Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Раскрыть особенности детей дошкольного возраста, значение периода дошкольного детства в развитии и социализации личности ребёнка. Охарактеризовать индивидуальные особенности дошкольников, пути формирования детской индивидуальности.
Дошкольный возраст - этап физического, психического, социального развития личности ребёнка от 3 лет до приёма его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования. Значение периода дошкольного детства: ребенок овладевает общечеловеческими знаниями, умениями, навыками; приобретает основные психические качества (речь, развитие ориентировки в пространстве, времени,; развитие восприятия, памяти, мышления, воображения; формирование нравственных качеств личности,развивается самосознание (много знает о себе: внешнем облике, внутреннем мире), умеет управлять чувствами и поведением, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками); возникает новая форма общения – внеситуативно-личностное. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой, учебной, общения, познавательной практической Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, так как именно игра вызывает значительные и глубокие изменения в психике ребенка, способствует его своевременному развитию. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (Макаренко А.С.) Таким образом, дошкольное детство – уникальный период жизни, который имеет огромное значение в развитии и социализации личности ребёнка.
Для детей дошкольного возраста характерны следующие физические и психические возрастные особенности: интенсивное физическое и психическое развитие; большая пластичность нервной системы (что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения); активность и потребность в движении; повышенная эмоциональность, чувствительность, впечатлительность; преобладание чувственной сферы над волевой
; способность к подражанию; совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,зарождается словесно-логическое мышление; появляется способность к анализу, синтезу, классификации; для детей характерна непроизвольность психических процессов, пытливость, любознательность ума; свежесть и острота воображения; отсутствие достаточного житейского опыта.
В обучении и воспитании учитываются как возрастные так и индивидуальные особенности дошкольников (принцип индивидуального подхода) Индивидуальность – конкретный человек со свойственными ему физическими, психическими, социальными качествами.. Каждый ребёнок обязательно в чём-то уникален, не похож на других детей. Индивидуальность детей проявляется в уровне и темпе физического и психического развития, типе темперамента, особенностях пола, в природных задатках и способностях, познавательных интересах, жизненном опыте. Согласно концепции личностно-ориентированной модели воспитания на первый план выдвигается развитие индивидуальной неповторимости личности, создание условий для её самореализации (стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) Пути формирования детской индивидуальности. Взрослым нужно: видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать её, принимать и понимать; включать в разные виды детской деятельности; как можно раньше выявить способности ребёнка; целенаправленно формировать определённые склонности, интересы, увлечённость тем или иным видом деятельности; создать атмосферу сотрудничества, условия для творчества; формировать позитивную «Я-концепцию», создавать ситуацию успеха; организовать индивидуальную и дифференцированную работу. Таким образом, «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». (Ушинский К.Д.)
16. Раскрыть сущность понятия «здоровье». Сформулировать задачи воспитания здорового ребёнка, охарактеризовать условия и средства воспитания здорового ребенка.
Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Здоровье – наивысшая ценность человека и общества. Основы здоровья закладываются в раннем и дошкольном детстве. Большая роль в воспитании здорового ребёнка отводится физическому воспитанию. Цель физического воспитания детей дошкольного возраста –
обеспечение высокого уровня здоровья детей; развитие навыков здорового образа жизни; воспитание физической культуры личности. Цель конкретизируется в задачах воспитания здорового ребенка.
Первая группа задач - оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья:
- всестороннее физическое развитие;
- совершенствование функций организма (совершенствование работы сердечно-сосудистой системы, дыхательной пищеварительной и нервной систем, так как эти функциональные системы у дошкольника ещё несовершенны);
- повышение активности и общей работоспособности;
- закаливание и развитие движений (повышают сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды и снижают заболеваемость детей.
Задачи этой группы имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.
Вторая группа задач - образовательные:
- формирование двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, ОРУ);
- развитие физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, гибкость и др.);
- овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности; способах укрепления здоровья.
Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Третья группа задач - воспитательные :
- разностороннее развитие детей ( физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
- формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательные задачи ориентированы на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенствовании.
