ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
етствующих правовых норм. Тем не менее, вопрос об размере уголовной ответственности и содержании санкций вышеуказанных норм, не соответствующих по своему количественному признаку принципу справедливости, все же требует своего разрешения.

Анализ правовой литературы показывает, что в ст. 28 УК РФ имеют место два самостоятельных основания признания деяния причинившим вред законоохраняемым интересам, но совершенных без вины: субъективный случай («казус») и объективный - это невозможность предотвращения общественно опасных последствий.

Законодатель указывает: деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть (ч. 1 ст. 28 УК РФ). Кроме того, необходимо отличать «казус» от преступной небрежности.

При «казусе» лицо не осознает и не может осознавать общественной опасности совершаемого им деяния. В этом случае отсутствует и предвидение возможности или наступления указанных последствий, что и называют субъективным случаем. Стоит отметить, что уголовная ответственность при «казусе» исключается, либо в действиях (бездействии) лица, причинившего общественно опасные последствия, отсутствует вина.

Второй вид «казуса» можно отнести к тем преступлениям, кот
орые по своему объективному содержанию характеризуются не только признаками, описанными в законе (действиями, бездействием), но также определенными последствиями, с которыми УК РФ сопоставляет ответственность за какое-либо конкретное деяние.

В указанном варианте лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть.

Исследуя содержание ч. 2 ст. 28 УК РФ об особой разновидности причиненного вреда, следует сказать, что это тот случай, когда лицо, совершившее деяние, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить данные последствия в силу несопоставимости своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Вместе с тем, надо помнить, что понятия, используемые в ч. 2 ст. 28 УК РФ, такие как, «психофизиологические качества», «экстремальные условия» и «нервно-психические перегрузки» являются расплывчатыми и оценочными. В этой связи, обстоятельства рассматриваемого деяния должны устанавливаться следственным путем. Полагаем, что выше обозначенные понятия требуют специальных познаний и должны в большей степени соответствовать фактическим обстоятельствам дела. Тем не менее, окончательный вывод об их соответствии таким обстоятельствам дела всётаки должна дать судебно-пси

хологическая экспертиза [2].

Таким образом, ответственность за причинение смерти исключается:

1) если лицо предвидело возможность причинения смерти другому человеку и, не желая этого, предприняло все необходимые, по его мнению, меры для предотвращения наступления смерти, но смерть наступила по не зависящим от него причинам;

2) если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть наступления смерти другого человека. В этих случаях имеет место случайное причинение смерти.

Что касается особо квалифицированного состава халатности, то согласно ч. 3 ст. 293 УК РФ такой состав связан с причинением по неосторожности смерти двух или более лиц. От халатности как преступления против интересов службы следует отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта, даже если они у него имеются [2].

Приведем пример. Медицинские работники учреждения здравоохранения (врач, хирург, медсестра), допустившие небрежность при проведении лечения, хирургической операции, лечебной процедуры, могут нести ответственность только за неосторожное преступление против личности. И так, по совокупности вышеизложенного можно констатировать, что деяние, предусмотренное в одной норме – специальной и в большинстве признаков в другой – общей, то оно квалифицируется по специальной норме. При этом, квалификация по специальным нормам должна основываться на признаках, указанных в общей норме.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.

Объектом причинения смерти по неосторожности является жизнь, которая, в сво
ю очередь, является родовым объектом для всех преступлений, предусмотренных главой 16 УК РФ.

Объективная сторона данного преступления представлена деянием, выраженным в форме действия или бездействия, общественно опасными последствиями в виде смерти лица, а также причинно-следственной связью между деянием и наступившими последствиями.

Общий субъект причинения смерти по неосторожности – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, а специальный субъект – вменяемое физическое лицо определенной профессии, достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное в силу своей специальности соблюдать определенные правила и стандарты.

Субъективная сторона рассмотренного нами преступления, являясь его отличительным признаком, выражена неосторожностью в форме легкомыслия или небрежности.

Квалифицированными составами причинения смерти по неосторожности являются:

а) причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей в качестве квалифицирующего признака (ч. 2 ст.109 УК РФ);

б) неосторожное причинение смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), где особо квалифицирующим признаком будет выступать лишение жизни двух или более лиц.

Разграничение причинения смерти по неосторожности и смежных составов преступлений имеет большое правовое значение. Если в УК РФ существует специальная норма, предусматривающая ответственность за причинение смерти вследствие ненадлежащего испол
нения каких-либо профессиональных обязанностей, применению подлежат именно такие нормы (ст. ст. 124, 143, 216, 217 и др. УК РФ), а не ст. 109 УК РФ. Деяние, описанное в ч. 1 ст. 109 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 2 и 3 − средней тяжести.

При исследовании некоторых вопросов назначения наказания за причинение смерти по неосторожности, со вступления в силу действующего УК РФ, верхние пределы санкций за деяния, предусмотренные ст. 109 УК РФ были снижены.