Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 442
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.
Проведённое нами педагогическое исследование мотивации учеников третьего класса к учебной деятельности, показало, что у большинства обучающихся преобладают внешние мотивы к обучению. В нашей практической работе мы стремились сформировать внутренние мотивы учения, т. е. мотивы, направленные на процесс деятельности (учения): процессуальные – интерес к процессу деятельности; результативные – интерес к результату деятельности (в том числе познавательный интерес), мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).
Для становления мотивации мы использовали не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.
Список использованных источников
Приложение А
Инструкция.
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами в Таблице А.1. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (АилиБ), соответствующую выбранному ответу.
Таблица А.1 – Текст опросника
Обработка результатов.
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику.
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы с 1 по 6, с 8 по 11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы.
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Приложение Б
Результаты диагностики «Направленность на получение знаний» у третьеклассников по методике Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Таблица Б.1 – Уровень мотивации направленной на получение знаний у третьеклассников
Проведённое нами педагогическое исследование мотивации учеников третьего класса к учебной деятельности, показало, что у большинства обучающихся преобладают внешние мотивы к обучению. В нашей практической работе мы стремились сформировать внутренние мотивы учения, т. е. мотивы, направленные на процесс деятельности (учения): процессуальные – интерес к процессу деятельности; результативные – интерес к результату деятельности (в том числе познавательный интерес), мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).
Для становления мотивации мы использовали не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.
Список использованных источников
-
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. 496 с. -
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2006. 158 с. -
Баранов С. П., Болотина Л. Р., Воликова Т. В. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 2005. 367 с. -
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009. 468 с. -
Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. [Электронный ресурс] URL: http://elib.gnpbu.ru/2001/fs,1 (дата обращения: 04. 02 2019). -
Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2016. 288 с. -
Быкова Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014 (дата обращения: 24.03.2019). -
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2006. 509 с. [Электронный ресурс] URL: https://bookap.info/deti/load/pdf.shtm (дата обращения: 13.02.2019). -
Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64-81. -
Зимняя И. А. Педагогическая психология.: учебн. для высш. учеб. завед. М.: Логос, 2007. 383 с. -
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. URL:https://infourok.ru/ (дата обращения: 10.02.19). -
Зотов К. Л. Организация современного урока. Книга для учителя ОНЛАЙН [Электронный ресурс] URL: https://hum.edu-lib.com/ (дата обращения: 11.03.2019). -
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 517 с. -
Казанцева Г. Н. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/ (дата обращения: 12.02.19.) -
Казорина А. А, Парфенова Л. Л. Формирование учебной мотивации младших школьников. Барнаул, АлтГПА, 2013. 403 с. -
Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2015. 205 с. -
Костылев Ф. В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. М.: Владос, 2014. 104 с. -
Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971. 178 с. -
Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: 2002. 264 с. -
Леонов Н. Ф. Новая эффективная дидактика. М.: Спутник, 2009. 176 с. -
Лусканова Н. Г. Анкета для оценки уровня школьной мотивации. URL: https://www.psyoffice.ru/ (дата обращения: 12.02.19.). -
Мaркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1990. 64 с. -
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с. -
Николаева Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности // Образование в современной школе. 2015, № 7/8. С. 44–45. -
Никулочкина В. Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 07.02.2019). -
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016. -
Окружающий мир: 3 класс: учебник в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016. -
Окружающий мир: 3-4 класс: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2016. 240 с. -
Психологические особенности педагогической оценки (по Б. Г. Ананьеву). [Электронный ресурс] URL:http://metodist.edu54.ru/node/270445 (дата обращения 13.02.2019). -
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопр. – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 365 с. -
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2012 г. 720 с. -
Троицкая И. Ю., Рыбакова Е. Н. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников // Молодой ученый. 2014, №21. С. 132-134. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/80/13816/ (дата обращения: 12.02.2019). -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения с изменениями и дополнениями: 22 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://kem-edu.ucoz.ru (дата обращения: 10.12.2018). -
Харламов И. В. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 2009. 520 с. -
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541с. -
Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Рига: Эксперимент, 1999. 136 с. -
Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей. М.: Интерпракс, 2014. 158 с. -
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. 560 с. -
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность – 2-е изд. М.: Смысл, 2013. 860 с. -
Холл С. История одной кучи песку. Очерки по изучению ребенка. М.: Пучина, 1998. 150 с..
Приложение А
Методика диагностики «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой
Инструкция.
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами в Таблице А.1. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (АилиБ), соответствующую выбранному ответу.
Таблица А.1 – Текст опросника
Вопрос | Варианты ответов |
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: | А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо отметил; Б) садишься посмотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день; |
2. После получения хорошей отметки ты: | А) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно тебя не спросят. |
3. Бывает ли, что ты недоволен ответом, а не отметкой: | А) да; Б) нет. |
4. Что для тебя учеба: | А) познание нового; Б) обременительное занятие. |
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: | А) да; Б) нет. |
6. Анализируешь ли ты после получения отметки, что сделал неправильно: | А) да; Б) нет. |
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: | А) да; Б) нет. |
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: | А) да; Б) нет. |
9 Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни уч.ителя: | А) да; Б) нет. |
10. Когда ты, перейдя в другой класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: | А) да; Б) нет. |
11. Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть: | А) учиться; Б) болеть. |
12. Что для тебя важнее - отметки или знания: | А) отметки; Б) знания. |
Обработка результатов.
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику.
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы с 1 по 6, с 8 по 11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы.
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Приложение Б
Результаты диагностики «Направленность на получение знаний» у третьеклассников по методике Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Таблица Б.1 – Уровень мотивации направленной на получение знаний у третьеклассников
Код обучающегося | Высокий | Средний | Низкий |
01 | 9 б. | | |
02 | | 5 б. | |
03 | | 7 б. | |
04 | | 5 б. | |
05 | 11 б. | | |
06 | | 7 б. | |
07 | | 6 б. | |
08 | | 6 б | |
09 | 10 б. | | |
10 | | 8 б | |
11 | | 6 б. | |
12 | 9 б. | | |
13 | | 5 б. | |
14 | | 6 б | |
15 | 12 б. | | |
16 | | 7 б | |
17 | | 5 б. | |
18 | | 8 б. | |
19 | | 6 б. | |
20 | 9 б. | | |
21 | | 6 б | |
22 | | 8 б. | |
23 | | 7 б. | |
24 | | | 1 б. |
25 | | 5 б | |
26 | | 5 б | |
| 6 чел. 23% | 18 чел. 71% | 1 чел. 3% |