Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Выявлены также достоверные различия по общей сформированности профессионального выгорания низкого уровня.

6. Полученные данные позволяют сформулировать вывод о том, что специалисты гуманитарных дисциплин больше подвержены профессиональному выгоранию, чем специалисты математического профиля.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, нашла свое подтверждение. Действительно, существуют различия в уровне профессионального выгорания у специалистов гуманитарного профиля и уровне профессионального выгорания специалистов математического профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома профессионального выгорания в преподавательской деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В первой главе работы представлен анализ понятия «профессиональное выгорание». Изучая теоретические источники, выяснилось, что в отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (К. Маслач, Джонс, Фрейденбергер и др.). Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

По мнению Х. Фреденберга и К. Маслача, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, возникающее в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте в профессиях социальной сферы.


Н.В. Самоукина определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Также в первой главе рассматривается понятие «стресс» как неспецифическая (то есть всеобщего действия) защитная реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства (Ганс Селье). При эмоциональном выгорании проявляются три фазы стресса: нервное (тревожное) напряжение, резистенция, истощение. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Целью проведенного нами исследования было изучение синдрома профессионального выгорания (СПВ) у специалистов гуманитарного профиля. В эмпирической части исследования мы взяли выборку, состоящую из специалистов гуманитарного профиля (группа 1) и математического профиля (группа 2). В каждую группу вошло по 20 человек (всего исследовано 40).

Была выдвинута следующая гипотеза: существуют различия в уровне профессионального выгорания у специалистов гуманитарного профиля и уровне профессионального выгорания специалистов математического профиля.

Для выявления подверженности педагогов синдрому профессионального выгорания мы использовали следующие диагностические методики:

1. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом».

2. Шкала профессионального стресса.

3. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

Анализ уровня профессионального выгорания у педагогов показал, что у преподавателей гуманитарных дисциплин более высокие показатели профессионального выгорания, чем у преподавателей математических дисциплин.

Результаты диагностики по методике «Интегральная удовлетворенность трудом» показали, что у специалистов гуманитарного профиля общая удовлетворенность трудом диагностируется преимущественно на низком уровне.

Преобладает средний и низкий уровень интереса к работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками. Преимущественно на среднем уровне проявляется удовлетворенность достижениями в работе, предпочтение выполняемой работы высокому заработку и притязания в профессиональной деятельности. Выявляется низкий уровень проявления удовлетворенности взаимоотношениями с руководством, удовлетворенности условиями труда и профессиональной ответственности.


Показатели по уровню профессионального стресса (Шкала профессионального стресса), полученные в группе 1, существенно отличаются от показателей группы 2. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень профессионального стресса, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности людей. В связи с таким состоянием ухудшаются трудовые показатели, отмечаются трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья.

Специалисты гуманитарного профиля ощущают эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов (высокий уровень эмоционального стресса).

Полученные диагностические данные и математический анализ позволяют сформулировать вывод о том, что специалисты гуманитарных дисциплин больше подвержены профессиональному выгоранию, чем специалисты математического профиля.

Гипотеза нашла свое подтверждение.

Итак, проведенное исследование расширило имеющиеся представления о проблеме развития синдрома «профессионального выгорания» в педагогической среде. Материалы исследования создают возможности для разработки дифференцированных комплексных программ коррекции и профилактики синдрома «профессионального выгорания» педагогов высшей школы, с учетом гуманитарного склада их деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.

2. Ашихмина Ю.В. Жизнестойкость как ресурс совладания со стрессом // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире. – 2014. – С. 12 - 19.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях «человек - человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с. ISBN 978-5-88313-641-1

4. Володина Т.В. Особенности профессиональных деструкций у педагогов с различным уровнем жизнестойкости // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 1(1). – С.54 - 58.

5. Даниленко О.И. Жизнестойкость как ресурс совладания в ситуациях, провоцирующих разные уровни стресса // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. – 2016. – С. 191 – 193.


6. Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (19.00.01) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1973. - 17 с.

7. Кузьмина Е.И. Самооценка и жизнестойкость личности // Инициативы ХХI века. – 2014. – С. 103 – 105.

8. Кузнецова С.В., Туманова А.А. Жизнестойкость личности как психологическая проблема // Цивилизация – общество – человек. – 2017. - № 4-5. – С. 71 - 72.

9. Курина В.А. Жизнестойкость человека в современном мире // Человек в условиях неопределенности. – 2018. – С. 169 – 173.

10. Курочкина И.А. Жизнестойкость как компонента инновационного потенциала педагога // Наука, образование, общество. – 2017. - № 2 (12). – С. 69 - 76.

11. Лучанкин А.И., Кадырова Л. Жизнестойкость. В поисках концептуального персонажа. – М. Издательство «Кабинетный ученый», 2018. – 368 с. ISBN 9785758401835

12. Максименкова Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. – 2017. – Статья в сборнике трудов конференции. – С. 116 - 119.

13. Мартышова В.В. Влияние самооценки на развитие личности // Инновационная наука. – 2016. - № 6. – С. 226 - 227.

14. Матвеева Т.Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 6. – С. 124-127.

15. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. Учебное пособие. М.: Издательство: Флинта, 2015. – 296 с. ISBN 9785976520820

16. Омарова М.К. Жизнестойкость в её взаимосвязи с отдельными характеристиками личности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. - № 1. – С. 95 - 100.

17. Ощепков А.А. Жизнестойкость и жизнеспособность: соотношение понятий и их структур // Профилактика зависимостей. – 2017. - № 4 (12). – С. 65.

18. Полякова О.Б. Особенности жизнестойкости психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) // Человеческий капитал. – 2016. - № 1 (85). – С. 66.

19. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного. – Курск: КГУ, 2007. – С. 168.

20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

21. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату : сб. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Администрация муницип. образования «Медведев. муницип. р-н» Респ. Марий Эл. - Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. - С. 190 – 198.


22. Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. - 2003. - № 36. – С. 12-13.

23. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: теоретические и практические аспекты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии». Сборник статей. – СПб, 2017. – С. 7 - 16.

24. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптаци учителя // Вопросы психологии. – 2009. - № 6. – С. 57 - 64.

25. Хухлаева О. Давайте учиться «не гореть» // Школьный психолог. - 2010. - № 4. – С. 20 - 29.

26. Щукова Г.В. Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет. – М., 2011. – 52 с.

27. Юдина, Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. – 2015. - № 4. - С. 132 - 142.

Приложение А

Методики, используемые для исследования

Методика «Интегральная удовлетворенность трудом»

(Н.П. Фетискин)

1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

а. да;

б. отчасти;

в. нет.

2. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а. да;

б. отчасти;

в. нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а. да;

б. не со всеми;

в. нет.

4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

а. да;

б. не всегда;

в. нет.

5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

а. да;

б. отчасти;

в. нет.

6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

а. да;

б. время от времени;

в. нет.

7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а. да;

б. не уверен;

в. нет.

8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

а. да;

б. что-то среднее;

в. нет.

9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:

а. да;

б. среднее;

в. нет.

10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

а. да;

б. редко;

в. нет.

11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

а. да;

б. среднее;

в. нет.

12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:

а. да;

б. время от времени;

в. нет.

13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

а. да;

б. не совсем;

в. нет.

14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе: