

Увидеть на реальных двигателях изменение предварительной закрутки по этому закону (т.е. уменьшение её от корня к периферии) довольно трудно.

Современные ТРДД со сверхзвуковыми первыми ступенями компрессора низкого давления часто проектируются без ВНА.

Как уже отмечалось, при изменении режима работы двигателя обтекание лопаток РК отличается от расчётного, что может привести к неустойчивой работе компрессора – помпажу. Одним из способов расширения диапазона устойчивой работы ОК является регулирование угла установки лопаток ВНА. ВНА с поворотными лопатками можно увидеть на двигателе ТВ2‑117А.

При неблагоприятном сочетании температуры и влажности воздуха может произойти обледенение лопаток ВНА и других элементов конструкции, расположенных в передней («холодной») части двигателя. Поэтому передние кромки лопаток ВНА обогреваются нагретым воздухом или горячим маслом, для чего в них образуют полость. Это можно увидеть на всех двигателях.

1.4. Многоступенчатый ОК


Не вдаваясь в рассмотрение теории многоступенчатого ОК, остановимся на вопросе о формах его проточной части.

По мере сжатия воздуха его плотность от ступени к ступени возрастает. Так как расход воздуха при этом остается постоянным, то необходимо либо уменьшить осевую скорость воздуха Ca,
- 15 -
либо уменьшить площадь сечения проточной части, т.е. высоту лопаток. Снижение
Ca допустимо лишь в определённых пределах, т.к. оно приводит к уменьшению закрутки воздуха в РК и, следовательно, к уменьшению адиабатической работы ступени. Поэтому во всех ОК площадь сечения проточной части и высота лопаток от ступени к ступени уменьшается.

Однако при выборе формы меридионального сечения проточной части ОК, конструктор должен учитывать ряд требований, часто противоречивых. Напомним некоторые из них.

Уменьшение высоты лопаток (особенно существенное в последних ступенях) приводит к увеличению роли концевых потерь, связанных с перетеканием воздуха через радиальный зазор.

С точки зрения энергии, сообщаемой воздуху, выгодно увеличить средний диаметр РК (больше окружная скорость U , при той же частоте вращения). Это позволяет уменьшить число ступеней (больше ) и, следовательно, массу компрессора.

Из конструктивных и технологических соображений наиболее удобными являются схемы, в которых либо наружный, либо внутренний диаметр всех ступеней одинаков. Надо также учесть возможность размещения передней опоры компрессора, диаметральные размеры которой ограничены диаметром втулки РК 1-й ступени,

Часто конструкторы применяют компромиссные схемы, где в первых ступенях изменяются и наружный и внутренний диаметры (примерно постоянным сохраняется Dср), а в последующих – постоянны либо наружный, либо внутренний диаметр.

В двухвальных ОК надо удовлетворить указанным выше требованиям и, кроме того, учесть следующее. Воздух в компрессор высокого давления (КВД) поступает уже сжатым в компрессоре низкого давления (КНД). Кроме того, расход воздуха через КВД существенно ниже, чем через КНД (в зависимости от степени двухконтурности). Поэтому площади поперечных сечений проточной части КВД значительно меньше, чем у КНД, а диаметр втулки РК 1‑й ступени КВД значительно меньше диаметра втулки РК последней ступени КНД. Для уменьшения гидравлических потерь при переходе от КНД к КВД надо обеспечить плавное сопряжение проточных частей этих компрессоров.
- 16 -
На двигателях, имеющихся в лаборатории, представлены различные формы проточной части.

В компрессоре двигателя РД‑3М проточная часть выполнена с постоянным наружным диаметром. Большие размеры этого двигателя позволяют разместить переднюю опору. Высота лопаток последней ступени относительно велика и можно не опасаться увеличения концевых потерь. Конструкция достаточно технологична и проста.


Компрессор ТВД АИ‑20 имеет проточную часть с постоянным наружным диаметром, кроме первых ступеней, где наружный диаметр уменьшается, а внутренний увеличивается. Если бы наружный диаметр первой ступени компрессора был меньше, было бы труднее разместить детали передней опоры и лабиринтные уплотнения.

В компрессоре двигателя ТВ2‑117А проточная часть выполнена аналогично, т.е. наружный диаметр постоянный, кроме первых двух ступеней. При малых диаметральных размерах этого двигателя, очевидно, были трудности с размещением передней опоры и пришлось увеличивать диаметр втулки РК первой ступени, а одновременно и наружный диаметр. В последних ступенях этого компрессора лопатки короткие и концевые потери в них относительно больше, но, по-видимому, предпочтение отдано лучшей технологичности выбранной формы проточной части.

На двигателе Д‑20П в КНД проточная часть выполнена с постоянным внутренним диаметром, за исключением первой ступени, где внутренний диаметр РК увеличивается, а наружный уменьшается ( ). Такая схема обеспечивает лучшую компоновку входной части компрессора, размещение передней опоры и лучшее сопряжение проточных частей на выходе из КНД и на входе в КВД. Подумайте над тем, как выглядело бы это сопряжение при постоянном наружном диаметре КНД?

Одновременно получается более технологичной конструкция РК 2‑й и 3‑й ступеней и НА 1‑й и 2‑й ступеней.

Проточная часть КВД выполнена с постоянным наружным диаметром, кроме некоторого увеличения диаметра 1‑й ступени. По-видимому, это сделано также для лучшего сопряжения проточных частей КВД и КНД.
- 17 -