Файл: Методические указания составлены М. М. Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В. Д.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- 2 -ПРЕДИСЛОВИЕ Лабораторные занятия по курсу «Теория лопаточных машин» имеют целью дать студентам визуальное представление об устройстве компрессоров и турбин авиационных газотурбинных двигателей и, тем самым, помочь усвоению материала, излагаемого в лекциях по этому курсу.Не вдаваясь в подробности конструкции упомянутых узлов двигателя (которая изучается позднее), студенты на этих лабораторных занятиях должны выяснить, как реализуются в элементах конструкции компрессоров и турбин различных двигателей основные теоретические положения. К ним относятся, в частности, вопросы: профилирования лопаток и образования неподвижных и вращающихся лопаточных решета, профилирования сечений проточной части компрессоров и турбин, мероприятия по повышению к.п.д. компрессоров и турбин, способы регулирования компрессоров с целью расширения диапазона их устойчивой работы, способы охлаждения лопаток и дисков турбин и некоторые другие.Настоящие методические указания должны помочь студентам за сравнительно короткое время увидеть именно те элементы конструкции компрессоров и турбин, которые рассматривались в лекционном курсе, лучше понять физический смысл происходящих в них процессов, а также научить анализировать причины, которыми обосновано то или иное конструктивное решение. При этом имеется в виду, что на этих занятиях студенты впервые систематически знакомятся с материальной частью авиационных двигателей.Использование настоящих методических указаний на лабораторных занятиях предполагает предварительную подготовку к ним студентов путём повторения соответствующих разделов по учебнику и конспекту лекций.Методические указания составлены М.М.Зальцманом и отредактированы проф. Ронзиным В.Д.- 3 -Зелёный фон, добавления МВП сверх содержания методички1. КОМПРЕССОРЫ АВИАЦИОННЫХ ГТД Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые или осецентробежные компрессоры. Центробежные компрессоры в настоящее время применяются в малогабаритных ГТД вспомогательного назначения и в качестве последней ступени осецентробежных компрессоров.Из методических соображений удобнее начать ознакомление в лаборатории с центробежным компрессором.1.1 Ступень центробежного компрессора (ЦК) В лаборатории ознакомление со схемой и особенностями устройства центробежного компрессора удобнее всего на двигателе ВК‑1. На этом двигателе, кроме основного центробежного компрессора с двухсторонним входом воздуха, имеется небольшой центробежный компрессор с односторонним входом воздуха, выполняющий роль вентилятора в системе охлаждения горячей части двигателя.Производительность компрессора двигателя ВК-1 на расчетном режиме составляет 48 кг/с, а степень повышения давления в нем . Заметим, что двухсторонний вход воздуха позволяет вдвое увеличить производительность ступени ЦК при тех же диаметральных размерах и сравнительно небольшом увеличении массы компрессора.На рис. 1.1 для простоты изображена схема центробежной ступени с односторонним входом воздуха, а также треугольники скоростей в этой ступени.Для того чтобы вспомнить принцип работы ЦК и назначение отдельных элементов его конструкции, проследим путь воздуха от входа его в двигатель и до выхода из компрессора (на примере ВК‑1).Из воздухозаборника самолёта воздух попадает во входные патрубки (ВхП) компрессора. На входе во ВхП расположен непод­вижный направляющий аппарат (ННА), который закручивает воздуш­ный поток в направлении вращения ротора компрессора. В мери­диональном сечении ВхП представляет собой криволинейный канал,- 4 - Рис. 1.1 Схема ступени ЦК с односторонним входом и треугольники скоростейна входе и на выходе из РК- 5 -который поворачивает поток на угол, несколько меньший 90°, и направляет его в рабочее колесо. При таком повороте потока на частицы воздуха действуют центробежные силы инерции, которые стремятся перемещать их в сторону внутренней стенки ВхП.В результате действия этих сил поле скоростей, давлений и плотностей воздуха на входе в рабочее колесо (РК) имело бы значительную неравномерность (подумайте – какую?). Кроме того, стал бы возможен отрыв потока от наружной стенки ВхП и вихреобразование на этой стенке. Для уменьшения эффекта действия центробежных сил во ВхП установлены разделительные конусы, показанные на схеме и которые вы видите на двигателе.Из треугольника скоростей на входе в РК видно, что относительная скорость W1 направлена под углом к плоскости вращения. Чтобы вход воздуха в РК был безударным, направление передних кромок лопаток должно совпадать с направлением относительной скорости W1, а их передняя кромка должна быть клиновидной, как это показано на рис. 1.1.В компрессорах небольших двигателей передние кромки лопаток механически деформируют, придавая нужную форму. В крупногабаритных компрессорах отогнутую часть лопаток, которую называют вращающимся направляющим аппаратом (ВНА), изготовляют в виде отдельной детали и часто из другого материала (сталь вместо дуралюмина для повышения вибростойкости).Чтобы сообщить воздуху большую энергию в РК, необходимо иметь большую окружную скорость U2, а при данном диаметре РК – бóльшую частоту вращения ротора. Но при этом растёт и скорость U1 и, соответственно, относительная скорость W1. Так как температура воздуха на входе в РК ещё низка, то относительно мала и местная скорость звука α1. Значение скорости W1 может приблизиться к a1 (или ), а при этом на входе в РК возникли бы скачки уплотнений и имели бы место значительные волновые потери. Чтобы при высокой окружной скорости РК относительная скорость W1 оставалась дозвуковой, скорость C1 отклоняют от осевого направления в сторону вращения РК. Именно для этого и необходима предварительная закрутка воздуха, создаваемая ННА.- 6 -Таким образом, ННА, разделительные конуса в ВхП и ВНА РК компрессора – это элементы конструкции, уменьшающие гидравлические и волновые потери на входе в РК и повышающие к.п.д. компрессора.В РК воздух вовлекается во вращение лопатками, которые и передают ему энергию, подводимую от турбины в виде крутящего момента Mкр. Часттицы воздуха движутся по каналам, образованным лопатками РК, поверхностью РК между лопатками и стенкой корпуса. Движение происходит под действием центробежных сил. При этом в РК повышается давление и температура воздуха и возрастает его кинетическая энергия, т.к. увеличивается абсолютная скорость C.Треугольник скоростей на выходе из РК показан на рис. 1.1. Дальнейшее преобразование кинетической энергии воздуха в потенциальную энергию давления происходит в диффузоре.Основной частью диффузора компрессора является лопаточный диффузор (ЛД), который представляет собой ряд каналов, образованных профилированными криволинейными лопатками. Но так как абсолютную скорость на выходе из колеса С2 стремятся иметь как можно большей (достигает

