Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из сравнительных данных таблицы следует, что низкий уровень профессионального стресса в группе 1 и группе 2 представлен одинаковым количеством специалистов, процент которых составляет 20%.

Средний с тенденцией к низкому уровню в группе 1 представлен 10%, а в группе 2 – 30% специалистов.

Средний с тенденцией к высокому уровню в группе 1 составил 15%, в группе 2 – 20% специалистов.

Высокий уровень профессионального стресса преобладает в группе 1 и составляет 55%. В группе 2 специалистов с высоким уровнем стресса 30%.

Сравнительные данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых группы 1 наглядно представлены на рисунке 9:

Рисунок 9 - Сравнительные данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых

При сравнении графически представленных на рисунке 9 групповых иерархий уровней профессионального стресса можно видеть, что в целом уровень профессионального стресса выше в группе 1, в которую входят специалисты гуманитарного профиля.

Математическая обработка данных осуществлялась при помощи φ-критерия Фишера. Для этого применяется следующая формула:

, (1)

где φ1- первой группы, соответствующее большей процентной доле;

φ2 - второй группы, соответствующее меньшей процентной доле;

n1 - количество испытуемых 1 группы;

n2 - количество испытуемых 2 группы.

Значение φ-критерия определяется с помощью таблиц. При φ<1,64 различия между выборками незначимы. При 1,64≤ φ ≤2,28 различия существуют для уровня значимости α=0,05, но не существуют для уровня значимости α=0,01.

При φ>2,28 различия между признаками существуют и на уровне α=0,01. Результаты являются статистически значимыми, если они равны или превышают φ критич., на уровне 5% (φ0,05=1,64).

Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых представлена в таблице 11.

Таблица 11

Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых по УТ

Составляющие удовлетворенности трудом

Группа 1

Группа 2

φ эмп.

%

φ1

%

φ2

1

Интерес к работе

Высокий

0

0

5

0,45

1,42

Средний

50

1,57

75

2,09

1,64

Низкий

50

1,57

20

0,92

2,05*

2

Удовлетворенность достижениями в работе

Высокий

0

0

25

1,04

3,28*

Средний

80

2,21

60

1,77

1,39

Низкий

20

0,92

15

0,79

0,41

3

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

Высокий

0

0

5

0,45

1,42

Средний

65

1,87

50

1,57

0,94

Низкий

35

1,27

45

1,47

0,63

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

Высокий

0

0

5

0,45

1,42

Средний

10

0,64

15

0,79

0,47

Низкий

90

2,53

80

2,21

1,01

5

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

Высокий

10

0,64

0

0

2,02*

Средний

90

2,53

90

2,53

0

Низкий

0

0

10

0,64

2,02*

6

Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

Высокий

10

0,64

30

1,15

1,61

Средний

80

2,21

65

1,87

1,07

Низкий

10

0,64

5

0,45

0,60

%

φ1

%

φ2

7

Удовлетворенность условиями труда

Высокий

0

0

15

0,79

2,49*

Средний

20

0,92

5

0,45

1,48

Низкий

80

2,21

80

2,21

0

8

Профессиональная ответственность

Высокий

5

0,45

25

1,04

1,86*

Средний

20

0,92

25

1,04

0,37

Низкий

75

2,09

50

1,57

1,64

9

Общая удовлетворенность трудом

Высокий

0

0

20

0,92

2,90*

Средний

25

1,04

20

0,92

0,37

Низкий

75

2,09

60

1,77

1,01


Согласно полученным данным (см. Таблица 11) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен низкий уровень по интересу к работе (φ эмп. = 2,05). Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе выражен в группе 2 (φ эмп. = 3,28).

Достоверные различия имеются по высокому и низкому уровням притязаний в профессиональной деятельности; также по высокому уровню удовлетворенности условиями труда, профессиональной ответственности и по общей удовлетворенности трудом.

Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей по профессиональному стрессу представлены в таблице 12.

Таблица 12

Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых (профессиональный стресс)

Уровень профессионального стресса

Группа 1

Группа 2

φ эмп.

%

φ1

%

φ2

1

низкий

20

0,92

20

0,92

0

2

средний с тенденцией к низкому

10

0,64

30

1,15

1,61

3

средний с тенденцией к высокому

15

0,79

20

0,92

0,41

4

высокий

55

1,67

30

1,15

1,65*

Согласно полученным данным (см. Таблица 12) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень профессионального стресса (φ эмп. = 1,65). По другим уровням профессионального стресса значимые различия не отмечены.

Таблица 13

Сравнительные результаты диагностики уровня профессионального выгорания специалистов

Группа/фаза

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция проф. достижений

Сформиров-ть проф. выгорания

Выс

Ср

Низ

Выс

Ср

Низ

Выс

Ср

Низ

Выс

Ср

Низ

Гр. 1

60

40

0

45

25

30

35

55

10

40

60

0

Гр. 2

30

50

20

25

35

40

25

55

20

25

60

15


Если анализировать результаты нашего исследования (см. Таблица 13), то видно, что наименьше значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют специалисты гуманитарного профиля (0%). Средний уровень имеет разницу в 10%: у специалистов группы 1 он составляет 40%, у специалистов группы 2 – 50%. Наибольшее значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют специалисты группы 1 – 60% - и треть специалистов (30%) группы 2.

