Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
В таблице 6 зафиксированы полученные данные по методике «Интегральная удовлетворенность трудом».
Таблица 6
Оценка удовлетворенности трудом (УТ). Группа 2
Составляющие удовлетворенности трудом |
Уровень УТ |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Интерес к работе |
5 |
75 |
20 |
Удовлетворенность достижениями в работе |
25 |
60 |
15 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
5 |
50 |
45 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
5 |
15 |
80 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
0 |
90 |
10 |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
30 |
65 |
5 |
Удовлетворенность условиями труда |
15 |
5 |
80 |
Профессиональная ответственность |
25 |
25 |
50 |
Общая удовлетворенность трудом |
20 |
20 |
60 |
Проанализируем полученные данные по таблице 6 по параметру «Интерес к работе»: высокий уровень удовлетворенности трудом выявляется только у 5% испытуемых группы 2, средний уровень – у 75%, низкий уровень – у 20% специалистов математического профиля.
Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе проявляется у 25% испытуемых. Средний уровень – у 60% специалистов. Низкий уровень удовлетворенности достижениями в работе проявляется у 15% группы 2.
По параметру «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» высокий уровень диагностируется у 5% испытуемых, средний уровень у 50%, низкий уровень имеют 45% специалистов математического профиля.
Высокая удовлетворенность взаимоотношениями с руководством выявляется у 5% специалистов математического профиля. Средняя степень удовлетворенности – у 15% группы 2. Низкая степень удовлетворенности проявляется у 80%.
Высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности в группе не выявляется. Средний уровень – у 90% испытуемых. Низкий уровень проявления притязаний в профессиональной деятельности имеют 10% специалистов группы 2.
Высокий уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку выявляется у % специалистов группы 2. Средний уровень диагностируется у % испытуемых, низкий уровень имеют %.
Удовлетворенность условиями труда на высоком уровне диагностируется у 30% специалистов. Среднее проявление данного параметра диагностируется у 65% специалистов группы 2. Низкий уровень диагностируется у 5% группы 2.
Высокий уровень проявления профессиональной ответственности диагностируется у 25% специалистов. Средний уровень имеют 25% группы 2 и низкий уровень проявления у 50% специалистов группы 2.
Далее представим результаты по параметру «Общая удовлетворенность трудом». Высокий уровень диагностируется у 20% испытуемых. Средний уровень имеют 20% специалистов. Низкий уровень – у 60% испытуемых группы 2.
Проанализируем результаты диагностики группы 2 по методике «Шкала профессионального стресса», целью которой является диагностика уровня стресса на работе. В таблице 7 зафиксированы полученные данные по методике.
Таблица 7
Результаты диагностики уровня профессионального стресса специалистов гуманитарного профиля. Группа 2
Уровень профессионального стресса |
количество |
% |
низкий |
4 |
20 |
средний с тенденцией к низкому |
6 |
30 |
средний с тенденцией к высокому |
4 |
20 |
высокий |
6 |
30 |
Проанализируем полученные данные по таблице: низкий уровень профессионального стресса проявился у 20% испытуемых. Данный уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности специалистов.
Средний с тенденцией к низкому уровню проявился у 30% испытуемых специалистов гуманитарного направления.
Стресс представляет безусловную проблему для 20% испытуемых. Они находятся на среднем с тенденцией к высокому уровню профессионального стресса. Очевидна необходимость коррекционных действий, т.к. чем дольше данные специалисты будут работать при таком уровне стресса, тем тяжелее будет что-либо сделать с ними. Это серьезный повод для тщательного анализа их профессиональной жизни.
Высокий уровень профессионального стресса имеют 30% испытуемых. На этом уровне стресс представляет собой для специалистов главную проблему. Поскольку они могут оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение на работе необходимо ослабить.
Рисунок 5 наглядно подтверждает полученные данные по группе 2.
Рисунок 5 - Данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых. Группа 2
Данные диагностики уровня профессионального стресса, представленные на рисунке 5, фиксируют треть специалистов с высоким уровнем и 20% с тенденцией к высокому уровню.
Представим результаты уровня профессионального выгорания у специалистов математического профиля в таблице 8. Проанализируем данные группы 2 по фазе «эмоциональное истощение». Из таблицы 8 следует, что 30% специалистов показывают высокую степень сформированности эмоционального истощения. То есть данные специалисты имеют сниженный эмоциональный тонус, практически утратили интерес к окружающему, равнодушны или эмоционально перенасыщены, проявляют агрессивные реакции, вспышки гнева, симптомы депрессии.
Таблица 8
Результаты диагностики уровня профессионального выгорания специалистов математического профиля. Группа 2
Фазы профессионального выгорания |
Значения |
|||||
Высокие |
Средние |
Низкие |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Эмоциональное истощение |
6 |
30 |
10 |
50 |
4 |
20 |
Деперсонализация |
5 |
25 |
7 |
35 |
8 |
40 |
Редукция личных достижений |
5 |
25 |
11 |
55 |
4 |
20 |
Сформированность проф. выгорания |
5 |
25 |
12 |
60 |
3 |
15 |
На средней стадии эмоционального истощения находятся 50% специалистов (см. Таблица 8). На низкой стадии - 20% опрошенных специалистов группы 2.