1.2. Ступень осевого компрессора (ОК)

1.3. Входной направляющий аппарат OK (ВНА)

1.4. Многоступенчатый ОК

1.5. Регулирование компрессоров

1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора

2. ТУРБИНЫ АВИАЦИОННЫХ Г Т Д

2.1. Ступень осевой реактивной турбины

2.2. Многоступенчатые осевые реактивные турбины

2.3. Двухвальные турбины

2.4. Мероприятия, повышающие к.п.д. турбины

2.5. Охлаждение турбин

ЛИТЕРАТУРА

1.5. Регулирование компрессоров


Рассматривая ступень ОК мы уже упоминали о том, что на нерасчётных режимах нарушается плавное обтекание лопаток РК вследствие отклонения направления вектора относительной скорости W1 от расчётного. При увеличении угла атаки больше критического срывные явления на спинке профиля приводят к неустойчивой работе (помпажу).

В многоступенчатом ОК неустойчивая работа (помпаж) возникает вследствие рассогласования в работе первых и последних ступеней на нерасчётных режимах (подробнее этот вопрос рассматривается в лекционном курсе). При этом чем больше степень повышения давления воздуха , тем больше это рассогласование.

Для уменьшения рассогласования ступеней многоступенчатого ОК на нерасчётных режимах и улучшения его работы в различных условиях эксплуатации применяются различные способы регулирования компрессоров.

Кроме расширения диапазона устойчивой работы, такое регулирование повышает к.п.д. компрессора на нерасчётных режимах, уменьшает вибрацию лопаток и вибронапряжения в них, облегчает запуск двигателя (меньше потребная мощность стартера).

