Файл: Материалы учебной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования
МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Б2.О.04(У) Научно-исследовательская работа

(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)


Место прохождения практики:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Колобок»

Иркутская область, Тулунский район,

д. Владимировка,

ул. Молодости д 22

тел: 89041286356

Заведующая Чиликова Ольга Алексеевна
Проверил: руководитель практики

от профильной организации

_____________________________/_____________________________/

(подпись) ФИО расшифровка

__.__________.2022 г.

МП

Выполнила: обучающаяся Педагогического института 3 курса,

206322-ЗБ группы направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

Чиликова Ольга Алексеевна
Проверил: руководитель практики от ФГБОУ ВО «ИГУ»

ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Багадаева Ольга Юрьевна

Оценка руководителя практики от ФГБОУ ВО «ИГУ» ____________

______________________________/Багадаева О.Ю./Галкина И.А./
__.______.2022 г.

Иркутск, 2022г.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования


Д Н Е В Н И К

Учебной практики




Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)







(наименование практики)




Чиликова Ольга Алексеевна

(Ф.И.О. обучающегося)

обучающегося

3курса, группы 206332-3Б







обучающегося по

направлению подготовки


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль)

образовательной программы

Психология и педагогика дошкольного образования

Форма обучения

Заочная







(очная, очно-заочная, заочная)




I Календарные сроки практики

По календарному учебному графику с 21.11.2022 по 17.12.2022




Дата прибытия на практику 21.11.2022г.

Дата выбытия с места практики 17.12.2022г.

II Руководитель практики

от ФГБОУ ВО «ИГУ»

Ст. преподаватель Багадаева О.Ю., 89025439030

К.пс.н., доцент Галкина И.А., 89025121442







(ученая степень, ученое звание, должность, Ф.И.О., контактный телефон)

III Сведения о профильной (принимающей) организации




Место прохождения практики




Полное наименование организации




Юридический адрес организации




Руководитель организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»

Иркутская область, Тулунский район, д. Владимировка,

ул. Молодости д 22

Заведующая Чиликова Ольга Алексеевна, 89041286356




(должность, ФИО, телефон)

Руководитель практики

от профильной организации

Заведующая Чиликова Ольга Алексеевна, 89041286356







(должность, Ф.И.О., контактный телефон )



IV. Индивидуальные задания




Содержание выполненной работы

1.1

Установочная конференция (ознакомление с программой практики). Участие в работе установочной конференции на базе вуза

2.1

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, противопожарной защите, по обеспечению безопасности детей.

2.2

Составление индивидуального плана практики с учетом специфики базового учреждения (указать) и утверждение его у руководителя практики (указать Ф.И.О., должность).

3.1

Анализ состояния изучаемой проблемы (указать тематику) по научным и иным источникам

3.2

Определение методологической основы исследования (указать тематику)

3.3

Составление глоссария ключевых понятий исследования (вписать)

3.4

Разработка системы критериев для оценки уровня развития ребенка по исследуемым параметрам (указать в соответствии с предметом исследования)

3.5

Составление таблицы компетенций педагогов для осуществления образовательной деятельности в исследуемой области (указать в соответствии с предметом исследования) со всеми субъектами образовательного процесса

3.6

Разработка экспертного листа для оценки развивающей предметно-пространственной среды ДОО в области исследуемой проблемы (указать в соответствии с предметом исследования)

4.1

Консультирование по подготовке итоговой документации с руководителем практики

4.2

Оформление отчетной документации по итогам практики

4.3

Подготовка доклада, выступления и презентации

4.4

Итоговая конференция



Руководитель практики

от ФГБОУ ВО «ИГУ»___________________ ________________/Багадаева О.Ю./Галкина И.А./

Руководитель практики

от профильной организации ___________________/_______

вписать_______ Ф.И.О

С программой практики ознакомлен __________________________подпись студента

V. Отметка о проведении инструктажей по ознакомлению с требованиями охраны

труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка*


Наименование инструктажа

Дата

ФИО, должность, подпись лица, проводящего инструктаж (Заведующего ДОО)

Подпись обучающегося (ваша)

Вводный инструктаж

21.11

Чиликова О.А




Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда

21.11

Чиликова О.А




Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте

21.11

Чиликова О.А




Инструктаж по пожарной безопасности

21.11

Чиликова О.А




Инструктаж по правилам внутреннего трудового распорядка

21.11

Чиликова О.А






VI. РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская работа

(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Обучающейся Чиликовой Ольги Алексеевны

Внимание! Заполняется в соответствии с трудоемкостью учебной работы на практике (смотри программу практики, п. 7.2.)



Содержание выполненной работы

Дата

выполнения




Установочная конференция (ознакомление с программой практики). Участие в работе установочной конференции на базе вуза

21.11.2022



Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, противопожарной защите, по обеспечению безопасности детей.

21.11.2022



Составление индивидуального плана практики с учетом специфики базового учреждения и утверждение его у руководителя практики.