Выделение трёх групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по воспитанию здорового ребёнка.
Условиями воспитания здорового ребёнка являются здоровый образ жизни (это поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, основанное на выполнении норм личной и общественной гигиены), лечебно-профилактическая работа, медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей, валеологическая культура воспитателей и родителей,
сотрудничество учреждения дошкольного образования с семьёй в вопросах воспитания здорового ребёнка, валеологическое воспитание дошкольников (приобщение детей к познанию и созданию своего здоровья).
Средства воспитания здорового ребенка
1.Психогигиенические факторы: эмоциональный комфорт, рациональный распорядок дня, полноценное питание, гигиена одежды, обуви, помещения; культурно-гигиенические навыки.
2.Эколого-природные факторы: естественные силы природы (вода, солнце, воздух).
3.Физические упражнения, танцевальные движения, движения входящие в другие виды деятельности.
4.Массаж.
17. Обосновать роль распорядка дня в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Перечислить процессы жизнедеятельности воспитанников учреждения дошкольного образования в первую половину дня. Охарактеризовать организацию и методику проведения прогулок.
Распорядок дня – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма (сон, бодрствование, кормление), а также чередование различных видов деятельности. Значение распорядка дня: способствует нормальному функционированию организма; является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития; вырабатывается динамический стереотип поведения; устанавливается постоянный ритм кормления, сна и бодрствования; правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления
В первую половину дня организуются следующие процессы жизнедеятельности: утренний приём; утренняя гимнастика; подготовка к завтраку, завтрак; занятия; самостоятельная игровая деятельность; подготовка к прогулке, прогулка; подготовка к обеду, обед; подготовка ко сну, сон.
Прогулка занимает важное место в распорядке дня учреждения дошкольного образования и является средством разностороннего развития ребенка, средством оздоровления детей. Воспитателю необходимо создать условия для разнообразной и содержательной деятельности детей на прогулке.
Структура прогулки: наблюдение, подвижные игры и физические упражнения, индивидуальная работа, трудовая деятельность, самостоятельная игровая деятельность с выносным и природным материалом. Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующего занятия, интересов и возраста детей.
Во время прогулок воспитатель проводит:
- наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира: природных явлений и явлений общественной жизни на участке детского сада и за его пределами: за трудом взрослых, за изменениями в природе, за погодой, растениями, животными Наблюдение может проводиться с целой группой детей или с подгруппой детей.
- подвижные игры и физические упражнения. Выбор игр зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Широко используются игры большой подвижности, а также спортивные игры, народные игры. Помимо подвижных игр и физических упражнений на прогулке организуются спортивные развлечения, проводятся физкультурные праздники. Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность.
- трудовая деятельность. Содержание и формы организации труда зависят от погоды, времени года, возраста детей. Летом – труд в цветнике, огороде (сажают цветы, поливают, рыхлят землю), осенью – подметают дорожки, сгребают опавшую листву, собирают вместе с воспитателем семена, урожай овощей, зимой – расчищают дорожки от снега и т.д. Важно, чтобы труд был посильным и приносил радость, помогал овладеть полезными навыками и умениями.
- индивидуальная работа по разным разделам программы: по физическому развитию (метание в цель, упражнение в равновесии, спрыгивание, перешагивание и т.д.), развитию речи (заучивание стихов, песенок, словесные дидактические игры и т.д.), математическому развитию (упражнение в счете, ориентировка в пространстве и т.д.), изобразительной деятельности (рисование на песке, асфальте, лепка из песка, глины, снега, конструирование из бросового, природного материала и т.д.) и др.
- самостоятельная игровая деятельность с выносным и природным материалом, экспериментирование протекают под контролем и руководством педагога. Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его деятельность, с другой стороны, научить детей играть самостоятельно.
В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношениями детей, следить за сменой видов деятельности. Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все игрушки дети убрали на место; дать указание на предстоящую деятельность; напомнить, что при входе нужно вытирать ноги, в группу идти тихо, не кричать.