Основными способами регулирования компрессоров являются:

– перепуск воздуха из проточной части в атмосферу или в наружный контур ТРДД;

– поворот лопаток ВНА, НА (в турбовентиляторных двигателях иногда поворот рабочих лопаток вентилятора);

– изменение соотношения между частотами вращения ступеней (путем применения 2- и 3‑вальных ОК).

На некоторых двигателях применяются одновременно несколько способов регулирования (в литературе встречается также термин–механизация компрессора).

В лекционном курсе дано обоснование каждого из этих способов регулирования. Для напоминания на рис. 1.4 приведены схемы, поясняющие принцип восстановления расчётного обтекания каждым из указанных способов регулирования.
- 18 -


Рис. 1.4. Треугольники скростей на входе в РК 1-й ступени
и их изменение при различных способах регулирования
- 19 -
На двигателях, представленных в лаборатории, можно ознакомиться со всеми основными способами регулирования компрессоров.


На двигателе ВК‑1 применяемый ЦК имеет сравнительно низкую степень повышения давления и регулирования не требует. Кроме того, центробежные компрессоры более устойчивы к помпажу из-за работы центробежных сил.

На двигателе РД‑3М  , регулирование осуществляется перепуском до 15% воздуха из компрессора в атмосферу. Окна перепуска расположены в корпусе компрессора за третьей ступенью и закрываются лентой перепуска. При частоте вращения ротора окна перепуска открыты, а при достижении , они автоматически закрываются лентой ( ). Соответственно, при уменьшении частоты вращения лента открывает окна. Сигнал на открытие и закрытие ленты перепуска выдается центробежным датчиком (расположен на корпусе компрессора сверху), а механическое воздействие на ленту осуществляется пневмомеханизмом (расположен на корпусе компрессора справа). Лента перепуска закрывается и удерживается в закрытом положении сжатым воздухом, а открывается пружиной, находящейся внутри пневмоцилиндра.

Перепуск воздуха наиболее простой способ регулирования компрессора. Восстановление расчётного обтекания лопаток РК при перепуске воздуха происходит за счёт увеличения расхода воздуха через первые ступени и, вследствие этого, увеличения скорости C1(рис.1.4, а). Основной недостаток его в большой потере сжатого воздуха, что приводит к снижению тяги и увеличению удельного расхода топлива при открытых окнах перепуска. Следует также иметь в виду, что перепуск воздуха облегчает запуск двигателя.

На двигателе АИ‑20 , регулирование осуществляется перепуском воздуха в атмосферу через 4 окна в корпусе компрессора, по два за 5‑й и за 8‑й ступенями. Воздух выпускается через клапаны, которые открыты при частоте вращения ротора: для первых двух

и для вторых – ( . Управление клапанами автоматическое, сигнал выдается командно-топливным агрегатом системы регулирования двигателя.
- 20 -
На двигателе ТВ2‑117А регулирование осуществляется поворотными лопатками ВНА и НА 1‑й, 2‑й и 3‑й ступеней, а также перепуском воздуха за 6‑й ступенью компрессора в атмосферу через 2 клапана перепуска. Более сложное регулирование этого двигателя, по сравнению с предыдущими, объясняется высокой частотой вращения ротора турбокомпрессора этого двигателя ( ).

При регулировании поворотом лопаток ВНА и НА расчётное обтекание лопаток РК обеспечивается изменением направления вектора абсолютной скорости C1(рис. 1.4, б). Эффективность регулирования только поворотом лопаток ВНА и НА недостаточна, что приводит к необходимости дополнять его перепуском воздуха. Угол поворота лопаток ВНА и НА изменяется плавно в пределах от –30° до 0° при изменении приведенных оборотов ротора от 75 до 100% от nmax. Управление лопатками осуществляется гидромеханизмом, сигнал выдаётся командным агрегатом системы регулирования двигателя. Клапаны перепуска открыты при оборотах ротора компрессора ниже 53% от nmax.

На двигателе Д‑20П , регулирование происходит, во‑пер­вых, за счёт 2‑вальной схемы компрессора, и, во‑вторых, путём перепуска воздуха в наружный контур через 2‑окна в корпусе КВД. Окна, расположенные за 3‑й и 4‑й ступенями, закрываются двумя заслонками, которые управляются гидроцилиндрами, установленными на переднем наружном кожухе камеры сгорания; слева. Сигнал на автоматическое открытие и закрытие заслонок выдается центробежным регулятором при .


Напомним, что регулирование за счёт 2‑вальной схемы происходит благодаря тому, что при уменьшении частоты вращения обоих роторов угол атаки при обтекании рабочих лопаток ротора КНД увеличивается, нагрузка на лопатки возрастает, происходит относительное торможение этого ротора, т.е. уменьшение окружной скорости U и благодаря этому постоянно восстанавливается расчётное обтекание лопаток (рис. 1.4, в). Регулирование при этом происходит плавно.

Степень повышения давления в КНД ( ) невысока и поэтому в этом компрессоре никаких дополнительных противопомпажных мер не требуется.
- 21 -
В 8‑ступенчатом КВД ( ), как указано выше, применяется перепуск воздуха для предотвращения срывных явлений на лопатках первых ступеней этого компрессора.

Как видим, при 2‑валъной схеме ОК регулирование проще, чем при одновальной. Благодаря этому 2‑вальная схема позволяет реализовать более высокие степени повышения давления и при этом иметь достаточно широкий диапазон устойчивой работы. Преимуществом этой схемы является также и то, что при запуске двигателя приходится раскручивать только ротор турбокомпрессора высокого давления и меньше потребная мощность стартера.

Дальнейшим развитием ТРДД Д‑20П является ТРДД Д‑30. У этого двигателя степень повышения давления компрессора ( ; ). Обратите внимание что произведение оказывается больше, чем , попробуйте объяснить это. КНД этого двигателя регулируется только благодаря 2‑вальнэй схеме. КВД, кроме заслонок перепуска, имеет ВНА с поворотными лопатками. Конструкция компрессоров 2‑валъной схемы в целом сложнее, чем одновальных.


1.6. Мероприятия, повышающие к.п.д. компрессора


К.п.д. компрессора характеризует совершенство процесса преобразования механической энергии, подводимой к его валу, в потенциальную энергию давления воздуха, т.е. учитывает различные потери энергии в процессе этого преобразования. Рассматривая отдельные элементы компрессоров, мы напоминали о некоторых из них и о методах их уменьшения. Приведём эти сведения в систему.

Мероприятиями по уменьшению гидравлических сопротивлений являются:

а) применение аэродинамических профилей сечений лопаток ОК и малых углов атаки при их обтекании потоком. Обеспечение безударного входа воздуха в РК ЦК;

б) профилирование лопаток по высоте, предотвращающее радиальные перетекания воздуха в межлопаточных каналах;

в) минимальные радиальные зазоры между лопатками РК и корпусом обеспечиваются нанесением мягких, срабатываемых покрытий на внутреннюю поверхность корпуса;
- 22 -
г) применение лабиринтных уплотнении между внутренними бандажами НА и цилиндрической поверхностью ротора. Нанесение срабатываемых покрытий на поверхность бандажа НА;

д) применение 2‑рядных НА последних ступеней ОК;

е) различные способы регулирования, одновременно уменьшающие гидравлические потери на нерасчётных режимах.

Мероприятием, уменьшающим волновые потери в дозвуковых ступенях, является предварительная закрутка воздуха с помощью ВНА или НА первых ступеней. В транс- и сверхзвуковых ступенях уменьшение волновых потерь достигается применением тонких клиновидных профилей лопаток РК 1‑й ступени.

Для уменьшения потерь на трение применяется тщательная обработка поверхностей лопаток, анодное оксидирование для лопаток из алюминиевых сплавов.

Для иллюстрации эффективности мероприятий по уменьшению потерь приведём сравнение к.п.д. некоторых компрессоров, с которыми вы знакомились (для сравнения приводятся также сведения о к.п.д. компрессора ТРДД Д‑30).

Наименование двигателя





ВК-1

4,22

0,76

РД-ЗМ (АМ‑3)

6,40

0,82

ТВ2-117А

6,20

0,86

Д-20П

12,00



0,757



0,850

Д-30

18,40



0,856



0,867