22.11.2022

23.11.2022



Анализ состояния изучаемой проблемы «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников» по научным и иным источникам

24.11.2022

27.11.2022



Определение методологической основы исследования «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников»

28.11.2022-29.11.2022



Составление глоссария ключевых понятий исследования «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников»

30.11.2022-01.12.2022



Разработка системы критериев для оценки уровня развития ребенка по исследуемым параметрам

02.12.2022-05.12.2022



Составление таблицы компетенций педагогов для осуществления образовательной деятельности в исследуемой области со всеми субъектами образовательного процесса

06.12.2022-08.12.2022



Разработка экспертного листа для оценки развивающей предметно-пространственной среды ДОО в области исследуемой проблемы

09.12.2022-13.12.2022



Консультирование по подготовке итоговой документации с руководителем практики

14.12.2022



Оформление отчетной документации по итогам практики

15.12.2022



Подготовка доклада, выступления и презентации

16.12.2022



Итоговая конференция

17.12.2022



Согласовано:
Руководитель практики

от ФГБОУ ВО «ИГУ»___________________ ________________/Багадаева О.Ю./Галкина И.А./
Руководитель практики от профильной организации ________________ ФИО

МП
VII. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАПИСИ СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ О ВЫПОЛНЕНИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
обучающегося (ФИО полностью) _Чиликова Ольга Алексеевна_,

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиля Психология и педагогика дошкольного образования,

заочной формы обучения 3 курса, группы 206322-ЗБ на период с 21.11 по 17.12.2022 г.


Индивидуальный план работы


Срок выполнения

Виды деятельности

Отметка о выполнении

Примечания

21.11.2022

Установочная конференция (ознакомление с программой практики). Участие в работе установочной конференции на базе вуза

Выполнено




21.11.2022

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, противопожарной защите, по обеспечению безопасности детей.

Выполнено




22.11.2022-23.11.2022

Составление индивидуального плана практики с учетом специфики базового учреждения и утверждение его у руководителя практики.

Выполнено




24.11.2022-27.11.2022

Анализ состояния изучаемой проблемы по теме «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников» по научным и иным источникам

Выполнено




28.11.2022-29.11.2022

Определение методологической основы исследования «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников»

Выполнено




30.11.2022-01.12.2022

Составление глоссария ключевых понятий исследования «Мнемотехники как средство развития образной памяти дошкольников»

Выполнено




02.12.2022-05.12.2022

Разработка системы критериев для оценки уровня развития ребенка по исследуемым параметрам

Выполнено




06.12.2022-08.12.2022

Составление таблицы компетенций педагогов для осуществления образовательной деятельности в исследуемой области со всеми субъектами образовательного процесса

Выполнено




09.12.2022-13.12.2022

Разработка экспертного листа для оценки развивающей предметно-пространственной среды ДОО в области исследуемой проблемы

Выполнено




14.12.2022

Консультирование по подготовке итоговой документации с руководителем практики

Выполнено




15.12.2022

Оформление отчетной документации по итогам практики

Выполнено




16.11.2022

Подготовка доклада, выступления и презентации

Выполнено




17.12.2022

Итоговая конференция

Выполнено






Руководитель образовательного учреждения ___________(роспись с расшифровкой):
МП

«____» ____________ 2022 г.

VIII. ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ,

ПРОСЛУШАННЫЕ СТУДЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

(указать, если предусмотрены программой практики)


Дата

Ф И О, должность лектора

Тема лекции, беседы, краткое содержание

21.10.2022

Рахимова З.Т.

Мнемотехника в детском саду

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемызапоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

  1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.



  1. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.



  1. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение если может

03.11.2022

Тартынская М.А.

Внедрение в учебный процесс мнемотехники в старшей группе
Немного об истории мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Бондаренко Т. М., Ткаченко Татьяна Александровна, В. К. Воробьёва, И. А. Поташко – предметно-схематическими моделями - модельные схемы, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Что дает мнемотехника?

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь ребёнка существительные, прилагательные, глаголы.

С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:

• формирование практических навыков словоизменения и словообразование;

• закрепление грамматических категорий;

• обогащение словарного запаса;

• развитие связной речи.

Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности

1. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;

3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды;

Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Перспективы развития опыта

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

Паспорт (описание) дидактического пособия «Мнемотаблицы»

1 Полное название продукта Дидактическое пособие «Мнемотаблицы» для заучивания стихотворения и пересказа текста

2 Форма представления продукта Авторское дидактическое пособие по активации навыков формирования лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи

3 Актуальность (соответствие современным тенденциям развития образования; проблема, решаемая внедрением данного продукта) Наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна и актуальна.

Одной из таких методик является – мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при развитии лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.

Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, запоминание носит в основном непроизвольный характер, наглядный материал усваивается лучше вербального.

4 Концепция продукта (идея, способы реализации) Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение или текст рассказа зарисовывается схематически. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений и рассказыванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, что значительно сокращает время обучения.

5 Новизна (в чем отличие от имеющихся аналогов, в чем инновационность) Разработанные схемы мнемотаблицы служат своеобразным планом для воспроизведения стихотворного текста и создания монолога при рассказывании, помогают детям выстраивать структуру, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

6 Востребованность (кто может использовать, область применения) Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели коррекционных и общеобразовательных групп, родители

7 Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски) Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» по коррекции нарушения речевого развития. Отсутствие ограничений и рисков – разработанный дидактический материал соответствует требованиям СанПин предъявляемым игровому материалу для детей дошкольного возраста

8 Результативность (какие изменения произошли после внедрения инновации) Обеспечивает развитие основных психических процессов, разных видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, внимания, восприятия, мышления, особенно образного.

9 Эффекты (какие произошли (возможны дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации) Побуждают детей к активному использованию в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают умение составлять описательные рассказы, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению в школе.

10 Аннотация продукта Дидактическое пособие представляет собой таблицы, где каждая ячейка, содержащая картинку, символ соответствует одному слову или целой фразе стихотворного текста или рассказа. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

11 Правила игры Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения и пересказа текста:

1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Взрослый выразительно читает стихотворение, текст рассказа с демонстрацией сюжетной картины.

3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения или текста рассказа, помогая ребенку уяснить основную мысль.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение, пересказывает рассказ с опорой на мнемотаблицу.