На рисунке 10 зафиксированы сравнительные данные по шкале «эмоциональное истощение»:

Рисунок 10 - Сравнительные данные диагностики уровня эмоционального истощения испытуемых

Если сравнивать такой фактор, как деперсонализация, то результаты следующие: наибольшее значение по шкале имеют специалисты группы 1 – 45%. Средние показатели имеют незначительную разницу в 10% (25% в группе 1 и 35% в группе 2). Наименьше значение по шкале «деперсонализация» имеют преподаватели группы 1 – 30% и 40% группы 2.

На рисунке 11 наглядно зафиксированы полученные результаты:

Рисунок 11 - Сравнительные данные диагностики уровня деперсонализации испытуемых

Если же рассматривать такой фактор, как редукция профессиональных достижений, то среднему уровню соответствует этот показатель у 55% специалистов группы 1 и 55% группы 2. Высокий уровень по этому фактору преобладает у специалистов группы 1 (35%), в группе 2 этот показатель проявляется на отметке 25%. Наименьше значение по шкале показали участники группы 1 (10%) и 20% группы 2.

На рисунке 12 наглядно представлены сравнительные данные:

Рисунок 12 - Сравнительные данные диагностики уровня редукции

Из рисунка 12 следует, что в двух группах испытуемых преобладает средний уровень редукции личных достижений.

Различаются группы и по сформированности профессионального выгорания: в группе 1 высокий уровень сформированности у 40% специалистов, в группе 2 – у 25%. Низкий уровень в группе 1 не выявляется, в группе 2 составляет 15%. Средний уровень в двух группах составляет по 60% от числа участников исследования.

Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей по профессиональному выгоранию испытуемых представлена в таблице 14.

Таблица 14

Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых (профессиональное выгорание)


Фазы профессионального выгорания/ показатели

Группа 1

Группа 2

φ эмп.

%

φ1

%

φ2

1

Эмоциональное истощение

Высокие

60

1,77

30

1,15

1,95*

Средние

40

1,36

50

1,57

0,66

Низкие

0

0

20

0,92

2,90**

2

Деперсонализация

Высокие

45

1,47

25

1,04

1,35

Средние

25

1,04

35

1,27

0,72

Низкие

30

1,15

40

1,36

0,66

3

Редукция личных достижений

Высокие

35

1,27

25

1,04

0,72

Средние

55

1,67

55

1,67

0

Низкие

10

0,64

20

0,92

0,88

4

Сформированность профессионального выгорания

Высокие

40

1,36

25

1,04

1,01

Средние

60

1,77

60

1,77

0

Низкие

0

0

15

0,79

2,49*

Согласно полученным данным (см. Таблица 14) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 1,95). У специалистов математического профиля более выражен низкий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 2,90).

По шкалам «деперсонализация» и «редукция личных достижений» значимые различия не отмечены.

Выявлены достоверные различия по общей сформированности профессионального выгорания низкого уровня (φ эмп. = 2,49). По высокому и среднему уровням сформированности профессионального выгорания различий нет.

Выводы:

1. Общая удовлетворенность трудом у специалистов гуманитарного профиля диагностируется преимущественно на низком уровне.

У специалистов гуманитарного профиля преобладает средний и низкий уровень интереса к работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками (65% и 35%).


Уровень удовлетворенности достижениями в работе (80%), уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку (80%) и притязания в профессиональной деятельности (90%) проявляются в группе 1 преимущественно на среднем уровне.

Диагностируется низкий уровень проявления удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (90%), удовлетворенности условиями труда (80%), профессиональной ответственности (75%).

2. Выявлены достоверные различия в уровнях удовлетворенности трудом между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен низкий уровень по интересу к работе (φ эмп. = 2,05). Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе выражен в группе 2 (φ эмп. = 3,28). Достоверные различия имеются по высокому и низкому уровням притязаний в профессиональной деятельности; также по высокому уровню удовлетворенности условиями труда, профессиональной ответственности и по общей удовлетворенности трудом.

3. Показатели по уровню профессионального стресса, полученные в группе 1, существенно отличаются от показателей, полученных в группе 2. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень профессионального стресса, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности людей. Испытывая высокий уровень профессионального стресса, у специалистов группы 1 ухудшаются трудовые показатели, отмечаются трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья. Полученные результаты подтверждены статистическим анализом: выявлены достоверные различия по высокому уровню профессионального стресса - φ эмп. = 1,65.

4. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 1,95). То есть специалисты гуманитарного профиля ощущают эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

У специалистов математического профиля более выражен низкий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 2,90).

5. По шкале «Деперсонализация» достоверных различий по φ - критерию Фишера не выявлено, но у специалистов гуманитарных дисциплин процент по данному параметру значительно выше, чем у специалистов математического профиля. Проявление этого компонента у представителей группы 1 заключается в следующем:

- возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы;