Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
Суждение об общей парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.
Средний уровень УТ определяется в 45 – 55% диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1 – 44%, а высокий уровень – выше 55%.
2. Шкала профессионального стресса. Цель: диагностика уровня стресса на работе. Инструкция: пожалуйста, ответьте на вопросы теста (см. Приложение А).
Интерпретация результатов теста.
0 - 15 баллов – низкий уровень стресса. Стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.
16 - 30 баллов – средний с тенденцией к низкому уровню стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.
31 - 45 баллов – средний с тенденцией к высокому уровню. Стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.
46 - 60 баллов – высокий уровень стресса. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.
3. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Цель: изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике (текст опросника в приложении А). Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
Интерпретация: опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» - 0 баллов;
«очень редко» - 1 балл;
«иногда» - 3 балла;
«часто» - 4 балла;
«очень часто» - 5 баллов;
«каждый день» - 6 баллов.
Ключ к опроснику.
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).
«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).
«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).
Оценка уровней выгорания.
«Эмоциональное истощение»: низкий – 0 - 15 баллов, средний – 16 - 24 балла, высокий – 25 и больше.
«Деперсонализация»: низкий – 0 - 5 баллов, средний – 6 - 10 балла, высокий – 11 и больше.
«Редукция личных достижений»: низкий – 37 баллов и больше, средний – 36 - 31 балла, высокий – 30 и меньше.
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
2.2. Методология проведения исследования
Проанализируем результаты диагностики по методике «Интегральная удовлетворенность трудом», цель которой - оценить общую удовлетворенность своим трудом и ее составляющие (удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности и т.д.). В таблице 3 зафиксированы полученные данные по методике.
Таблица 3
Оценка удовлетворенности трудом (УТ). Группа 1
Составляющие удовлетворенности трудом |
Уровень УТ |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Интерес к работе |
0 |
50 |
50 |
Удовлетворенность достижениями в работе |
0 |
80 |
20 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
0 |
65 |
35 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
0 |
10 |
90 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
10 |
90 |
0 |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
10 |
80 |
10 |
Удовлетворенность условиями труда |
0 |
20 |
80 |
Профессиональная ответственность |
5 |
20 |
75 |
Общая удовлетворенность трудом |
0 |
25 |
75 |
Проанализируем полученные данные по таблице 3 по параметру «Интерес к работе»: высокий уровень удовлетворенности трудом не выявляется у испытуемых группы 1, средний уровень – у 50%, низкий уровень – у 50% специалистов гуманитарного профиля.
Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе не проявляется у испытуемых группы 1. Средний уровень – у 80% специалистов. Низкий уровень удовлетворенности достижениями в работе проявляется у 20% группы 1.
По параметру «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» высокий уровень не диагностируется, средний уровень у 65%, низкий уровень имеют 35% специалистов гуманитарного профиля.
Высокая удовлетворенность взаимоотношениями с руководством не выявляется в группе специалистов гуманитарного профиля. Средняя степень удовлетворенности – у 10% группы 1. Низкая степень удовлетворенности проявляется у большинства - 90% испытуемых.
Высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности выявляется у 10% специалистов. Средний уровень – у 90% испытуемых. Низкий уровень проявления притязаний в профессиональной деятельности не отмечается.
Высокий уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку выявляется у 10% специалистов группы 1. Средний уровень диагностируется у 80% испытуемых, низкий уровень имеют 10%.
Удовлетворенность условиями труда на высоком уровне в группе не диагностируется. Среднее проявление данного параметра диагностируется у 20% специалистов группы 1. Низкий уровень диагностируется у 80% группы 1.
Высокий уровень проявления профессиональной ответственности диагностируется у 5% специалистов. Средний уровень имеют 20% группы 1 и низкий уровень проявления у 75% специалистов группы 1.
Далее представим результаты по параметру «Общая удовлетворенность трудом». Высокий уровень проявления параметра отсутствует в группе. Средний уровень имеют 25% специалистов. Низкий уровень – у 75% испытуемых группы 1.
Проанализируем результаты диагностики по методике «Шкала профессионального стресса», целью которой является диагностика уровня стресса на работе. В таблице 4 зафиксированы полученные данные по методике.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня профессионального стресса специалистов гуманитарного профиля. Группа 1
Уровень профессионального стресса |
количество |
% |
низкий |
4 |
20 |
средний с тенденцией к низкому |
2 |
10 |
средний с тенденцией к высокому |
3 |
15 |
высокий |
11 |
55 |
Проанализируем полученные данные по таблице: низкий уровень профессионального стресса проявился у 20% испытуемых. Данный уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности специалистов.