Рисунок 6 наглядно представляет данные диагностики:
Рисунок 6 - Данные диагностики уровня эмоционального истощения испытуемых. Группа 2
Рисунок 6 подтверждает, что половина специалистов группы 2 находятся на среднем уровне по шкале «эмоциональное истощение».
Обесценивают межличностные отношения, проявляют негативизм, циничность по отношению к чувствам, переживаниям других людей 25% продиагностированных специалистов группы 2. То есть они испытывают высокую степень деперсонализации (см. Таблица 8).
Среднюю степень деперсонализации испытывают 35% опрошенных. Низкую степень - 40% специалистов группы 2.
На рисунке 7 зафиксированы полученные данные по шкале «деперсонализация».
Рисунок 7 - Данные диагностики уровня деперсонализации испытуемых. Группа 2
Рисунок 7 подтверждает преобладание низкого и среднего уровня деперсонализации у специалистов группы 2.
У некоторых специалистов группы 2 возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере или неудовлетворенности результатами своей работы. 25% опрошенных подвержены редукции личных достижений, которая проявляется на высоком уровне. Среднюю степень сформированности мотивационно - установочного выгорания показывают 55% опрошенных. Низкую степень сформированности - 20% специалистов группы 2.
Данные диагностики уровня редукции личных достижений испытуемых математического профиля также фиксируем на рисунке 8:
Рисунок 8 - Данные диагностики уровня редукции личных достижений испытуемых. Группа 2
Рисунок 8 констатирует преобладание среднего уровня сформированности мотивационно - установочного выгорания в группе 2. То есть 55% специалистов испытывают чувство компетентности в своей профессиональной сфере и удовлетворенности результатами своей работы.
Высокий уровень сформированности профессионального выгорания имеют 25% специалистов, средний уровень – 60%, низкий уровень – 15% (см. Таблица 9).
2.3. Анализ результатов исследования
Представим сравнительные данные по методике «Интегральная удовлетворенность трудом» в двух группах испытуемых в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительные результаты диагностики уровня удовлетворенности трудом
Составляющие удовлетворенности трудом |
Уровень УТ |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Гр. 1 |
Гр. 2 |
Гр. 1 |
Гр. 2 |
Гр. 1 |
Гр. 2 |
|
Интерес к работе |
0 |
5 |
50 |
75 |
50 |
20 |
Удовлетворенность достижениями в работе |
0 |
25 |
80 |
60 |
20 |
15 |
Удовл -ть взаимоотношениями с сотрудниками |
0 |
5 |
65 |
50 |
35 |
45 |
Удовл -ть взаимоотношениями с руководством |
0 |
5 |
10 |
15 |
90 |
80 |
Уровень притязаний в проф. деятельности |
10 |
0 |
90 |
90 |
0 |
10 |
Предпочтение выполн. работы высок. заработку |
10 |
30 |
80 |
65 |
10 |
5 |
Удовлетворенность условиями труда |
0 |
15 |
20 |
5 |
80 |
80 |
Профессиональная ответственность |
5 |
25 |
20 |
25 |
75 |
50 |
Общая удовлетворенность трудом |
0 |
20 |
25 |
20 |
75 |
60 |
Из сравнительных данных таблицы 9 следует, что по параметру «Интерес к работе» высокий уровень удовлетворенности трудом не выявляется у специалистов группы 1 и есть только у 5% испытуемых группы 2. Средний уровень – у 50% группы 1 и 75% группы 2. Низкий уровень – у 50% группы 1 и 20% специалистов группы 2.
Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе проявляется в двух группах преимущественно на среднем уровне (80% и 60% испытуемых).
По параметру «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» высокий уровень диагностируется в двух группах преимущественно на среднем уровне (65% и 50% испытуемых) и на низком уровне (35% и 45% специалистов).
Примечательно, что удовлетворенность взаимоотношениями с руководством диагностируется преимущественно на низком уровне – 90% и 80% испытуемых.
Средний уровень притязаний в профессиональной деятельности выявляется у 90% специалистов двух групп, участвующих в исследовании.
Уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку преимущественно средний – 80% специалистов группы 1 и 65% специалистов группы 2.
Удовлетворенность условиями труда на низком уровне в двух группах: по 80%.
Высокий уровень проявления профессиональной ответственности диагностируется только у 5% специалистов гуманитарного профиля и у 25% - математического. Средний уровень имеют 20% группы 1 и 25% группы 2. Низкий уровень проявления составляет достаточно большой процент от числа исследованных - 75% группы 1 и 50% специалистов группы 2.
Далее представим результаты по параметру «Общая удовлетворенность трудом». Высокий уровень не диагностируется в группе 1, в группе 2 составляет 20%. Средний уровень имеют 25% группы 1 и 20% специалистов из группы 2. Низкий уровень – 75% группы 1 и 60% специалистов группы 2.
Далее представим сравнительные результаты исследования уровня профессионального выгорания у специалистов двух групп. Данные по «Шкале профессионального стресса» расположены в таблице 10.
Таблица 10
Сравнительные данные диагностики уровня профессионального стресса специалистов
Уровень профессионального стресса |
Группа 1 |
Группа 2 |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
низкий |
4 |
20 |
4 |
20 |
средний с тенденцией к низкому |
2 |
10 |
6 |
30 |
средний с тенденцией к высокому |
3 |
15 |
4 |
20 |
высокий |
11 |
55 |
6 |
30 |