Средний с тенденцией к низкому уровню проявился у 10% испытуемых специалистов гуманитарного направления.
Стресс представляет безусловную проблему для 15% испытуемых. Они находятся на среднем с тенденцией к высокому уровню профессионального стресса. Очевидна необходимость коррекционных действий, т.к. чем дольше данные специалисты будут работать при таком уровне стресса, тем тяжелее будет что-либо сделать с ними. Это серьезный повод для тщательного анализа их профессиональной жизни.
Высокий уровень профессионального стресса имеют 55% испытуемых. На этом уровне стресс представляет собой для специалистов главную проблему. Поскольку они могут оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение на работе необходимо ослабить.
Рисунок 1 наглядно подтверждает полученные данные.
Рисунок 1 - Данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых. Группа 1
Таким образом, рисунок 1 дает наглядное представление о том, что больше половины специалистов, участвующих в исследовании, а именно 55%, находятся на высоком уровне профессионального стресса. И еще 15% специалистов приближаются к высокому уровню - у них средний уровень с тенденцией к высокому.
Проанализируем результаты диагностики профессионального выгорания по методике К. Маслача, С. Джексона, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Цель данной диагностики: изучение степени профессионального «выгорания».
Представим результаты уровня профессионального выгорания у специалистов гуманитарного профиля в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики уровня профессионального выгорания специалистов гуманитарного профиля. Группа 1
Фазы профессионального выгорания |
Степень сформированности |
|||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Эмоциональное истощение |
12 |
60 |
8 |
40 |
0 |
0 |
Деперсонализация |
9 |
45 |
5 |
25 |
6 |
30 |
Редукция личных достижений |
7 |
35 |
11 |
55 |
2 |
10 |
Сформированность проф. выгорания |
8 |
40 |
12 |
60 |
0 |
0 |
Проанализируем данные группы 1 по фазе «эмоциональное истощение». Из таблицы 5 следует, что 60% специалистов показывают высокую степень сформированности эмоционального истощения. То есть данные специалисты имеют сниженный эмоциональный тонус, практически утратили интерес к окружающему, равнодушны или эмоционально перенасыщены, проявляют агрессивные реакции, вспышки гнева, симптомы депрессии.
На средней стадии находятся 40% специалистов. Низкая стадия эмоционального истощения у опрошенных специалистов группы 1 не проявляется – 0%.
Наглядные результаты изображены на рисунке 2:
Рисунок 2 - Данные диагностики уровня эмоционального истощения испытуемых. Группа 1
Рисунок 2 дает наглядное представление о том, что у более половины специалистов гуманитарного профиля - 60% - сформировалась высокая фаза эмоционального истощения.
Высокий уровень сформированности профессионального выгорания имеют 40% специалистов, средний уровень – 60% (см. Таблица 5).
Обесценивают межличностные отношения, проявляют негативизм, циничность по отношению к чувствам, переживаниям других людей 45% продиагностированных специалистов группы 1. То есть они испытывают высокую степень деперсонализации. Среднюю степень деперсонализации испытывают 25% опрошенных. Низкую степень - 30% специалистов группы 1.
Рисунок 3 - Данные диагностики уровня деперсонализации испытуемых. Группа 1
Рисунок 3 дает наглядное представление о том, что в группе 1 практически половина специалистов имеют высокий уровень деперсонализации – 45%.
У трети специалистов группы 1 возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере или неудовлетворенности результатами своей работы. 35% опрошенных подвержены редукции личных достижений, которая проявляется на высоком уровне. Среднюю степень сформированности мотивационно - установочного выгорания показывают 55% опрошенных. Низкую степень - 10% специалистов группы 1.
Рисунок 4 фиксирует полученные диагностические данные в группе 1:
Рисунок 4 - Данные диагностики уровня редукции личных достижений испытуемых. Группа 1
Рисунок 4 подтверждает, что половина специалистов оценивает свои возможности и достижения как средние. То есть 55% опрошенных испытывают чувство компетентности в своей профессиональной сфере и удовлетворенности результатами своей работы.